Наш рецепт ухи из красной рыбы

Рецепт вкусной ухи из красной рыбы в домашних условиях

Разделим состав продуктов на 2 части, сначала для вкусного бульона и прекрасной домашней ухи.

Отделяем кожу и кости от филе для использования в бульоне.

Как варить уху из красной рыбы

  • Калорийность на 100 г — 120 ккал.
  • Количество порций — 6
  • Время приготовления — 30 минут

Ингредиенты:

  • Хребты лосося — 1 шт.
  • Голова лосося — 1 шт.
  • Бульон или вода — 2 л
  • Картофель — 3-4 шт.
  • Луковица — 1 шт.
  • Морковь — 1 шт.
  • Пшено — 1/3 ст.
  • Лавровый лист — 2 шт.
  • Перец горошком — 4 шт.
  • Укроп — пучок
  • Соль с перцем — по вкусу


Ингредиенты:

  • Голова семги — 1 шт.
  • Картофель — 3 шт.
  • Морковь — 2 шт.
  • Вода — 2 л
  • Зелень — 35 г
  • Лавровый лист — 3 шт.
  • Черный перец и соль — по вкусу

Приготовление:

  1. Из головы удалите глаза и жабры. Голову залейте водой на 30-40 минут, чтобы из нее вышли остатки крови, тогда в бульоне будет значительно меньше образовываться пены.
  2. Голову промойте и положите в кипящую воду. Варите при умеренном кипении и снимайте пену.
  3. Добавьте в бульон нарезанную морковку, картошку и лук. Продолжайте варить бульон под прикрытой крышкой на несильном огне 20-30 минут.
  4. Спустя это время выньте голову из бульона и выберите из нее мясо, которое верните в суп.
  5. В конце приготовления приправьте блюдо солью, перцем, положите лавровый лист, измельченную зелень и проварите продукты около 5-7 минут.

Уха из семги с зеленью

Этот суп готовится из брюшек семги (из обрезков). Эта часть рыбки стоит не так дорого как филе, но обладает большим количеством питательных веществ. От этого он становится более наваристым и жирным.

Для приготовления необходимы такие продукты:

  • 600 г брюшек;
  • 280 г картофеля;
  • 130 г моркови;
  • 80 г лука (репчатого);
  • 75 – 85 г болгарского красного перца;
  • 3 литра очищенной воды;
  • 1 лист сухой (лавровый);
  • 2 – 3 бутончика гвоздики;
  • 1 небольшой пучок укропа и зелени петрушки.

Из специй понадобится соль и измельченный перец по вкусу.

  1. Промойте и очистите картофель. После нарежьте кубиками или брусочками среднего размера.
  2. Морковь с луком очистите и мелко нарежьте.
  3. В кастрюле доведите до кипения воду и выложите в нее овощи.
  4. Болгарский перец очистите, удалите семена, а затем нарежьте тонкой соломкой.
  5. Примерно через 6 – 7 минут в кастрюлю поместите брюшки семги с болгарским перцем и специями.
  6. Варите все 12 – 16 минут, периодически помешивая.
  7. После истечения времени снимите кастрюлю с конфорки, добавьте в суп измельченную зелень, а затем накройте крышкой.

После приготовления блюдо должно настояться и набраться аромата 13 минут. По истечении времени его можно перелить в керамическую кастрюлю и подавать на стол.

Потребуются следующие продукты:

Уха из рыбы

Ароматная наваристая уха из рыбы – это настоящий праздник, собирающий вместе всех близких от мала до велика. Готовить уху можно не только на природе на костре, но и в домашних условиях, что делает это блюдо поистине универсальным. Помимо своего отменного вкуса уха славится и некоторыми полезными свойствами. Уха из рыбы невероятно питательна, поэтому может восстанавливать силы и насыщать организм необходимой энергией. Кроме того, это блюдо эффективно восстанавливает поврежденные кости и является отличным средством от похмелья. Чтобы уха получилась вкусной, необходимо следовать определенным советам, которыми с вами готов поделиться «Кулинарный Эдем».

Ваш выбор рыбы при приготовлении ухи практически ничем не ограничен. Вы можете использовать как речную рыбу (окунь, карась, ерш, сазан, судак, карп, щука, красноперка), так и морских обитателей (треска, семга, лосось, палтус, морской окунь, горбуша, кета). И все же существуют виды рыб, готовить из которых уху не рекомендуется – это плотва, вобла, лещ, пескарь, тарань, скумбрия и сельдь. Чем свежее выбранная рыба, тем лучше будет вкус вашего супа. Самая вкусная уха получается из свежевыловленной рыбы.

Следует помнить, что центральное место в ухе отдается именно рыбе, тогда как овощей, бульона и специй должно быть по минимуму – они призваны лишь подчеркнуть и оттенить вкус рыбы. Хотя любой заядлый рыбак скажет вам, что при наличии живой рыбы не нужно даже и этого – свежая рыба и без того имеет непревзойденный вкус. Уху традиционно готовят из 2-4 видов рыбы. Обычно это делается в два этапа – сначала готовится наваристый бульон из мелкой рыбешки, которая потом удаляется, а затем в уху закладываются куски крупной рыбы. При этом мелкую рыбу можно не чистить и не потрошить, а лишь хорошо промыть, завернуть в марлю и завязать – так вам удобно будет извлечь рыбу после приготовления бульона. Крупную рыбу следует почистить, распотрошить и нарезать кусками. Другой вариант двухэтапного приготовления ухи – сначала можно сварить бульон из рыбных субпродуктов, после чего извлечь их, процедить бульон и добавить в него филейные части рыбы. Если в рыбе присутствует много костей, то полученный бульон желательно процедить. Не удаляйте у рыбы голову и плавники, так как они позволяют сделать бульон очень насыщенным.

Неизменными компаньонами рыбы в ухе являются лук, морковь и картофель. Их можно добавлять в бульон как целиком (кроме картофеля), так и крупно нарезанными. Пряности и специи к ухе подойдут самые простые – лавровый лист, черный перец горошком, душистый перец и корень петрушки. Также прекрасно подчеркнут вкус рыбы кориандр, эстрагон, шафран и имбирь. Не стоит добавлять в уху изобилие разнообразных ингредиентов и специй – тем самым вы можете «заглушить» рыбный аромат. Готовьте уху на медленном огне без крышки, не допуская интенсивного кипения. Ушица должна не спеша томиться. Внимательно следите за временем, чтобы рыба не переварилась – обычно она бывает готова через 10-20 минут. Чтобы избавиться от характерного запаха тины у пресноводной рыбы, можно добавить в уху немного лимонного сока или водки за несколько минут до готовности.

При приготовлении ухи важен не только ее вкус, но и внешний вид блюда, который играет не последнюю роль в формировании впечатления о съеденном, поэтому очень важно, чтобы бульон получился прозрачным. Для этого обязательно снимайте с бульона пену после закипания. Если бульон все же стал темным, исправить ситуацию поможет взбитый белок – размешайте его в бульоне, доведите до кипения, после чего процедите бульон.
Солится уха в самом конце. Когда уха из рыбы будет готова, в нее можно положить кусочек сливочного масла и дать настояться под крышкой 10-15 минут. После этого разливайте уху по тарелкам, посыпайте измельченной зеленью и подавайте на радость всем собравшимся за столом или у костра.

Начнем нашу подборку рецептов с традиционной ухи из речной рыбы. Самая вкусная уха получается из хищных видов речных обитателей, поэтому для нее отлично подойдут окунь, щука и судак.

Уха из речной рыбы

Ингредиенты:
1,5 кг речной рыбы,
1 луковица,
1 морковь,
4 картофелины,
3-4 лавровых листа,
10 горошин черного перца,
1 корень петрушки,
50 г сливочного масла,
50 мл водки,
зелень укропа и петрушки,
соль по вкусу.

Приготовление:
У рыбы обрезать голову и хвост, удалив глаза и жабры. Филе выпотрошить, удалив хребет и ребра. Голову и хвост поместить в кастрюлю и залить 3 литрами воды. Добавить разрезанную пополам луковицу, довести до кипения и варить 10-15 минут. Достать из кастрюли рыбные части и луковицу, добавить крупно нарезанный картофель и варить 10 минут. Добавить нарезанную морковь, корень петрушки, кусочки рыбного филе и специи. Готовить около 10-15 минут, после чего посолить и влить водку для устранения запаха тины. Проварить еще около 2 минут и снять с плиты. Убрать из ухи лавровый лист, добавить сливочное масло, посыпать нарезанной зеленью и подавать.

Наличие рыбной мелочи – вовсе не повод расстраиваться. Это прекрасная возможность приготовить вкусную уху.

Уха из мелкой рыбы

Ингредиенты:
1 кг мелкой рыбы,
1 луковица,
1 морковь,
3 картофелины,
100 г пшена,
1 корень петрушки или сельдерея,
6-7 горошин душистого перца,
4 лавровых листа,
зеленый лук,
соль и молотый черный перец по вкусу.

Приготовление:
Мелкую рыбу выпотрошить и промыть, после чего завернуть в кусок марли. В кастрюлю налить 2,5 л воды, поместить марлю в воду, закрепив ее конец за кастрюлю. Довести до кипения и варить около 15 минут. Убрать рыбу и добавить в бульон нарезанный картофель, поджаренные на масле лук с морковью, коренья и специи. Готовить 10 минут. Добавить промытое пшено и варить еще около 10 минут до мягкости картофеля. Убрать из ухи коренья, лавровый лист и горошины перца. Рыбу отделить от костей, выложить в бульон и посыпать уху измельченным зеленым луком.

Уху из красной рыбы можно считать поистине царским блюдом, при этом для ее приготовления совсем необязательно тратиться на дорогостоящую рыбу – вкусная уха получится и из бюджетных видов рыб, таких как горбуша, кижуч и кета.

Уха из красной рыбы

Ингредиенты:
500 г красной рыбы,
3-4 картофелины,
1 луковица,
1-2 моркови,
8 горошин черного перца,
3 лавровых листа,
зелень укропа или петрушки,
молотый кориандр,
соль.

Приготовление:
Выложить в кастрюлю крупно нарезанные овощи и влить 2,5 литра воды. Варить после закипания 15 минут. Добавить рыбу, разделанную на порционные кусочки, лавровый лист и горошины перца. Варить около 10 минут на медленном огне, снимая пену. Посолить уху, добавить молотый кориандр, посыпать нарезанной зеленью и проварить еще 2-3 минуты. Убрать специи, дать ухе настояться под крышкой 10 минут и подавать.

Некоторые рыбаки считают, что самая вкусная и наваристая уха из рыбы получается исключительно тогда, когда бульон для нее приготовлен из рыбных голов. Предлагаем вам воспользоваться нашим следующим рецептом и убедиться в этом лично.

Уха из рыбных голов

Ингредиенты:
3 крупные рыбные головы,
200 г рыбного филе,
3-4 картофелины,
1 луковица,
1 морковь,
100 г пшена,
4 лавровых листа,
5 горошин душистого перца,
соль и молотый черный перец,
зелень.

Приготовление:
Очистить головы от внутренностей и жабр, после чего хорошо промыть и выложить в кастрюлю, залив 2 литрами воды. Довести до кипения, снять пену, уменьшить огонь и варить 15-20 минут. Достать головы из бульона и отложить в сторону. Бульон процедить. Когда головы остынут, разобрать их и выложить мясо в бульон вместе с нарезанным на кусочки рыбным филе. Добавить нарезанный кубиками картофель, нарезанные лук и морковь (при желании их можно предварительно слегка обжарить в масле), промытое пшено, лавровый лист и душистый перец. Довести до кипения и варить около 15 минут, пока картофель и крупа не будут готовы. Готовую уху посолить, посыпать черным перцем и нарезанной зеленью.

Даже при приготовлении ухи на помощь хозяйкам может прийти мультиварка. Воспользуйтесь этим чудом техники и убедитесь, насколько превосходным может быть итоговый результат.

Уха в мультиварке

Ингредиенты:
500 г рыбы,
1 луковица,
1 морковь,
5 картофелин,
6 горошин душистого перца,
3 лавровых листа,
зелень,
соль.

Приготовление:
Очистить рыбу от чешуи, выпотрошить и удалить жабры. Хорошо промыть и выложить в чашу мультиварки вместе с крупно нарезанными овощами и специями. Залить водой до отметки «Максимум» и выставить режим «Тушение». Примерно через полтора часа уха будет готова. Посолить уху по вкусу и посыпать нарезанной зеленью.

И в завершении предлагаем вам приготовить необычную альтернативу классической ухе – так называемую молочную уху, популярную в Финляндии и Карелии. В этих странах данное блюдо носит название «калакейтто» и также может готовиться из белой рыбы – главное, чтобы в ней было поменьше костей. Несмотря на свою простоту, в Финляндии молочная уха считается праздничным блюдом. Супу желательно дать настояться в течение суток.

Читайте также:  Треска запеченная в духовке — рецепты приготовления с фото

Молочная уха из красной рыбы

Ингредиенты:
500 г красной рыбы (семга, лосось или горбуша),
1 большая луковица,
2 картофелины,
1 л воды,
500 мл молока или нежирных сливок,
40 г сливочного масла,
1 столовая ложка муки,
5 горошин черного перца,
2 лавровых листа,
соль и молотый черный перец,
зелень укропа.

Приготовление:
Рыбу нарезать кусочками, залить водой, добавить половину очищенной луковицы, горошины черного перца и лавровый лист. Приготовить рыбный бульон, отваривая рыбу в течение 10 минут. Готовый бульон посолить, убрать луковицу и лавровый лист. Достать рыбу и отложить в сторону. Остудить и нарезать на кусочки, отделив от костей.
Добавить в бульон нарезанный кубиками картофель и готовить около 15 минут. Обжарить оставшуюся половинку луковицы в сливочном масле (20 г) и добавить в суп. Размешать молоко или сливки с мукой и постепенно влить в суп, тщательно перемешивая. Добавить кусочки рыбы и варить еще 8-10 минут. Готовый суп посыпать измельченным укропом и подавать горячим.

Как видите, уха из рыбы может быть такой разной, но при этом неизменно вкусной и восхитительно ароматной. Воспользуйтесь нашими советами и рецептами, и ваша уха непременно вызовет восторг у всех, кто ее попробует. Приятного аппетита!

Уху из красной рыбы можно считать поистине царским блюдом, при этом для ее приготовления совсем необязательно тратиться на дорогостоящую рыбу – вкусная уха получится и из бюджетных видов рыб, таких как горбуша, кижуч и кета.

Установка лодочного мотора: раз – и готово?

Установка мотора на лодку – далеко не одноразовое мероприятие, как может показаться на первый взгляд сразу после покупки алюминиевого судна. Данную операцию приходится проделывать, например, после консервации двигателя на зиму, профилактики или ремонта, а также при необходимости поставить второй лодочный мотор (для троллинга, аккуратных маневров и прочих задач).

Для чего, вообще, необходимо правильно устанавливать мотор на лодку? В первую очередь, ради безопасности – с тем чтобы предотвратить перегрев, не сломать винт и не получить травму самому. Кроме того, никто не откажется выжать из своей верной спутницы максимум, а заодно избежать ее отклонений в сторону и оптимизировать расход топлива.

В одиночку осилить эту процедуру дано далеко не каждому. Причиной тому служит как немалый вес самого мотора, так и элементарное отсутствие опыта, знаний и необходимых навыков.

Хотя, казалось бы, чего проще: есть транец, и есть мотор. Тем не менее, нередки случаи, когда имеющийся двигатель не встает должным образом в штатное место и требуется регулировка высоты транца вплоть до его замены (в ПВХ-лодках). В других ситуациях приходится прибегать к монтажу различных подставок под лодочный мотор.

Дальше – еще больше тонкостей. Неоправданно низкая посадка ведет к снижению скорости и потере мощности, а также таит опасность повреждения ноги двигателя. Известно, например, что на скорости возрастает сопротивление водяного потока, причем процесс этот протекает нелинейно. Соответственно, каждый миллиметр излишне погруженного мотора сказывается на расходе горючего и быстроте передвижения.

Наоборот, чересчур высокая установка мотора на транце провоцирует образование большого количества пузырьков в верхнем слое воды (вот для чего важно правильно выставить уровень кавитационной плиты двигателя). В результате винт вращается в более разреженной среде, увеличивая количество оборотов, что ведет к перегреву двигателя.

Впрочем, при установке принимается во внимание не только высота, но также горизонтальное положение на транце и угол наклона лодочного мотора. Так, теория гласит, что двигатель следует смещать на несколько сантиметров к правому борту для компенсации вращающего момента. Однако на деле следует учитывать множество факторов, как то: профиль днища, распределение груза, размеры и вес двигателя, массу самой лодки, тип винта и т.д. – все они влияют на выбор места установки мотора. Зачастую неопытные владельцы лодок тратят уйму времени на поиски оптимального положения и в лучшем случае сохраняют статус-кво.

Все вышеперечисленное – базовые принципы, позволяющие лишь правильно установить мотор на лодку. А ведь иногда хочется большего комфорта, и тогда актуальными оказываются такие задачи, как:

установка тахометра на лодочный мотор;

дистанционное управление лодочным мотором;

установка электроподъемника на лодочный мотор;

монтаж на консоль лодки прочих индикаторов (уровня топлива, тримметра, скорости движения, вольтметра и т.д.).

Окончательная же доводка зависит от сферы применения лодки (покатушки, любительская рыбалка, соревнования) и ее предполагаемой загрузки, поэтому после установки мотора почти наверняка понадобится более точная регулировка его положения и подбор правильного винта. Велика вероятность, что штатный шаг и материал последнего не позволят достичь искомых кондиций. И здесь уже точно не обойтись без совета профессионалов, которые проверили в деле сотни различных комбинаций лодок, моторов и гребных винтов.

Кстати, не стоит забывать и о носовых электромоторах. Они тоже устанавливаются и настраиваются механиками нашего сервис-центра по желанию владельца. А тем, кто все же предпочитает самостоятельные эксперименты, в качестве полезного инструмента можно предложить разнообразные электроподъемники – вплоть до гидролифтов для особо мощных моторов (200–300 л. с). Они способны в динамике поднимать/опускать двигатель для поиска оптимальной скорости и менять дифферент для улучшения хода лодки, а также облегчать движение по мелководью и обеспечивать безопасный спуск на воду. При этом детальная регулировка доступна непосредственно с консоли водителя за счет специального дистанционного тумблера.

Как несложно убедиться, при правильной установке мотора на лодку решающее значение имеют считанные миллиметры и градусы, и совершенно очевидно, что новичкам заниматься подобным тюнингом не рекомендуется. Иначе велик риск потерять контроль над судном, утопить мотор или, того хуже, травмировать себя и пассажиров.

Многие клиенты уже убедились в профессионализме сотрудников Прокатись.ру, которые точно знают, как довести до ума любую лодку и сделать из нее модель вашей мечты. Причем качественно, в кратчайшие сроки и за вполне адекватную цену.

Ждем заявок в нашем сервисном центре. У нас еще много интересных идей!

Кстати, не стоит забывать и о носовых электромоторах. Они тоже устанавливаются и настраиваются механиками нашего сервис-центра по желанию владельца. А тем, кто все же предпочитает самостоятельные эксперименты, в качестве полезного инструмента можно предложить разнообразные электроподъемники – вплоть до гидролифтов для особо мощных моторов (200–300 л. с). Они способны в динамике поднимать/опускать двигатель для поиска оптимальной скорости и менять дифферент для улучшения хода лодки, а также облегчать движение по мелководью и обеспечивать безопасный спуск на воду. При этом детальная регулировка доступна непосредственно с консоли водителя за счет специального дистанционного тумблера.

Горизонтальная настройка положения мотора

Правильная установка мотора на транце лодки повышает скорость и управляемость судна, экономит горючее. По инструкции лодочный мотор устанавливают на центр транца. Стандартная установка мотора несложна, но, чтобы получить от мотора максимальную скорость и экономичность необходимо найти оптимальное положение аппарата на корме судна.

Во время работы мотора винт вращается и создает за кормой лодки вихревой поток, сдвигающий лодку с прямой траектории движения. Для компенсации крутящего момента винта мотор можно чуть сдвинуть к правому борту лодки. Смещение положения мотора на 30 – 50 мм относительно продольного центра лодки повышает устойчивость и управляемость судна. Длина смещения зависит от профиля дна лодки:

• для моделей с выпуклым V-образным дном мотор смещают на 5 см;

• для лодок с плоским дном мотор на транце смещают на 3 см.

На лодках известных брендов профиль кормы и днища компенсирует вихревой поток от винта, поэтому лодочный мотор устанавливают строго по центру транца. На лодках средней ценой категории для увеличения скорости, повышения управляемости судна и экономии топлива требуется настройка горизонтального положения мотора на транце.



Для настройки угла наклона мотора двигатель останавливают, вытаскивают штифт, передвигают скобы относительно друг друга, вставляют штифт обратно. Мотор заводят, проплывают отрезок пути на разной скорости. После тестирования настройку положения мотора повторяют.

Подбираем правильный угол установки мотора на лодку ПВХ

Этот момент обеспечит не только эффективность скольжения плавсредства по водной глади, но и посодействует экономному расходу топлива. Есть целый ряд факторов, которые будут иметь влияние на формирование угла наклона двигателя:

  • параметры судна, ПЛМ и гребного винта;
  • загруженность, включая собственную массу транспортного средства и количество груза, принятого на борт;
  • скорость, с которой передвигается судно;
  • характерные особенности акватории;
  • погодные и температурные условия.

Если вертикальная ось силового агрегата расположена четко перпендикулярно к водной глади, то сопротивление воды движению окажется меньшим. Угол наклона в таком случае составляет 0° с минимальным отклонением.

Варьировать угол наклона дают возможность специальные отверстия в скобе крепления. Фиксация производится с помощью штифта, перестановка которого в соседнее отверстие меняет угол наклона двигателя на 3-4°.

Перенастройка происходит по следующему простому алгоритму:

  • приподнять мотор;
  • извлечь упор;
  • переставить штифт в соседнее отверстие;
  • протестировать в движении.

Мотор при этом должен быть заглушен, а вращающиеся части полностью остановлены. Размещая штифт в отверстии, старательно избегайте перекосов. Тестируйте конструкцию сперва на низких скоростях, постепенно прибавляя обороты и контролируя устойчивость и управляемость ПВХ судна. Угол наклона более 15° или отрицательный угол ухудшат управление и снизят скорость.

При верно подобранной откидке ПЛМ судно будет идти ровно, не дельфинируя, не образуя много брызг и не подхватывая воздух на поворотах. Еще раз скажем, что определяется идеальный угол только опытным путем. Единой рекомендации для разных лодок и ПЛМ, к сожалению, не существует.

Если закрепить моторный агрегат выше, чем требуется, можно спровоцировать кавитацию. Со стороны это выглядит, как бурление воды при кипении, с образованием множества пузырьков газа. Если гребной винт будет вращаться в разреженной смеси воды и воздуха, число оборотов возрастет свыше допустимого предела и он перегреется. В лучшем случае сработает предохранительный клапан, а от худшего лучше застраховаться грамотно соединив мотор и транспортное средство.

Установка мотора на лодку: пошаговые рекомендации специалистов

К установке лодочного мотора нужно относиться с полной ответственностью, учитывая, что от этого зависит не только эксплуатационный срок самого механизма, но и безопасность находящихся в плавсредстве пассажиров.

Для соблюдения этого условия пригодятся пошаговые рекомендации специалистов.


Для соблюдения этого условия пригодятся пошаговые рекомендации специалистов.

Как правильно установить подвесной мотор на лодку ПВХ?

Установка лодочного мотора на лодку ПВХ – это крайне важный процесс в эксплуатации этого удобного водного средства передвижения. От того, насколько правильно был установлен двигатель на ваше судно, будет зависеть в целом его работа. Ведь современный подвесной мотор отличается именно тем, что его легко и быстро можно устанавливать и демонтировать – но делать это умеючи.

  • Важность соблюдения правил установки подвесного лодочного мотора
  • Некоторые хитрости установки лодочного мотора для его наиболее эффективной работы

В случае, если установка лодочного мотора была произведена не совсем корректно, лодка может работать с перебоями, ее даже может в каком-то смысле штормить из стороны в сторону. И, конечно, самым плохим исходом может стать авария.

Правильная установка лодочного мотора

Поэтому всегда стоит разумно подходить к эксплуатации лодки и мотора и изучать материалы, как правильно установить лодочный мотор. Наверное, это даже в большей степени относится к лодкам ПВХ, потому что они имеют свою довольно хрупкую конструкцию, если ее сравнивать с жесткими лодками. Поэтому стоит на зубок устанавливать мотор на подобные маломерные суда.

Читайте также:  Воблеры Kosadaka


Установка лодочного мотора на лодку ПВХ – это крайне важный процесс в эксплуатации этого удобного водного средства передвижения. От того, насколько правильно был установлен двигатель на ваше судно, будет зависеть в целом его работа. Ведь современный подвесной мотор отличается именно тем, что его легко и быстро можно устанавливать и демонтировать – но делать это умеючи.

Установка лодочного мотора. Советы специалиста

Поразительно, насколько два совершенно идентичных лодочных мотора ведут себя по-разному на, казалось бы, одинаковых лодках. Английский эксперт Пауль Леммер делится здесь своим опытом, даёт пояснения и ценные советы по установке лодочного мотора.

Его подход несколько отличается от традиционной методики, изложенной во многих руководствах и инструкциях. Однако зачастую именно стороннее мнение может привести к оптимальному решению.

В отличие от автомобилей или пластиковых лодок, изготавливаемых методом штамповки и потому так похожих в движении и под двигателем и на вёслах, лодочные моторы собираются вручную, впрочем, так же как РИБ лодки и алюминиевые катера. Поэтому на воде они тоже ведут себя по-разному.

Одна из причин определяется разными конфигурациями профиля днища, которое обладает своими особыми гидродинамическими характеристиками. Для установки лодочного мотора каждый раз заново приходится выбирать наилучшее место, что вообще-то является длительной процедурой.

Большинство изготовителей катеров и RIB лодок заранее производят замеры и наносят на транец лодки контуры крепления подвески двигателя, указывая пользователю, что это лучшее место установки лодочного мотора. Однако, признавая способность мастерового создать хорошую, красивую и надёжную лодку, мы не можем быть уверены, что производитель судна одновременно является и экспертом по моторам, особенно для такого сложного изделия, как, например, RIB лодка.

Есть специалисты, вооружённые лучшими инструментами и научными знаниями гидро- и аэродинамики, которые могут идеальным образом настроить судно для гонок на рекордных скоростях. Взяв самый мощный мотор, такой специалист всегда навесит его на транце повыше, причём сместит его поближе к правому борту, что и обеспечит, в конечном итоге, лучшие скоростные показатели и управляемость судна на гонках. Но такая установка лодочного мотора не всегда может быть наилучшей.

Форма днища, распределение груза, размеры двигателя и его вес по отношению к массе лодки и, прежде всего, тип винта – все это влияет на выбор места установки лодочного мотора. Для примера рассмотрим 5.5-метровую РИБ лодку с гладким пластиковым днищем профиля «глубокое V» с консолью управления, четырьмя сиденьями, топливным баком, топом в виде А-образной рамы, дистанционным управлением и подвесным мотором мощностью в 50-115 л.с.

В теории, при установке лодочный мотор должен быть смещён к правому борту на 5 см для компенсации момента, создаваемого вращением винта. Такого небольшого смещения может быть достаточно для компенсации «увода» лодки из-за вращающего момента винта, хотя с некоторыми днищами такие рекомендации не работают. Чем мельче профиль «глубокое V», тем меньшее смещение при установке лодочного мотора требуется к правому борту, в то время как сравнительно более заглублённое днище потребует и большего смещения мотора на транце. Некоторые днища имеют специальные профили, компенсирующие эту силу, так что и смещения мотора от центрального сечения может не потребоваться.

Определив желаемую величину смещения при установке лодочного мотора на транце, нужно выбрать правильную высоту установки. При этом окажется, что важнейшим, если не определяющим фактором является расстояние от обреза днища до антикавитационной плиты на дейдвуде лодочного мотора. По мнению автора статьи, плита должна располагаться на 2 см выше обреза днища лодки. Такая установка лодочного мотора обеспечивает наилучшие условия для эксплуатации комплекта лодка + двигатель. Из этого положения мотор всегда может быть поднят при помощи традиционных подъёмных средств или регулируемого транца. Так, шаг за шагом, владелец катера проходит все этапы для выбора оптимальной высоты установки лодочного мотора на различных скоростях движения судна. В общем же случае, чем выше мотор навешен, тем эффективнее он работает, разумеется, если не принимать во внимание ущерб от возможно превышения оборотов, которые можно контролировать с помощью тахометра, а также кавитации винта.

Стандартная 5,5-метровая RIB лодка должна позволять смещать мотор на одну проушину крепления мотора без необходимости смены винта. Для этого антикавитационную плиту можно разместить примерно на 4 см выше линии обреза днища: это упростит регулировку установки лодочного мотора по высоте и тем самым улучшит ходовые характеристики судна. Удаление антикавитационной плиты от обреза днища должно сопровождаться смещением мотора на транце относительно центрального сечения корпуса лодки.

Замена лёгкого алюминиевого винта на стальной, в большинстве случаев, резко повысит эффективность работы двигателя. Также как и установка лодочного мотора, выбор винта для него – процесс творческий и напоминает выбор покрышек или амортизаторов для автомобиля для достижения наилучшего соотношения между нагрузкой и жёсткостью подвески. Никто без эксперимента не возьмёт на себя смелость рекомендовать тип винта для «средних» условий.

Проще и быстрее это сделают специалисты, которые смогут понять потребности владельца судна и подобрать винт для конкретного применения. Некоторые изготовители лодок используют гребные винты собственной разработки. Это дороже, но такой винт позволит пользователю лодки не ошибиться в выборе. Правильно подобранный лодочный винт может заставить лодку просто летать. На рынке имеется огромное количество великолепных винтов “Cleaver”, “Spoon blade”, “Cupped”, “Hi-five”, “Raker”, “Ballistic”, “Laser”, “Turning Point”, “Pro Pulse” – предназначенных для любых условий и любых лодочных моторов, что позволяет добиваться самых лучших показателей совместной работы RIB-лодки и подвесного мотора.

Идеальным гребным винтом считается тот, который позволит установленному лодочному мотору развить максимально возможное количество паспортных оборотов при 80%-ной загрузке лодки. Если максимальные обороты достигнуты при полной загрузке судна, то мотор может превысить допустимые обороты при неполной загрузке лодки. С другой стороны, если самые большие обороты мотор развивает при небольшой загрузке лодки, то при увеличении нагрузки мотор будет просто «задыхаться».

В результате того, что слишком малая и слишком большая загрузка лодки увеличивают потребление топлива и сокращают расстояние, которое можно пройти на единицу расхода горючего, становится понятной важность правильного подбора винта для наиболее часто используемой загрузки лодки. У гребного винта, вообще-то, всего два измерения: диаметр и шаг. Диаметр – это наибольший размер винта по лопастям. Для грузовых лодок рекомендуются винты большего диаметра, что позволяет судну уверенно чувствовать себя при полной нагрузке.

Шаг винта – это длина винтовой поверхности, образуемая лопастью винта за один оборот. Этот параметр необходимо учитывать для обеспечения условий экономичного движения лодки с сохранением высокой скорости. Увеличение шага винта при одних и тех же оборотах мотора позволит существенно увеличить скорость судна. Это не только повысит эффективность работы установленного лодочного мотора, но и уменьшит удельное потребление топлива, а также повысит управляемость лодки на скоростных поворотах.

Определяющим также является материал, из которого изготовлен винт. Это, зачастую, даже важнее, чем мощность мотора. Для моторов мощностью 50-110 л.с. лучший выбор – алюминиевые или стальные винты. Алюминий – дешевле, мягче и гибче. А потому алюминиевые винты наилучшим образом подходят к лодкам для отдыха на воде или для коммерческого применения, когда скорость и правильная установка лодочного мотора не являются ключевыми параметрами. Алюминиевые винты под нагрузкой могут прогибаться (особенно это заметно на мощных моторах), что вызывает кавитацию и выход винта из воды с одновременной потерей скорости. Замена алюминиевого винта на стальной сразу же заметно скажется на характеристиках лодки. Поскольку лопасти стальных винтов обычно совсем не гнутся, именно с такими винтами можно смело поднимать крепление двигателя на одно отверстие вверх в целях подбора наилучших параметров для работы мотора.

Форма лопастей винта – важный параметр эффективной работы мотора. Стальные винты всегда лучше при любой форме лопастей: простая замена алюминиевого винта на стальной позволит достичь максимальной эффективности мотора без всяких дополнительных настроек. И, тем не менее, при установке лодочного мотора всегда следует обращать внимание на два момента: во-первых, следует убедиться, что при больших углах отклонения мотора на максимальном ходу не возникает кавитации и, во-вторых, что система водяного охлаждения работает устойчиво. Всас системы водяного охлаждения располагается на дейдвуде прямо над редуктором вала винта. Очевидно, что при любом режиме движения для надёжного охлаждения мотора это отверстие должно быть под водой. Датчики температуры, как правило, мало эффективны, да и глазом мало что увидишь, поэтому большинство современных подвесных моторов оборудовано системой защиты от перегрева и при повышении температуры корпуса выше допустимого предела – мотор обычно сбрасывает обороты.

Правильной установке лодочного мотора и выбору оптимального гребного винта нередко уделяется слишком мало внимания в инструкциях, поэтому мы советуем любому владельцу лодки найти время и силы для выбора места установки лодочного мотора на транце и подбора наилучшего типа гребного винта: это быстро окупится возросшими возможностями лодки и экономичностью её эксплуатации.

Перевод статьи Пауля Леммера выполнен Павлом Дмитриевым

В теории, при установке лодочный мотор должен быть смещён к правому борту на 5 см для компенсации момента, создаваемого вращением винта. Такого небольшого смещения может быть достаточно для компенсации «увода» лодки из-за вращающего момента винта, хотя с некоторыми днищами такие рекомендации не работают. Чем мельче профиль «глубокое V», тем меньшее смещение при установке лодочного мотора требуется к правому борту, в то время как сравнительно более заглублённое днище потребует и большего смещения мотора на транце. Некоторые днища имеют специальные профили, компенсирующие эту силу, так что и смещения мотора от центрального сечения может не потребоваться.

Как правильно установить подвесной лодочный мотор.

Все подвесные лодочные моторы снабжены стандартными узлами крепления к лодке – транцевыми скобами. Подвесной лодочный мотор крепится на транце лодки четко по центру, при помощи транцевой скобы и зажимов. Зажимы должны быть завинчены до упора, и во время плавания их следует периодически проверять, так как от вибрации лодки зажимы могут ослабевать. Если лодочный мотор плохо закреплен на транце то он сместится при движении, что приведет к снижению управляемости и может послужить причиной опасной ситуации на воде. Хорошо затягивайте транцевые зажимы и не забывайте периодически проверять их во время плавания.

При наличии страховочного троса в комплекте вашего подвесного лодочного мотора, обязательно закрепите страховочный трос на транцевой скобе мотора, а другой конец пристегните к лодке. Это убережет от потери мотора в случае если крепления ослабнут, при переворотах лодки и других чрезвычайно опасных ситуациях.

Проверьте плавучесть лодки в состоянии покоя с максимальной загрузкой, для этого проведите водные испытания. Уровень воды должен быть ниже выпускного отверстия насадки глушителя, при не заведенном лодочном моторе вода не должна попадать в отверстие насадки глушителя.

Не устанавливайте подвесной лодочный мотор слишком большей мощности. Существуют рекомендации производителя лодки, обязательно ознакомьтесь с ними и следуйте им. Перегруз моторной лодки ведет к потере устойчивости.

Неправильная установка подвесного лодочного мотора, установка со смещением от центра транца, слабое закрепление, неправильная регулировка по высоте – могут привести к снижению управляемости, потере контроля и к возможности возгорания.

Читайте также:  Акула катран (50 фото): описание, места обитания, образ жизни и пищевые предпочтения, применение в кулинарии, видео

Подвесной лодочный мотор устанавливается по центральной линии лодки (это так называемая килевая линия). После установки мотора проверьте, чтобы лодка имела хорошую балансировку. Если баланс недостаточно хорош, то моторка будет иметь плохую управляемость. В случае установки двигателя на безкилевые и асимметричные лодки – консультируйтесь у производителя лодок.

Угол отклонения плоскости ватерлинии от оси винта мотора должен быть минимален, устанавливается так для достижения минимального сопротивления воды.

Также влияние на сопротивление воды при движении оказывает высота крепления мотора. При слишком высокой установке мотора возникает возможность кавитации, — винт вращается в водно-воздушной среде, это приводит к снижению скорости лодки, увеличенным оборотам мотора, к перегреву мотора. При слишком низкой установке мотора — возрастает сопротивление воды, а это означает неминуемую потерю мощности. Мотор должен быть установлен так, чтобы расстояние от днища лодки до антикавитационной пластины мотора составляло 0-1 дюйм (0-25мм).

Оптимальная высота крепления мотора подбирается опытным путем. Пробный заплыв на лодке позволит уточнить лучшую высоту установки. Не забывайте проконсультироваться у производителя лодки.

Тримминг (регулировка дифферента).

Тримминг позволяет настроить положение лодки по отношению к поверхности воды. Правильная регулировка дифферента экономит расход топлива, помогает избежать потерь мощности. Дифферент лодки зависит от собственно типа самой лодки, мотора и винта. Дифферент должен выбираться в зависимости от загрузки лодки, погодных условий и скорости движения судна.

Установка чрезмерно большого дифферента (положительного или отрицательного) делает лодку не устойчивой на ходу, снижает управляемость. Если Вы почувствовали снижение устойчивости или управляемости лодки при движении – проверьте и отрегулируйте дифферент.

В неподвижном состоянии с грузом и с мотором, моторная лодка, имеет стабильное и устойчивое состояние при угле дифферента (угол между поверхностью воды и килевой линией) – 3-5 градусов.

Если угол дифферента слишком большой, то нос лодки будет задран вверх по отношению к поверхности воды. При таком большом угле дифферента лодка постоянно будет выпрыгивать из воды, что приведет к плохой устойчивости и управляемости. Это опасное положение, которое может привести к опрокидыванию лодки.

При отрицательном угле дифферента, нос лодки втыкается в поверхность воды. При таком угле увеличивается нагрузка на мотор, понижается скорость движения, лодка становится неустойчивой и плохо управляемой.

Подвесной лодочный мотор устанавливается по центральной линии лодки (это так называемая килевая линия). После установки мотора проверьте, чтобы лодка имела хорошую балансировку. Если баланс недостаточно хорош, то моторка будет иметь плохую управляемость. В случае установки двигателя на безкилевые и асимметричные лодки – консультируйтесь у производителя лодок.

Как правильно выбрать мотор?

При подборе подвесного мотора следует уделить внимание таким параметрам:

  • допустимый разброс мощности;
  • данные о допустимой мощности;
  • объективная высота, которой располагает транец судна.

Знание этих показателей позволит подойти к установке с технологической стороны, что существенно упростит задачу.

Правильная установка эхолота также поможет избежать быстрого выведения механизма из строя. Кавитация, возникающая от трения обшивки лодки и поверхности воды, также мешает чувствительности эхолота по причине рассеивания сигнала. Во избежание помех, нужно взять в расчет материал корпуса. Лучшим вариантом будет расположить эхолот таким образом, чтобы иметь возможность калибровать его по ходу передвижения.

Важно знать, что степень кавитации при установке двигателя на надувную, пластиковую или же резиновую лодку будет разниться.

Правильная установка эхолота также поможет избежать быстрого выведения механизма из строя. Кавитация, возникающая от трения обшивки лодки и поверхности воды, также мешает чувствительности эхолота по причине рассеивания сигнала. Во избежание помех, нужно взять в расчет материал корпуса. Лучшим вариантом будет расположить эхолот таким образом, чтобы иметь возможность калибровать его по ходу передвижения.

Как установить подвесной мотор на лодку ПВХ

В этой статье мы постараемся дать несколько простых рекомендаций по установке подвесного лодочного мотора на надувную лодку ПВХ. Они помогут получить Вам наилучший результат, как в скорости, так и в удобстве пользования комплектом лодка + мотор. Правила эти простые и применимы к большинству современных лодок.

Начнём с того что лодочный мотор крепится к транцу лодки. Для это на нём могут быть специальные накладки под струбцины мотора, а также понижения или наоборот поднятия транцевой доски. Важной характеристикой лодки является высота транца в месте установки мотора.

Итак, лодки бывают следующих стандартов:

  • S (standart) = 15″ = 381 мм;
  • L (long) = 20″ = 508 мм;
  • UL/X (ultra long) = 25″ = 635 мм;
  • XX (super long) = 30″ = 762 мм.

Почти на всех надувных лодках используется только два размера это S и L. Соответственно подвесные моторы выпускаются под этот международный стандарт и последняя буква в их маркировке это именно высота транца лодки, под которую рассчитан данный мотор. Например, Parsun T30BMS.

Также стоит обратить внимание на толщину транцевой доски вместе с накладками, она не должна быть больше чем может раскрутиться винт струбцины подвесного мотора.

При установке мотора на транец нужно следить, чтобы он размещался ровно по центру, иначе можно получить много брызг и снижение скорости. Винты струбцины нужно хорошо затянуть от руки, и потом время от времени их желательно подтягивать. Некоторые лодки имеют специальные рымы, которые можно использовать для дополнительной страховки мотора с помощью верёвки или стального тросика.

После того как мотор закреплён надо обязательно проверить насколько правильно размещена его подводная часть. Выше лопастей гребного винта на всех моторах находится антикавитационная плита, которая защищает рабочую область винта от подхвата воздуха с поверхности воды. Эта плита должны находиться немного ниже (4-5 см) от дна лодки, тогда обеспечивается устойчивая работа мотора, и достигаются результаты в скорости и расходе топлива. Но это ещё не всё.

Для достижения наилучших показателей нужно найти оптимальный угол откидки мотора относительно транца лодки. Регулируется он перемещением фиксатора в отверстиях струбцины.

В большинстве случаев оптимальные результаты получаются на втором или третьем отверстии по счёту от транца моторной лодки. Если откинуть мотор слишком высоко, то лодка будет задирать нос на старте и дельфинировать на ходу. Если же наоборот мотор сильно поджат к транцу, то лодка будет рыть носом воду, теряя скорость и создавая много брызг.

При правильной откидке мотора лодка идёт ровно, не дельфинирует, брызг мало и винт на поворотах не подхватывает воздух. Всё это достигается опытным путём. Единого рецепта для всех лодок и моторов нет.

Также следует отметить, что все современные лодочные моторы имеют один или несколько режимов хождения по мелководью. Это помогает защитить винт и редуктор мотора от повреждений.

Лёгкие моторы могут поворачиваться на струбцине на 180 градусов, что делает лодку очень манёвренной. Есть совсем маленькие моторы без реверса, они могут вращаться на 360 градусов вокруг своей оси. Задний ход в таких моторах включается простым разворотом мотора. На более мощных моторах угол поворота ограничен и составляет не более 90 градусов. Прежде всего, это вызвано требованиями безопасности, потому что такой мотор может без труда опрокинуть лодку.

Установите мотор на лодку и пройдитесь по ровной воде, обратите внимание на кильватер, он должен быть ровным и симметричным. Если брызг за кормой много – мотор надо поднимать, а если винт подхватывает воздух и срывается в кавитацию, то наоборот опускать.

Вот, пожалуй, и все основные правила, которые помогут Вам подружить новую лодку и новый мотор, не забывайте про спасательные жилеты и удачи Вам на воде!

  • S (standart) = 15″ = 381 мм;
  • L (long) = 20″ = 508 мм;
  • UL/X (ultra long) = 25″ = 635 мм;
  • XX (super long) = 30″ = 762 мм.

Как настроить мотор под лодку пвх на втором этапе

Второй этап настройки. Подвешиваем мотор на лодку (запомните, лодка на кирпичах). Сильно затягивать к транцу нет необходимости, главное чтобы мотор не болтался. Вспомнил, как я первый раз ходил с мотором и стал думать, что было не так, почему я двигался тихо и почему не выходил на глиссер. Что такое глиссер, я тоже узнал не сразу. Глиссер, это когда лодка скользит по поверхности воды и при этом имеет меньше сопротивления. Естественно бензина кушает мало.

Второй этап настройки. Подвешиваем мотор на лодку (запомните, лодка на кирпичах). Сильно затягивать к транцу нет необходимости, главное чтобы мотор не болтался. Вспомнил, как я первый раз ходил с мотором и стал думать, что было не так, почему я двигался тихо и почему не выходил на глиссер. Что такое глиссер, я тоже узнал не сразу. Глиссер, это когда лодка скользит по поверхности воды и при этом имеет меньше сопротивления. Естественно бензина кушает мало.

Как правильно установить мотор на транец лодки

Специалист магазина Моторка.PRO Максим Остапенко обсуждает тонкости установки мотора на транец: глубину погружения, угол дифферента – и объясняет, как при этом меняются ходовые качества лодки.

Купив лодочный мотор, люди часто устанавливают его на свою лодку как есть. В большинстве случаев, если мотор и лодка соответствуют друг другу, этого вполне достаточно.

Но бывает, что лодка не может выйти в глиссирующий режим из-за неправильной установки мотора.

Очень важно соблюсти правильный угол дифферента и глубину погружения винта относительно лодки. Для этого существуют специальные приспособления.

И если угол дифферента регулируется на самом моторе: посредством специальной планки и отверстий на крепёжной струбцине мотора или же с помощью гидроподъёмника мотора,

то глубину погружения винта нужно регулировать с помощью дополнительных специальных устройств. Хорошо, если ваша лодка оборудована регулируемым по высоте транцем, но, как правило маломерный флот лишён этой опции.

В таком случае, на помощь приходят специальные надстройки, именуемые удлинителями транца, также существуют накладки на транец для оперативной регулировки его высоты. Самый простой способ – это пара деревянных брусков небольшой толщины.

В чем же суть правильной установки мотора?

Дело в том, что мотор должен стоять под прямым углом к плоскости воды и быть погружен ниже дна лодки на 2-3 сантиметра относительно своей антикавитационной пластины.

Для чего это делается?

Дифферентовка необходима для удерживания лодки в горизонтальном положении.

Если мотор стоит под углом к воде,то лодка будет либо зарываться носом, если мотор наклонён в сторону транца,

либо наоборот, слишком задирать нос, если мотор сильно отклонён наружу от транца.

Погружение винта. Это делается для уменьшения сопротивления воды.

Если мотор сидит слишком низко, то его эффективность мала, если слишком высоко, то винт начнёт захватывать воздух.

Чтобы этого избежать, мотор устанавливают ниже дна лодки на 2-3 сантиметра.

Также, можно установить мотор настолько высоко, насколько это позволяет винт, но чтобы избежать захвата воздуха винтом, на антикавитационную пластину монтируют дополнительную плоскость – так называемое гидрокрыло.

Эта полезная вещь практически полностью исключает захват воздуха винтом, при правильной установке. Кроме того, гидрокрыло помогает избежать подъёма носа лодки при резком открытии газа, так называемого кобрирования. Это достигается эффектом дополнительной опоры двигателя за винтом.

Однако, это относительные величины и подбираются строго индивидуально! В моей практике приходилось выставлять мотор в почти крайнее положение дифферента и погружать глубже на одной лодке, и проделывать всё это в другую сторону на другой!

Семь футов под килем и спокойной воды!

Максим Остапенко,

Моторка.PRO.

Иллюстрации к статье взяты из Руководства пользователя лодочными моторами Tohatsu (Япония).

Максим Остапенко,

Добавить комментарий