Все для спиннинга интернет магазин

Спиннинговые

2133-180 Удилище Спиннинговое Salmo Blaster Travel Spin 30 1.80

Удилище спиннинговое Salmo Blaster TRAVEL SPIN 30 1.80 дл.1.80м/тест 10-30г/строй M/115г/5секц./дл.тр.45см

2133-210 Удилище Спиннинговое Salmo Blaster Travel Spin 30 2.10

Удилище спиннинговое Salmo Blaster TRAVEL SPIN 30 2.10 дл.2.10м/тест 10-30г/строй M/135г/5секц./дл.тр.45см

2133-240 Удилище Спиннинговое Salmo Blaster Travel Spin 30 2.40

Удилище спиннинговое Salmo Blaster TRAVEL SPIN 30 2.40 дл.2.40м/тест 10-30г/строй M/175г/6секц./дл.тр.55см

2406-210 Удилище Спиннинговое Salmo Blaster Spin 20 2.10

Удилище спиннинговое Salmo Blaster SPIN 20 2.10 дл.2.10м/тест 5-20г/строй MF/155г/2секц./дл.тр.110см

2133-300 Удилище Спиннинговое Salmo Blaster Travel Spin 30 3.00

Удилище спиннинговое Salmo Blaster TRAVEL SPIN 30 3.00 дл.3.00м/тест 10-30г/строй M/240г/7секц./дл.тр.57см

2408-210 Удилище Спиннинговое Salmo Blaster Spin 60 2.10

Удилище спиннинговое Salmo Blaster SPIN 60 2.10 дл.2.10м/тест 15-60г/строй MF/170г/2секц./дл.тр.110см

2516-210 Спиннинг Salmo Sniper Ultra Spin 25 2.10

Удилище спин. Salmo Sniper ULTRA SPIN 25 2.10 дл.2.10м/тест 5-25г/строй M/кл.ML/185г/2ч./дл.тр.110см

2408-240 Удилище Спиннинговое Salmo Blaster Spin 60 2.40

Удилище спиннинговое Salmo Blaster SPIN 60 2.40 дл.2.40м/тест 15-60г/строй MF/205г/2секц./дл.тр.125см

2409-240 Удилище Спиннинговое Salmo Blaster Spin 80 2.40

Удилище спиннинговое Salmo Blaster SPIN 80 2.40 дл.2.40м/тест 20-80г/строй MF/235г/2секц./дл.тр.125см

2407-270 Удилище Спиннинговое Salmo Blaster Spin 40 2.70

Удилище спиннинговое Salmo Blaster SPIN 40 2.70 дл.2.70м/тест 10-40г/строй MF/245г/2секц./дл.тр.140см

2419-240 Спиннинг Salmo Sniper Travel Spin 20 2.40

Удилище спин. Salmo Sniper TRAVEL SPIN 20 2.40 дл.2.40м/тест 5-20г/строй M/кл.ML/165г/7ч./дл.тр.68см

2409-270 Удилище Спиннинговое Salmo Blaster Spin 80 2.70

Удилище спиннинговое Salmo Blaster SPIN 80 2.70 дл.2.70м/тест 20-80г/строй MF/280г/2секц./дл.тр.140см

MSW21L Спиннинг MAXIMUS WINNER 21L 2.1M 3-15G

Удилище спиннинговое MAXIMUS WINNER 21L, Длина 2,1м, тест 3-15г, строй быстрый (F), вес удилища 153г, транспортировочная длина 105см.

MSW21M Спиннинг MAXIMUS WINNER 21M 2.1M 10-30G

Удилище спиннинговое MAXIMUS WINNER 21M, Длина 2,1м, тест 10-30г, строй быстрый (F), вес удилища 174г, транспортировочная длина 105см.

MSW27L Спиннинг MAXIMUS WINNER 27L 2,7M 3-15G

Удилище спиннинговое MAXIMUS WINNER 27L, Длина 2,7м, тест 3-15г, строй быстрый (F), вес удилища 198г, транспортировочная длина 135см.

2141-210 Спиннинг Salmo Sniper Spin 15 2.10

Удилище спиннговое Salmo Sniper SPIN 15 2.10 длина 2,1м, тест 3-15г, строй M, класс L, вес 113г, 2-х частное, транспортировочная длина 113cм

MSA27MH Удилище спиннинговое MAXIMUS ARCHER 27MH 2,7M 15-40G

Удилище спиннинговое MAXIMUS ARCHER 27MH, Длина 2,7м, тест 15-40г, строй быстрый (F), вес удилища 215г, транспортировочная длина 135см.

MSW27M Спиннинг MAXIMUS WINNER 27M 2,7M 7-35G

Удилище спиннинговое MAXIMUS WINNER 27M, Длина 2,7м, тест 7-35г, строй быстрый (F), вес удилища 211г, транспортировочная длина 135см.

5724-180 Спиннинг Salmo Aggressor Jerk 70 1.80

Удилище спин. Salmo Aggressor JERK 70 1.80 дл.1.80м/тест 20-70г/строй F/кл.H/135г/2ч./дл.тр.95см

2143-210 Удилище Спиннинговое Salmo Sniper Spin 30 2.10

Удилище спиннговое Salmo Sniper SPIN 15 2.10 длина 2,10м, тест 8-30г, строй F, класс ML, вес 106 г, 2-х частное, транспортировочная длина 113cм

2143-240 Удилище Спиннинговое Salmo Sniper Spin 30 2.40

Удилище спиннговое Salmo Sniper SPIN 30 2.40 длина 2,4м, тест 8-30г, строй F, класс M, вес 136 г, 2-х частное, транспортировочная длина 125 cм

5323-180 Спиннинг Salmo Aggressor Jerk 100 1.80

Удилище спин. Salmo Aggressor JERK 100 1.80 дл.1.80м/тест до 100 г/строй F/кл.H/135г/2ч./дл.тр.95см

MSW27H Спиннинг MAXIMUS WINNER 27H 2.7M 15-50G

Удилище спиннинговое MAXIMUS WINNER 27H, Длина 2,7м, тест 15-50г, строй быстрый (F), вес удилища 219г, транспортировочная длина 135см.

2142-265 Спиннинг Salmo Sniper Spin 20 2.65

Удилище спиннговое Salmo Sniper SPIN 15 2.65 длина 2,65м, тест 5-20г, строй F, класс ML, вес 158г, 2-х частное, транспортировочная длина 136cм

Спиннинговые удилища

Спиннинговые удилища, купить стремится каждый начинающий и бывалый рыболов. Поскольку они позволяют ловить в любимой манере и на разные приманки. Интернет-магазин «Proffish» предлагает вашему вниманию спиннинговые удилища от торговых марок:

  • • «Salmo» (Латвия);
  • • « TSURIBITO » (Япония);
  • • « YOSHI ONYX » (Китай);
  • • «SHIMANO» (Япония);
    • «Lucky John» (Латвия).

Их объединяют высокие технические характеристики, выгодная цена и отменный дизайн. На сайте вы найдете спиннинговые удилища, различного:

  • • класса (легкий, средний, тяжелый);
  • • теста (от 0 г до 250 г);
  • • строя (средний, быстрый, средне-быстрый);
  • • материала изготовления (композит, углеволокно и стекловолокно);
  • • длины (от 1,5 до 3,0 м).

Спиннинговые удилища интернет-магазина «Proffish»

Модельный ряд спиннингов бренда «Salmo» заявлен удилищами, изготовленными из:

  • • углеволокна (серия «ELITE», «DIAMOND», «AGGRESSOR», «SNIPER» );
  • • композита (серия «SUPREME», «SNIPER» );
  • • стекловолокна (серия «TAIFUN»).

Первые две группы уже давно нашли своих потребителей в лице бывалых рыбаков. А удилище для спиннинга из облегченного стекловолокна отличается низкой ценой и оправдает ожидания начинающих рыболовов. Его рекомендуется использовать для троллинга, где не требуются частые забросы приманки.

Отдельного внимания заслуживает усовершенствованная группа спиннингов серии «Team Salmo». Она представлена пятью модельными рядами предназначенными для конкретных способов рыбной ловли.

Серия была разработана командой профессиональных корейских инженеров и опытных рыбаков-спортсменов. Спиннинги изготавливаются из графита разных модулей, комплектуются легкими катушкодержателями «Fuji» (Япония) и кольцами «Kigan» (Корея). Материал рукоятки – легкая пробка и плотный EVA. Подходят для ловли щук, форели, окуня, судака и других видов рыб.

«Волжанка» – это бюджетный и качественный вариант снастей. Отечественное удилище для спиннинга, купить которое можно на сайте «Proffish», отличается малым весом, высокой мощностью и гибкостью. С ним вы с легкостью поймаете осторожную плотву и хищного окуня. Подходит для любого типа лесок и катушек.

Учимся понимать водоем

В рыболовной среде можно встретить такое определение как умение «понимать» или «читать» водоем. Это выражение употребляется достаточно часто, особенно в литературных произведениях. Первое определение говорит уже само за себя, поскольку правильно разобравшийся в состоянии водоема рыбак, может гарантировать себе успешную ловлю. А вот что касается умения читать, то тут все обычно сводится к соблюдению нескольких принципов, о чем мы и поговорим более подробно.

Каждый раз, оказавшись на водоеме, мы по идее решаем одну и ту же задачу – найти кормящуюся рыбу и подобрать для нее подходящую приманку. Чтение же представляет собой не только поиск и поимку рыбы, но и оценку текущего состояния водоема. Для кого то это может показаться обычными вещами, но все же об этом стоит поговорить.

Первое, на что мы всегда обращаем внимание – это глубина. Когда рыбаки обмениваются впечатлениями о прошедшей ловле, то всегда упоминают глубины, на которых происходило большинство поклевок. Считается, что чем ниже температура воды, тем глубже уходит рыба, поэтому ее поиски будут намного отличаться в зависимости не только от времени года, но даже и от погоды в день рыбалки. К слову сказать – на крупных водохранилищах – прудах и озерах глубина увеличивается по мере приближения к плотине. На реках участки с большой глубиной обычно бывают возле берега.

Немаловажным фактором является и прозрачность воды. Для каждого водоема она своя, и удерживается на одном уровне приблизительно в течении одного сезона. Уменьшение прозрачности воды приводит к ухудшению клева, когда вода светлеет, то клев соответственно улучшается.

Не каждый рыболов знает о такой особенности, как расслоение воды, а ведь это понимание этого явления достаточно важно при поиске рыбы. Дело в том, что при сильном расслоении, те виды рыб, которые особенно требовательны к содержанию необходимого количества кислорода, перемещаются в верхние слои воды, где уже ловятся на соответствующие приманки.

Большое влияние также оказывает и подводная растительность. Многие виды рыб привязываются к определенным видам растущих в водоеме трав, а какие то подводные растения рыба наоборот старается избегать. В специализированной рыболовной литературе можно найти более подробные курсы по гидроботанике.

Ну и последний фактор – это, конечно же, внешние признаки нахождения рыбы. Таких признаков достаточно много – это может быть и бой хищника, и поведение птиц. Жереха, например можно обнаружить по его характерным всплескам, щуку по стрелкам на поверхности.

С основными признаками мы более – менее разобрались. Теперь предлагаю рассмотреть конкретную ситуацию. Допустим, есть у вас какой то определенный водоем, где вы постоянно ловили в течение прошлого сезона и клев практически всегда был хорошим. И вот приезжаете вы туда весной, с хорошим настроением, в предвкушении открытия нового сезона. А тут вдруг оказывается, что уровень воды стал метра на 3 ниже, чем в прошлом году. Участки с травянистым дном теперь уже оказались просто берегом, а рыба словно куда то исчезла и все ваши попытки поймать что–либо поплавочной удочкой или спиннингом просто безрезультатны. В общем рыбалка, на которую мы так рассчитывали вдруг не состоялась и впору собираться домой. Как же быть в такой ситуации? Попробуем разобраться.

Скорее всего, весна в этом году получилась довольно холодной, из-за чего искать рыбу на мелководье нет никакого смысла. К тому же при таком ходе событий, когда состояние водоема близко к ранней весне, на больших глубинах активной рыбы вы также не найдете. Из-за прохладной погоды скорее всего еще не успел сформироваться термоклин, поэтому нет никакого смысла искать рыбу и в толще воды. Что получается в результате? Интересующая нас рыба, в данном случае это будет хищник, скорее всего, будет держаться на участках с глубиной от 2 до 4 метров, ближе ко дну.

А вообще в подобных ситуациях успех приносят нестандартные действия. Даже если у вас и есть несколько своих, уже проверенных мест, то вы просто потеряете время, пока будете их облавливать. И порой только выходит за предполагаемые рамки ловли может принести результат. Так, например нередки случаи, когда после резкого изменения уровня воды не удается ничего поймать на своих привычных местах, на глубинах до 5-6 метров. А вот стоит сместиться на случайное место и попытать счастья на глубине в 10-12 метров, как поклевки начнут следовать одна за другой.

Еще один способ не допустить провальной рыбалки – это резко поменять тип приманки. Допустим, ловите вы на джиг – поклевок нет. Тогда уже начинаете экспериментировать, ставите воблер. Только в таком случае, он должен быть как можно крупнее, если вы действительно рассчитываете на поимку солидного экземпляра.

«Водоёмы». Занятие-беседа по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Еремина
«Водоёмы». Занятие-беседа по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

дать представление о некоторых видах природных водоёмов; рассказать об источниках питьевой воды; активизировать и обогащать словарь детей существительными. Прилагательными по теме занятия; прививать бережное отношение к воде.

Материал:

фотографии, картинки, рисунки с изображение различных природных водоёмов; географическая карта мира или глобус; карта Мурманска; модель возвышенности.

Ход занятия.

В. : Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Вода есть в морях, океанах, реках, прудах, ручьях и родниках. Вода попадает на Землю и в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде. Что это такое? (лёд, снег) – ответы детей.

В. : Правильно, ребята! Всё это – разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку и всему живому на Земле.Как вы думаете: что является самыми большими водоёмами на Земле? (ответы детей.)

В. : Правильно! Океаны и моря – самые большие водоёмы, или хранилища воды на Земле. Всего на нашей планете 4 океана и около 90 морей. (рассказ сопровождается показом на глобусе или карте). Все океаны и моря – это один огромный водоём. Вода всё время перетекает из морей в океаны, из океанов в моря. А с поверхности земли в окружающие ее моря и океаны стекают сотни больших и маленьких рек. Реки питаются водой ледников, болот.

Читайте также:  Берш на мормышку

Любая река начинается с ручейка, вытекающего из-под горы или из озера, из ключей и родников, бьющих из-под земли. Начало реки называется ИСТОК. (повторить новое слово всем вместе) Сбегая под уклон, река вбирает в себя дождевую воду, другие ручьи и потоки и становится всё больше. Большинство рек течет к морю, выбирая обычно наименее трудный, но извилистый путь. Некоторые реки перед морем разделяются на несколько речушек. Такое место называется ДЕЛЬТА реки (повторить новое слово всем вместе). Рассказ сопровождается выставлением фотографий и показом по карте. Место, где река впадает в море, называется УСТЬЕ реки (повторить новое слово всем вместе).

Демонстрация стока воды на макете. (макет выполнен из пластилина на пластиковом основании круглой формы. В центре макета заснеженные горы, от них отходят по разным сторонам бороздки, которые переходят в более широкие – реки. По всему краю диаметра выполнен один водоем – море. Наглядно показываем как вода стекая с гор (полит из любого сосуда сверху) – таяние снега, по бороздкам-речкам, попадает в океан).

Вода не всегда течет по поверхности Земли. Иногда река прокладывает себе русло под землей и пополняет подводные озёра. Оттуда вода часто поднимается на поверхность земли через тонкие каналы и образует родники. Вода в родниках всегда очень чистая.

На территории нашего города и области тоже много родников. Кто из вас был хотя бы раз у родника? (рассказы детей) Какая вода в родниках на вкус (ответы детей)

В. : Правильно! Вода в родниках чистая, пресная, пригодная для питья. А вот морская вода – солёная. И для питья не годится.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «У моря».

К берегу бежит волна. В след за ней ещё одна.

Эта – выше, эта – ниже, эта – вовсе не видна,

А на берегу морском будем мы играть с песком.

Будет башня из песка, как до неба, высока.

В. Морская вода содержит много различных солей, например, солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму. Часто простуженным людям врачи советуют ездить на море, для того, чтобы купаться в морской воде. Полоскать ею горло, принимать ванны из морской воды. После поездок на море люди или совсем перестают болеть,или заболевают гораздо реже: так укрепляет организм морская вода.

Речная вода называется пресной, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской. После очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. Этой водой мы моемся, из неё готовим супы, ею завариваем чай.

На территории нашей области тоже много озер и рек. (показ по карте)

Но самая длинная река в мире – Нил – находится в Африке (показать на карте). Она протянулась на 6671 км и впадает в Средиземное море.

Самая полноводная река в мире – Амазонка в Южной Америке. На пути к океану она вбирает в себя более 15 тысяч рек и речушек. (показать на карте)

Иногда на пути рек встречаются крутые скалы – и река, падая с них, образует водопад. Самый высокий водопад в мире называется АНХЕЛЬ. Его высота 1054 метра (это выше здания в 220 этажей)_(демонстрация фотографий)

В. : В заключении давайте вместе вспомним о каких водоемах шла речь (ответы детей)

Еще раз посмотрим по карте, какие водоемы есть в Мурманске и его пригороде, послушаем ваши рассказы о походах к водоемам.

Домашнее задание: составить вместе с родителями репортаж или фоторепортаж об отдыхе у водоема.

Кратковременный проект на тему: «Волшебница вода». Актуальность проекта: В наше время основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди.

Электронное дидактическое пособие «В мире живой природы» Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно.

Как Прочитать Водоем

Все мы понимаем важность локации, определения местоположения карпа, однако помимо очевидных факторов, таких как преобладающий ветер, особенности озера – отмели, островки, заросли водорослей и т.п. – на какие ещё моменты стоит обращать внимание, когда впервые приступаешь к ловле на новой воде? Развернутый ответ нам даст Дэйв Лэйн…

Многое зависит от параметров водоёма: его размера, расположения и, конечно, количества обитающей в нем рыбы. Маленькое озеро, существенно не изменяющее свои размеры и глубину, не потребует серьёзного умственного напряжения при подготовке, так как здесь всё будет сделано по обычному шаблону: нужно просто определить, где сейчас рыба и как она изменила своё поведение под влиянием карпятников с тех пор, как мы ловили в прошлый раз.

Однако стоит заметить, что и в небольших озёрах до сих пор есть места, которые игнорируют рыболовы. Точки в секторах, где ловят редко (или никогда), – именно такие места всегда привлекают моё внимание. Дело в том, что карпятники зачастую гораздо бóльшие рабы своих привычек, чем их добыча.

Они попеременно ловят в “топовых” секторах и набрасываются на одни и те же точки, потому что именно там был пойман последний карп. Они всегда следуют популярным тенденциям, одному и тому же методу ловли и неизбежно попадают в ловушку: находятся в секторах, где недавно ловилась рыба, абсолютно не обращая внимания на те небольшие участки, которые не удостоились звания изобильных точек ловли.

Если мы возьмём прямоугольное озеро, скажем, 200м в ширину и 400м в длину, не имеющее ни гравийных отмелей, ни густых зарослей водорослей, то, думаю, мне даже не нужно туда ехать, чтобы предсказать, где будет сосредоточена основная активность рыболовов. Два из четырёх углов будут популярными точками ловли: одна на юго-западе, куда дует юго-западный ветер, и одна, вероятно, противоположная, откуда дует ветер.

Один из углов получит славу «сектора без карпа» из-за своей глубины и заиленности, а другой будет использоваться для сталкинга, так как он слишком мелководный, чтобы там надолго задерживаться. Основная область ловли будет на расстоянии 95м или более от секторов посередине, и никто даже не попытается забросить на дистанцию в 20м (если, конечно, дело не происходит летом, когда видно, что рыба на самом деле там).

На большой акватории необходимо учесть множество мелких деталей.

Я понимаю, что это достаточно смелое заявление, но описанную картину сегодня можно наблюдать на огромном количестве водоёмов. Также, наблюдая за рыболовами, можно узнать никак не меньше, чем наблюдая собственно за водой. Поэтому мой девиз на меленьких и запрессованных водоемах таков: смотри, запоминай, а потом делай что-то абсолютно противоположное.

Даже если рыба действительно (как в этом сценарии) на расстоянии 90 метров от секторов посередине, я попытаюсь найти что-то альтернативное всем известной популярной точке ловли. Какое-то менее очевидное место – заросшее или чистое – поблизости, участок, который я смогу назвать своим собственным и который покажется рыбе менее опасным и страшным, чем постоянно прикармливаемая “горячая” точка, где не прекращается обстрел.

Подобные места с непрекращающейся ловлей будут практически бесперебойно “поставлять” карпа из-за постоянного наличия прикормки и внушительного количества часов, вложенных в них со стороны рыболовов. Но крупный карп будет очень часто избегать их, и если бы вы смогли отправиться на экскурсию по водоёму на лодке, вы бы увидели, почему.

В тех местах, где ловля не прекращается годами, не осталось ничего: ни натурального питания, ни ила – только прикормка и огромное пустое пространство, где этот подарок рыболовов – главное действующее лицо.

Вместо следования заезженному шаблону, я бы постарался подбросить жменю прикормки в так называемый «сектор без карпа» каждый раз, как прохожу мимо, забирался бы на деревья и рассматривал маршруты, по которым рыба следует из одной известной точки ловли в другую, и искал бы что-то на этих маршрутах.

Поиск рыбы на большом водоеме – ключевой фактор.

Ветер помог выследить этого красавца.

Другая особенность, которую стоит всегда принимать во внимание, – это солнце, место восхода и районы озера, где вода максимально нагреваются в течение дня. Эта информация бесценна в более холодное время года, и укромный угол, выходящий на восток, может предложить отличную альтернативную возможность для сессии, обычно не попадающую в поле зрения большинства карпятников из-за наличия тех самых «горячих» секторов.

Итак, на небольших или запрессованных водоёмах я ищу что-то необычное и не привлекающее всеобщего внимания, такое, что остальные рыболовы проигнорируют, и я смогу превратить этот сектор в мои владения, по крайней мере, на какое-то время, пока оно, в свою очередь, не станет новой “горячей точкой”.

Большие водоёмы

Большие озёра и те водоёмы, которые отличаются большим разнообразием с точки зрения их формы и топографии, требуют гораздо более серьёзных умственных затрат. Там непременно будут обширные районы, которые едва ли стоят затраченных усилий, и маленькие местечки, которые выглядят непрезентабельно, но оказываются крайне важными и выгодными для ловли кочующего карпа.

Я недавно начал новый сезон на большом водоеме, и он является прекрасным примером именно таких обширных мест с твердым дном, в которых мне так нравится охотиться за трофеями. Нельзя ожидать, что соберёшь всю информацию о подобной акватории за пару обходов. Я потратил огромное количество времени, рассматривая его на Google Earth и пытаясь понять, по каким маршрутам карп может следовать из одного района озера в другой.

Проходы между заливами не так результативны, как кажутся.

На большом озере столько разных нюансов, и все их необходимо учесть. Например, сильный ветер не всегда может гнать воду в том направлении, которого ты ожидаешь. Всю картину могут изменить подводные отмели и заросли водорослей.

Рыба часто придерживается гравийных отмелей как транспортных маршрутов. Понимание топографического облика озера, особенно его больших чистых районов, в значительной степени поможет вам продуктивно провести на нем несколько дней с оснастками в воде.

Водоем, на котором я нахожусь, имеет несколько больших заливов, также множество каналов, соединяющих их с более мелкими заливами, – одним словом, минное поле из воды, разделённой незначительными участками суши. Они такие замысловатые и запутанные, что поначалу довольно легко потеряться и очутиться на крошечном клочке земли, со всех сторон окружённом водой.

В таких ситуациях можно часто найти вход и выход из залива – места, где непременно проплывает карп, когда заходит в залив или выплывает из него. Однако это не всегда лучшее место для ловли. Я уже испытывал подобные места и могу сказать, что соединительные каналы зачастую бесполезны, так как рыба просто проходит через них, не задерживаясь и не замедляя ход.

Моему суждению есть отличный пример – водоем, который представлял собой четыре озера, соединённых раскопанными каналами. Мне пришлось вычислить, не только в каком из четырёх озёр находилась рыба, но и какая именно часть выбранной акватории нравилась подводным обитателям больше всего.

Нужно было выбрать, наверное, из полудюжины уголков, выходящих на юго-восток, самое перспективное. Затем ещё учесть дующий ветер и понять, будет ли рыба следовать потоку воздуха через каналы к дальнему, самому глубокому краю озера, или просто “завернёт” в ближайшее укромное место.

На таком водоеме необходимо изучить привычки карпа, потому что, в отличие от менее крупных акваторий, в таких местах рыба, как правило, придерживается одних и тех же принципов поведения год за годом.

Здесь я уже не буду искать ничего необычного – наоборот, буду стремиться найти очевидные закономерности, что-то нормальное и регулярное, секторы, в которых я буду уверен в непременном появлении карпа. Ведь на большом водоёме можно бесполезно просидеть очень долгое время, уютно устроившись в тихом уголке, считая, что вы на “золотой жиле”.

Читайте также:  Советы начинающим аквариумистам о разведении аквариумных рыбок

Крайне сложно проследить маршрут на таком озере.

Попробуй, выбери наилучшее место.

Рыба – вот на что я обращаю внимание на большом водоеме. Знаю, это звучит банально, но на огромных и насыщенных акваториях есть столько всего, отвлекающего внимание от главного. Вы видите столько “идеальных” мест, что кажется преступлением не забросить туда оснастки на ночь-другую – а вдруг монстр клюнет.

Я также пытаюсь думать не только о том, где я могу поймать рыбу, но и о том, где мне поймать ту рыбу, на которую я нацелен. На больших водоёмах карп редко (возможно никогда) сбивается в один большой косяк или одинаково реагирует на изменяющиеся условия. Был случай, когда сильный юго-восточный ветер практически толкал рыбу в один сектор, он завывал над открытым пространством озера и посылал огромные клубы пены.

Рыба реагировала ожидаемо: перекатывалась на волнах и выпрыгивала из воды, кормясь прямо у берега. Именно в таких условиях я поймал своего первого карпа за 10кг на том водоеме, благодаря своим инстинктам, которые подсказывали мне, где ловить.

Но теперь, когда у меня есть возможность оглянуться назад, я сомневаюсь в том, что тогда там передо мной была сколько-нибудь стоящая большая рыба, а не обычный для тех мест карп. Весьма вероятно, что знаменитые трофеи за двадцатку, обитающие в этом озере, укрывались от ветра в маленьком заливе, полном коряг, на противоположной стороне водоема.

Молодняк обычно реагирует именно так, как ты ожидаешь: постоянно следует за ветром, когда тот меняет направление. А более крупный и опытный карп, к которому применима характеристика “рыба своих привычек”, нуждается, как правило, в более убедительных причинах сменить привычное поведение.

Мне лишь однажды удалось изменить поведение карпа на большом озере. Истратив впечатляющие запасы прикормки и своего времени, я создал участок, куда рыба всех размеров заплывала почти каждую ночь, несмотря на погоду и другие факторы, влияющие на обстановку. Я выбросил сотни килограммов корма на гравийную отмель, поэтому у карпа с лещом каждую ночь был накрыт банкет.

Даже когда ветер толкал их в совершенно противоположном направлении, и все условия выглядели абсолютно неблагоприятными, я всё равно ловил, но это было очень редкий, затратный с точки зрения времени и прикормки сценарий.

На большой дикой акватории часто приходится останавливаться в сложных местах.

Возвращаясь к вопросу

Итак, изначальный вопрос был: “На какие ещё факторы следует обращать внимание, когда впервые приступаешь к ловле на новой воде?”

Когда я приезжаю на большой водоем, то обращаю внимание на все зоны, которые могут приглянуться рыбе, а потом “вычеркиваю” всё лишнее, чтобы сократить область исследования. Я ищу рыбу, отмечаю все места, где её встречаю, и пытаюсь понять, как она туда попала, каким маршрутом она перемещается из пункта А в пункт В и какие достойные внимания объекты встречаются ей по пути.

Я ищу точки для “засады” и места, куда стоит забрасывать много прикормки, поскольку можно ожидать регулярных появлений рыбы. Мне нравится иметь регулярно прикормленное место, даже если я не так часто там устанавливаю свои ловушки.

В основном я ищу участки водоема, обладающие естественным вниманием карпа, – эту информацию я добываю, сочетая простое наблюдение собственными глазами и расспросы других карпятников, знающих местность. Получается противоположный процесс малым водоемам, где я стараюсь исследовать привычки других карпятников, чтобы избегать повторений.

На большом озере знание – сила, и чем больше я знаю, тем больше у меня шансов. Это, конечно, не значит, что я делаю в точности то, что делали до меня, но эта информация позволяет мне принимать осознанные решения, даёт знания, на получение которых иным способом ушли бы годы. Я могу, по крайней мере, проверить рекомендованные участки водоема или попробовать найти новые на основе показанных маршрутов.

Охота за большим карпом – это в той же мере вопрос терпения, что и навыка.

На большой воде столько нюансов, что на понимание всего уйдут годы: движение воды при ветре, эффект, который оказывает глубинное течение при обилии отмелей и заливов и т.д. Некоторые места активизируются в то или иное время, и карп прекрасно это чувствует, он ждёт определенного момента и временно меняет свои привычные места обитания.

Возможен такой сценарий, когда прикормленное место, которое не особо интересовало рыбу весь год, превратится в рабочую точку на неделю или две. Крайне сложно уловить такой момент, но если вам удастся, то вы наверняка сможете обновить свой личный рекорд.

Для меня в этом и заключается прелесть больших водоёмов: фактор внезапности и свидетельство того, что, окажись ты в нужное время в нужном месте, всё становится возможным.

Непредсказуемость и ожидание создают привлекательность ловли трофейного карпа. Зачастую процесс приятнее конечного результата, ведь без продумывания стратегии и совершения ошибок поимка трофея стала бы пустым и неважным событием.

Учитесь понимать водоем

Первое знакомство с незнакомой водой

Не так уж часто случается, что рыболов вдруг оказывается на совершенно незнакомом озере или речке. Чаще он хотя бы понаслышке знает, какая рыба там водится и основные особенности: проточное озеро или замкнутое, тихая речка или с характером. Но в любом случае новый водоем ему придется “прочесть” самому.

Вот что подразумевает под этим известный рыболов К. Кузьмин:

“У рыболовов есть такое понятие, как “понимать”, или “читать” водоем. “Чтение” водоема включает в себя оценку его текущего состояния, направленную не только на поиск рыбы, но и на выбор технологии ее ловли, поскольку все это необходимо решать в комплексе”.

И если уж случилось начинать ловлю в совсем незнакомом месте, то “чтение” лучше всего начинать с расспросов местных жителей или других рыболовов. По крайней мере, они расскажут о рыбе, здесь обитающей, и об особенно бурном клеве. хотя бы и в позапрошлом году. Не стоит надеяться на более подробные сведения: чаще всего местные рыболовы очень плохо знают особенности местной рыбалки и сами не прочь поучиться у заезжего специалиста.

Вряд ли стоит пробовать ловить леща на небольшом озере, которое наверняка, по классификации лимнологов, не относится к судаково-лещевому. Впрочем, бывают очень компактные озера, в которых лещ обитает — тем приятнее будет в этом убедиться, ориентируясь поначалу на лов плотвы или карася.

Небольшие кружки на воде, создаваемые верховкой, а возможно, и другой рыбьей мелочью, сразу подскажут, что и окунь, пожалуй, может продемонстрировать охоту на них, хотя и не прямо сейчас. Более сильные всплески говорят о щуке.

А вообще обилие всплесков — признак богатства водоема. Это же относится и к обилию водной растительности, но далеко не всякой. Порой застоявшиеся пруды зарастают так сильно, что рыбе и в летнее время не хватает кислорода. Следует помнить, что богатые рыбой водоемы любят навещать серые цапли, чомги, чайки.

Глубину и характер дна сразу не определишь, тем более не имея лодки. Известно, что “серьезная” рыба любит протяженные перепады глубин — бровки. Интересуется она и небольшими ямами или резкими повышениями дна. Найти их придется хотя бы простейшим грузиком с лодки либо современным эхолотом. Важно запомнить эти места на обширной водной глади для последующих рыбалок — “записать прочитанное”. Современные навигационные приборы помогут это сделать.

Кажется, редко бывают случаи, когда с совершенно незнакомого водоема рыболов в первый раз возвращался с баснословным уловом. Но если он был хорошо “прочитан” и в результате появилась надежда, то стоит посетить его снова, хотя вряд ли кто-то даст гарантию хорошей рыбалки в следующий раз.

Виброхвост в “шляпе”

По весне спиннингисты могут ловить на самые простые колебательные блесны — голодная после нереста щука становится неразборчивой и бросается буквально на все, что блестит. Однако летом, насытившись, она становится гораздо осторожнее и обмануть ее непросто. Надо переходить на более эффективные современные приманки.

Казалось бы, виброхвост или твистер идеально подходят для ловли в период бесклевья. Но некоторые рыболовы предлагают улучшить их внешний вид, игру, а следовательно, и привлекательность для хищников. Делается это простейшим образом.

Из кусочка не слишком толстого пластика любого цвета нужно вырезать кружок и проделать в нем отверстие, а затем надеть на колечко джиг-головки. Считается, что такая “шляпка” значительно улучшает игру силиконовой приманки на начальном этапе движения у дна. Разумеется, цвет кружка надо подобрать для конкретного водоема и рыбы.

Беседа на тему «Пруд» для детей подготовительной группы

Познавательная беседа для старших дошкольников про Пруд

Ребята! Сегодня мы узнаем об одном небольшом водоеме.

Он слегка затянут ряской,

Струйки не бегут.

Зачарованный, как в сказке

Старый, тихий . (пруд).

Пруд — водоем в естественном или искусственном углублении или место у реки, где построена запруда.

Если в городе, селе или деревне поблизости нет ни реки, ни озера, жители обычно создают искусственный водоем — пруд. Его заполняют пресной водой. В прудах нередко разводят рыб — зеркальных карпов. Послушайте стихотворение.

Старый пруд

Симпатичный карп зеркальный

По волнам скользил хрустальным,

Он головкой мне кивнул,

Гибким хвостиком вильнул.

Как хорош заросший пруд!

Пышно лилии цветут,

Над водой склонились лозы,

Тихо шелестят березы.

Здесь кувшинки воду пьют.

Сказочный, заросший пруд!

Вокруг прудов пышно разрастаются растения, которые любят влагу. Их называют влаголюбивыми. Весной черемуха роняет в спокойные воды тихого пруда свои белые душистые лепестки. В зарослях ивы и черемухи заливаются, поют соловьи. Ивы склоняются над водой и касаются узкими серебристыми листочками ее поверхности. Возле прудов растут ольшаник и краснотал. Эти кустарники тоже тянутся к воде. По берегам прудов цветут голубые незабудки, желтые калужницы.

Вода в прудах стоячая, она не бежит, как речная, а словно тихо дремлет на солнце.

♦ Для чего может пригодиться вода из пруда?

Из прудов берут воду для полива садов и огородов, в них купаются — ведь вода в пруду теплая. Иногда в них полощут белье, поят коров, лошадей и другой скот.

В тихих прудах нередко разводят карпов. У карпа нежное розовато-белое мясо, приятное на вкус.

В Россию карпов завезли в XV в., их стали выращивать в Царицынских и Пресненских прудах.

Обычно карпов разводят в трех прудах: в одном они мечут икру, в другом подрастают мальки, в третьем карпы зимуют. Эти рыбы питаются мелкими рачками, корешками растений, их можно кормить и протертыми овощами и рыбной мукой.

Днем они любят дремать, забившись под коряги, а в сумерках и ночью оживляются и спешат на кормежку.

Обидчивый император

Давным-давно это было. Однажды китайский крестьянин отправился на рыбную ловлю. Рыбалка оказалась счастливой! В свои сети он поймал много рыбы, среди которой были и два крупных сазана.

Рыбак принес богатый улов домой и уже хотел было отдать его жене, чтобы та приготовила жаркое, но неожиданно его младшая дочь попросила отца подарить ей красавцев-сазанов.

Крестьянин не мог отказать своей любимице. Он пустил сазанов в большую бочку с водой.

Те обрадовались, что снова очутились в родной стихии, стали весело резвиться, сверкая серебристой чешуей. Скоро у парочки сазанов появились дети — маленькие сазанята. Заботливый крестьянин вырыл для них неглубокий пруд, выложил его дно цветными камешками, ракушками и пустил туда рыбок.

Девочка любила сидеть возле прудика и любоваться веселыми играми молодых сазанов. Она угощала их кусочками рисовых лепешек. Рыбы привыкли к ней и брали корм из рук.

Читайте также:  Как избавиться от поклёвок ерша: полезные советы и хитрости

Однажды дочь крестьянина сидела у воды и пускала солнечных зайчиков небольшим старинным зеркальцем в красивой оправе. Сазаны любовались игрой солнечных лучей, и одна сазаниха вздохнула:

— Ах, если бы наша чешуя сверкала, как это зеркальце, тогда бы мы еще больше полюбились доброй девочке!

Не успела она это промолвить, как ее чешуйки стали похожими на маленькие зеркала. (Ведь зеркальце, которым играла девочка, было не простое, а волшебное!) Дочка крестьянина очень обрадовалась, когда увидела, какими красивыми стали ее ручные рыбки!

С тех пор домашних сазанов стали называть зеркальными карпами.

Почему зеркальными? Я думаю, вы догадались. А слово «карп» в переводе означает «урожай». В самом деле, эти рыбки плодовитые, их семейки растут очень быстро.

Скоро в маленьком пруду карпов развелось так много, что рыбам стало тесно. Добрый крестьянин дарил карпов своим друзьям и родным, и те тоже стали разводить их у себя дома.

Один раз крестьянин догадался выпустить карпов на рисовое поле. (Вы ведь знаете, что рис хорошо растет под водой.) Карпы плавали в теплой воде среди кустиков риса и поедали вредных червяков, личинок и жучков. Рис на поле стал расти лучше, и осенью крестьянин собрал богатый урожай.

Получилось так, что старый китайский император умер, и правление страной перешло в руки его сына.

Однажды императорский повар приготовил для него жаркое из карпа и подал на золотом подносе. Император отведал рыбы, и кушанье ему очень понравилось.

— Что это за рыба? — поинтересовался он.

— Карп, Ваше Величество, — с поклоном ответил придворный.

— Карп? — переспросил император и очень разгневался.

Вы спросите, почему? Да потому что китайский иероглиф «Ли» означает слово «карп», а императора звали Ли-Ши-Мином. Обидчивому императору показалось, что его достоинство унижено. Простая рыба не смеет называться так же, как сам император!

С тех пор Ли-Ши-Мин запретил китайцам разводить карпов.

Теперь, дорогие ребята, вы знаете, почему в Китае перестали разводить этих прекрасных рыб.

♦ Куда однажды отправился китайский крестьянин?

♦ О чем попросила его дочка?

♦ Почему карпов называют зеркальными?

♦ Расскажите о волшебстве, которое произошло с помощью зеркала.

♦ Чем карпы помогали крестьянину?

♦ Почему разозлился император Ли-Ши-Мин?

♦ Почему в Китае больше не разводят этих прекрасных рыб?

Урок–игра по теме “Водоемы как природное сообщество”

Целеполагание для учителя: познакомить учащихся с водоёмом как сообществом, с разнообразием обитателей пресного водоёма. Раскрыть и объяснить связи между членами сообщества водоёма. Развивать коммуникативные навыки в ходе работы по группам. Развивать логическое мышление. Сформулировать правила, направленные на охрану обитателей водоёма. Научить детей бережному отношению к водоёмам. Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

Целеполагание для ученика: знать названия растительного и животного мира пресных водоёмов края (не менее10 названий растений и животных). Понимать значение связей между членами сообщества пресного водоёма, уметь рассказать о них. Знать правила поведения вблизи водоёмов и соблюдать их.

Оборудование: фотографии с изображением осоки, лотоса, рогоза, стрекозы, рака, лягушки, щуки; буквы В О Д О Ё М; плакат с изображением пресного водоёма; 2 конверта, где находятся картинки с представителями животного и растительного мира; альбомные листы и фломастеры.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока. Актуализация опорных знаний.

Мы все снимаем угол свой у матушки – природы,
И крыша нам над головой – суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно – кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто – поздней ложиться.
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас – спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться.
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен! [1]

Сегодня мы с вами проведём увлекательную игру и познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами.

Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то ученик, который его сказал, может открыть любую букву.

На доске карточки с буквами. Ответ: ВОДОЁМ

1. Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)

2. Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)

3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море. (Река)

4. Молодые берёзки
Свои перед нами
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём отражается:
Как это зеркало называется? (Пруд)

5. К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился – весной. (Ручей)

6. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море)

Назовите лишнее слово из слов, которые вы отгадали и объясните свой ответ

Море. Так как это не пресный водоём.

На уроке будем говорить о пресных водоёмах. Узнаем, какое сообщество существует в пресных водоёмах растительного и животного мира, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества. Создадим картину пресного водоёма и рассмотрим связи, которые существуют в нём.

Как вы представляете, что такое водоём?

Представление учащихся о водоёме.

Итак, водоём – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные, рыбы, насекомые и моллюски.

Звучит музыка изображаемая шум воды. Показать картины с изображением озера, реки, пруда, болота.

В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует водоёмы. Какие бывают пресные водоёмы?

Естественные водоёмы – это водоёмы, которые созданы природой, без участия человека.

Искусственные водоёмы – это водоёмы, которые создал человек.

Приведите примеры искусственных и естественных водоёмов и как они образуются.

Если понижение замкнуто, и воде некуда деться, образуется озеро. Это естественный водоём. Часто люди сами создают искусственные водоёмы. Они называются пруды.

Какой пресный водоём может человек иметь дома? Какие представители в нем обитают?

Аквариум. Водоросли, улитки, рыбы.

Кто природу любит,-
Много о ней знает,
Тот на картинки взглянет
И мигом угадает.

Начинаем первый этап игры. Посмотрите на картинки и запишите в два столбика названия обитателей пресных водоёмов, которые вам уже знакомы.

РастенияЖивотные
Лотос

Проверка в устной форме.

Рыбки плавают, резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя
Не знает дно речное. [1]

4. Работа над новым материалом. Введение новых понятий.

На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. Но чем ближе к воде, тем почва более влажная. У самой воды деревья и кустарники расти не могут, так как у них вымокнут корни. Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А так же есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма – прибрежные или водяные – хорошо приспособлены к своей среде обитания. Давайте отгадаем некоторые из них.

Стоит над водой,
Трясёт бородой. (Камыш)

Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Не кому не говорит. (Ива)[2]

В воде и около неё обычно много обитателей животного мира. Это пресноводные, моллюски, насекомые, водоплавающие птицы. Следующие загадки об этих обитателях.

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)

Самого не видно,
А песню слышно. (Комар)

На дорожку вышли рожки:
-Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
Круглый домик:
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный, этот домик,-
По дорожке сам ползёт! (Улитка)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)

Колюч, да не ёж.
Кто это? (Ёрш)

На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (Сом)

Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Раки) [2]

Мы переходим к следующему этапу игры. Теперь нам нужно выяснить, как связаны все обитатели водоёма. Мы составим “Водяные цепочки”.

Эпиграфом к этой работе возьмем один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером: “Всё связано со всем”. Проверим этот закон на примере, попробуем связать рогоз и цаплю. (Рогоз – комар – лягушка – цапля).

Составление цепочки можно сопровождать фотографиями.

5. Проектная работа “Сообщество пресного водоёма”. Работа в группах.

На доске плакат с изображением водоёма.

Учитель: Сейчас, на третье этапе игры, мы будем работать в группах. Перед вами два конверта. В них находятся картинки. Используя свои раннее полученные знания, а так же атласы – определители выберите картинки только с обитателями пресных водоёмов: растения и животные. Наклейте их на наш плакат, где нарисован водоём. 1 группа расселяет в водоём растительный мир, а 2 группа – животный мир.

Работа по группам.

Проведите экологические линии – связи. Сделайте вывод.

Все обитатели пресного водоёма связаны между собой. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому водоём называют природным сообществом.

6. Составление правил поведения вблизи водоёмов.

Наша природа – настоящая сокровищница. В России очень много водоёмов. Они существуют на земле тысячи лет, являются одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина. Но охранять это богатство необходимо. В мире 97 процентов водных ресурсов приходиться на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому не пригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования.

На четвёртом этапе игры нужно составить определённые правила. Но сначала ответим на следующие вопросы:

Нужно ли охранять это богатство? Кто может уничтожить пресный водоём? Как люди вмешиваются в жизнь водоёма?

Дети приходят к выводу, что человек может нанести огромный вред водоёму и его обитателям.

Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить природе? Как человек должен охранять пресные водоёмы?

Составляются правила поведения человека на водоёме и вблизи него. Правила можно сформулировать в группах, нарисовать картинки (знаки) и вывесить на доску. Учащиеся рассказывают о правилах, которые должен соблюдать человек.

7. Подведение итогов.

В виде фронтальной беседы:

Что узнали на уроке нового?

Какое значение имеют растения водоёма для жизни животных и человека?

В пресном водоёме обитают разнообразные живые организмы, Они приспособлены к условиям жизни в водоёме и тесно между собой связаны. Значение для животных – кислород, дом, пища, а для человека – кислород, пища, красота. Природное сообщество необходимо охранять. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

8. Домашнее задание.

Попробуйте решить кроссворды. Нужно в пустых клетках написать обитателей пресного водоёма. Если не знаете каких – то названий, то ответы можешь найти в справочниках, атласах – определителях, энциклопедиях.

Литература:

  • Поурочные разработки по курсу окружающий мир. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. Москва. “ВАКО”. 2004.
  • Учите детей отгадывать загадки” Ю.Г. Илларионова. Москва. Просвещение. 1985.
  • Ссылка на основную публикацию