Влияние зимней погоды на рыбалку

В какую погоду клюет рыба зимой

В этой статье поговорим о влиянии погодных условий на клев рыбы зимой. «У природы нет плохой погоды» пела когда-то Алиса Фрейндлих, но рыбаки вряд ли с ней согласятся. На активность подводных обитателей влияет множество факторов, и основное воздействие на них оказывает именно погода. Особенно это ощущается зимой. Иногда рыба удивляет небывалым жором, атакуя едва ли не пустой крючок, но чаще приходится проявлять все свое рыбацкое мастерство, чтобы привезти домой хоть какой-то улов.

Например, в период так называемого глухозимья. Главная причина – погодные условия, характерные для этого времени года. Казалось бы, что может чувствовать рыба, защищенная от природных капризов толстой ледяной коркой. Чувствует, да еще как! Что же конкретно влияет на ее поведение? И когда лучше отказаться от поездки на водоем и переждать «плохое» время дома?

Реакция подводных обитателей на атмосферные явления

Многие люди страдают метеозависимостью, в буквальном смысле болеют при резких изменениях внешних условий. Точно так же и другие представители живой природы, в том числе рыбы. Они вынуждены приспосабливаться к переменам, порой даже впадают в полусонное состояние, а когда неблагоприятное время проходит, возвращаются к привычному ритму. У них есть своя собственная зона комфорта, в которой им хорошо живется. Незначительные колебания в рамках комфортной зоны почти никак не сказываются на жизни представителей ихтиофауны, а вот выход за ее пределы кардинально меняет их поведение.

Почти все виды проявляют повышенную чувствительность к скачкам атмосферного давления и температурным перепадам, возникающим в результате смешивания различных воздушных потоков. Из-за постоянного движения воздушных масс образуются циклоны и антициклоны, атмосферные фронты (теплые, холодные). Чем выше скорость перемещения воздуха, тем резче меняются погодные условия и, соответственно, «настроение» рыбы. Чего ожидать от таких перемен?

Понятно, что вместе с приходом холодного атмосферного фронта температура воздуха понижается, а теплый приносит оттепели. Для циклонов характерны пониженное давление, пасмурная погода, снегопад, сильный ветер, вьюга, тогда как при антициклонах погода стабилизируется – небо становится чистым, наступает безветрие, атмосферное давление держится на определенной отметке, на смену теплу приходят морозы. Именно такие условия (без природных сюрпризов) лучше всего походят для рыбалки. Рыба быстро к ним приспосабливается, ведет привычный образ жизни, активно кормится, интересуется самыми разными приманками рыболовов. Следует отметить, что при экстремально низких температурах (– 20 и больше) многие виды ведут себя гораздо пассивнее, чем, скажем, при –5 градусах. Исходя из вышесказанного напрашивается вывод: на рыбалку лучше всего ехать в ясный спокойный день с небольшим морозцем.

Другие факторы, влияющие на клев

Ветер занимает третью позицию в списке значимых погодных факторов после давления и температуры. Сложно сказать, почему, ведь подо льдом его направление и сила не ощущаются. Тем не менее, наблюдательные рыболовы отмечают, что при северном и восточном ветре активность рыбы заметно снижается, а вот небольшой ветерок с запада, юга или юго-востока способствует результативной рыбалке. Как правило, ветер с этих направлений приносит небольшое потепление, при котором рыба начинает чувствовать себя комфортнее, чем в сильные морозы.

Плохим помощником для рыбака будет сильный порывистый ветер, даже южный. Еще хуже, если он постоянно меняет свое направление. В этом случае происходит столкновение атмосферных фронтов, что крайне негативно сказывается на клеве. Кроме того при ловле на сильном ветру сложно добиться правильной игры приманки. Сторожок в буквальном смысле живет своей жизнью, игра сбивается, неестественные движения мормышки или блесны не привлекают, а наоборот настораживают подводных обитателей.

Осадки – еще один фактор, оказывающий существенное влияние на поведение рыбы. Снегопад в сочетании с восточным или северным ветром предвещает подход фронта и сопровождается ощутимыми перепадами давления, что очень плохо для рыбалки. Если метель затянулась на несколько дней, лучше набраться терпения и подождать более благоприятной погоды.

Во время затяжных снегопадов бывают моменты, когда осадков нет вообще или идет лишь небольшой снежок. Такое «окно» – отличный повод поехать на водоем. Рыба чувствует, что пауза будет недолгой, поэтому старается использовать ее по максимуму, массово кормиться и радует частыми уверенными поклевками. Благоприятным фактором следует считать и мелкий дождик (в последние зимы подобное явление не редкость), но надо помнить о том, что он снижает прочностные характеристики льда.

Солнечный свет тоже нельзя сбрасывать со счетов несмотря на то, что под ледяным покровом этот фактор практически полностью нивелируется. Под толстым льдом царит полутьма, поэтому рыбе приходится полагаться на обоняние и слух. Тем не менее освещенность имеет определенное влияние на клев. Замечено, что в период глухозимья ясное солнышко – это предвестник трескучих морозов, при которых представители ихтиофауны смещаются на дно глубоких ям в поисках более комфортной температуры, поэтому ловля вряд ли будет успешной. В это время года солнце светит, но не греет. С приходом весны все меняется. Солнечные лучи начинают топить снег, в водоемы устремляются ручьи, несущие живительный кислород и корм, стартует преднерестовый жор.

Влияние погоды на активность разных видов

Окунь – один из самых распространенных хищников, обитающих в водоемах страны. Причем не только в проточных, он встречается в реках, водохранилищах, озерах и даже небольших пудах. Для рыболова-зимника полосатый разбойник является наиболее простой добычей. Особенно в холодное время года, ведь благодаря ледяному покрову его можно искать в точках, недоступных летом. Особенности обмена веществ в организме окуня заставляют его постоянно искать пищу, что делает ловлю этой рыбы результативной почти при любых погодных условиях. Исключением следует считать лишь морозы от –15 градусов и ниже, а также сильные метели. И не потому, что полосатый в такую погоду не клюет, просто не каждый рыбак решится ехать на рыбалку.

Судак – желанный трофей для любителей подледной ловли, но, к сожалению, зависимый от атмосферных явлений. В глухозимье ловится очень плохо, активизируется только в периоды оттепелей. В начале и в конце зимы идеальными для ужения судака считаются солнечные дни с небольшим морозцем. В такую погоду он охотно берет на любые приманки: блесны, балансиры, живца.

Щука – ловится на протяжении всего зимнего сезона, правда, с переменных успехом. Болезненно реагирует на резкие погодные перемены, начинает вести себя непредсказуемо. С повышением атмосферного давления смещается на большие глубины, при низком выходит на мелководье. Проявляет активность в тихие безветренные дни без осадков или с небольшим снежком, в метель может вообще отказаться от пищи. Все это нужно учитывать, планируя рыбалку на хищницу в январе-феврале. В марте ситуация меняется. Перед ледоходом у щуки начинается преднерестовый жор, она жадно атакует приманки рыболовов, напрочь забывая об осторожности.

Налим – холодолюбивый вид, которому ненастье и низкие температуры нипочем. Зима – его любимое время, он превосходно себя чувствует и в моменты разгула стихии, и в лютые морозы. Помешать успешной ловле налима может разве что нерест, ведь он мечет икру как раз в середине холодного сезона (конец декабря – январь). Кроме того важно знать, что этот любитель холода не плавает по всему водоему. Он перемещается исключительно по своим неизменным маршрутам, поэтому выбор места наугад не даст никакого результата. И погода в этом не будет виновата.

Лещ – метеозависимый обитатель рек и крупных водохранилищ, долго привыкает к изменившимся условиям. Более-менее хорошо клюет при низком устойчивом давлении (740–745 мм рт. ст.), например, посередине многодневной оттепели. В ненастье, при сильном ветре, а также в снегопад особой активности не проявляет.

Плотва – такая же «всепогодная» рыба, как и окунь. Негативно повлиять на результат ловли плотвы со льда может только очень плохая погода – снежная буря или трескучий мороз, затягивающий лунки корочкой за считанные секунды. С некомфортным атмосферным давлением плотва борется простым путем – перемещается по вертикали, а именно держится в придонном горизонте, в полводы или в верхних слоях. Следовательно, и искать ее нужно по всей вертикали. Это правило работает лишь в случае стабильного давления (как низкого, так и высокого), на резких перепадах клев прекращается.

Карась – метеозависим, крайне плохо переносит любые изменения окружающей среды. Не клюет при скачках давления, переменчивом ветре, обильных осадках, в начале похолодания или потепления. Залогом успеха на зимней карасевой рыбалке будет устойчивая погода. Замечено, что серебристый красавец активизируется, когда дует легкий западный или южный ветерок.

Полезный совет

Зимой рыба может вести себя непредсказуемо даже в том случае, когда все вышеупомянутые погодные факторы благоприятствуют рыбалке. Это означает, что причина бесклевья кроется в чем-то другом. Например, в кормовой базе на конкретном водоеме. Если корма много, подводные обитатели неохотно интересуются приманками на крючках. А раз так, есть смысл попробовать ловить на другой реке или на другом озере. Принимать такое решение нужно сразу, ведь зимняя погода – дама капризная, непостоянная, долго баловать нас она не будет.

При каком давлении лучше клюет рыба зимой — реальность и вымысел

Извечный вопрос рыболова — при каком давлении лучше клюет рыба зимой. Над решением бьются тысячи рыболовов, рыбацкая среда переполнена вымыслами и догадками. И у каждого выработалось собственное понимание влияния этого фактора на зимний лов рыбы. Интернет переполнен статьями о якобы “лучшем” либо ”плохом” давлении. Но эта информация, мягко сказать, ненаучна, и относится не к зимнему клеву, а к личному мнению авторов подобных публикаций. Одно можно сказать точно – атмосферное давление влияет на жизнедеятельность подводных обитателей зимой. О том, как именно, разберем далее в этой статье.

Общепринятое мнение о влиянии на клев

Сообщество рыболовов уверено, что есть нормальное давление для рыбалки зимой и ненормальное. Мирная рыба лучше ловится при повышении и высоком давлении, а хищники при понижении и низком. Продолжительные скачки отбивают клёв. Часто рыболовы ставят фактор влияния давления на клев рыбы на первое место среди других. Давление для рыбалки превращается в божество, на которое чуть ли не молиться нужно, чтобы оно было “правильным” при выезде на зимний водоем. На форумах разворачиваются баталии споров насчет того, при каком атмосферном давлении рыба клюет лучше.

Ошибочные представления рыболовов — разрушение мифов и домыслов

Влияние атмосферного давления на клев рыбы имеет значение, но далеко не такое, как мы себе представляем. После изучения вопроса приходишь к выводу, что мы, рыболовы (а не ихтиологи), заблуждаемся, пытаясь определить оптимальное давление для рыбалки зимой. Это настолько многогранный момент влияния на клев, что однозначно сказать что-либо по этому поводу нельзя.

Этот фактор нужно рассматривать вкупе с другими явлениями, среди которых присутствуют намного более важные, чем показания барометра. Одно можно сказать точно о том, как влияет давление на рыбу – этот фактор не определяет интенсивность клева, а косвенно воздействует на него.

Разработанные таблицы влияния давления на клев рыбы зимой не отражают действительности.Такую действительно актуальную табличку теоретически можно создать – отдельно для каждого пруда, озерца, небольшого участка крупного водоема и т.д. Причем, после многолетних исследований и наблюдений. И действовать такой график будет недолго – до тех пор, пока не изменится, например, роза ветров или гидротехника водоема.

Вы понимаете объем такой работы в масштабах всех водных объектов? Поэтому составить единый действительный план клева невозможно. А то что есть – отражает, в лучшем случае, общие тенденции погоды и личное мнение составителя.

Конкретные значения барометра

Еще один миф – утверждение, что некоторое конкретное атмосферное давление для ловли рыбы считается нормальным, а другое – нет. В регионах высота над уровнем моря различается. И говорить, что норма в 760 мм ртутного столба – хорошо для рыбалки, нельзя. В Западной Сибири это будет другое значение, а на плоскогорьях Восточной – третье. Эта величина относительная, использовать конкретные значения для определения того, хороший клев будет или нет, нельзя.

Конкретной величины, нормы атмосферного давления для хорошего клева рыбы не существует. Для прогнозирования рыбалки нужно учитывать не конкретную величину, а тенденции изменения: растет, падает, скачет или держится на одном уровне – вот это действительно может помочь рыболову.

Влияние на плавательный пузырь и возможность контроля рыбой плавучести

Часто в спорах о том, какое атмосферное давление лучше для рыбалки, люди приводят в пример доводы, что давление сильно влияет на плавательный пузырь, и с этим связано ухудшение клева при скачках давления. Правда же заключается в том, что даже при изменении, например,на 10 мм ртутного столба, рыбе, чтобы выровнять давление в пузыре, нужно изменить глубину погружения всего на 10 сантиметров. А между тем, подводные обитатели постоянно изменяют глубину погружения, проходя много метров в вертикальной плоскости, и при этом не испытывают никаких проблем.

Рыбьи плавательные пузыри – совершенный орган регуляции плавучести, и влияние изменения давления на них – минимально. Поэтому утверждение, что давление влияет на клев рыбы зимой из-за воздействия на плавательный пузырь – не более чем домыслы. Это попытки рыболовов объяснить себе влияние этого фактора на клев. На самом деле, нормальное давление для рыбалки зимой – практически любое (кроме продолжительных периодов постоянных резких скачков). Просто в зимних условиях рыба ведет себя по-разному, и рыболову нужно подобрать правильную тактику ловли, прикормку и снасти.

Основной фактор зимой – кислород в воде, температура и доступность питания

Рыбы – хладнокровные существа. Обмен веществ напрямую зависит от температуры. Чем температура выше – тем хладнокровные активнее, и наоборот. Эти организмы живут в воде, и добывают кислород из нее жабрами. В зависимости от температуры, вода в разной степени насыщена кислородом. При низкой температуре в воду “помещается” больше кислорода, при высокой – меньше. Здесь получаем обратный парадокс.

  1. Чем теплее вода – тем меньше кислорода, и тем выше метаболизм рыбы. Но в холодное время кислорода больше, поэтому рыба нормально дышит, даже еле-еле перебирая жабрами. Поэтому зимой и возникает опасность замора – при недостаче кислорода рыба не может активно гнать воду через жабры и получать его больше, так как сама заторможена из-за низкой температуры.
  2. Изменение атмосферного давления косвенно влияет на содержание кислорода в воде, и для рыбы зимой это важнее, чем летом. Виду малой активности зимой из-за низкой температуры, она всегда будет искать воду с большим содержанием кислорода, чтобы спокойно стоять там и дышать без дополнительных затрат сил.
  3. При повышении верхние слои воды лучше насыщаются этим газом, и это заставляет рыбу подниматься вверх, если в привычном месте у дна кислорода недостаточно для комфортного дыхания. Этот фактор актуален, по большей части, только в глухозимье.

Более важный фактор – миграция кормов. Именно за кормом зимой и следует рыба. И поднимается под лед она вовсе не из-за давления, а вслед за кормовой базой.

Важно понимать, что такое “влияние” давления сработает редко в чистом виде. Ведь в еще большей степени на содержание кислорода в воде зимой влияют течения, изменения рельефа дна, подводные родники и глобальный медленный перенос водных масс (в крупных стоячих водоемах). Здесь мы подошли к главной мысли.

Благоприятного давления для рыбалки, в общем-то, не существует. Этот фактор можно учитывать только применимо к конкретным условиям ловли и наблюдениям на водоеме. Влияние давления косвенно для рыбы, присутствуют намного более значимые факторы. Не правильно спрашивать, как воздействует давление на клев рыбы зимой. Верный вопрос – где искать рыбу при высоком либо низком давлении зимой, какие использовать методы ловли и приманки.

Как на самом деле атмосферное давление влияет на клев

Важно понять, что давление для рыбалки – это не показатель хорошего либо плохого клева, а широкое условие, влияющие на множество других факторов, которые в сумме и определяют активность подводных обитателей. По барометру выявляются только общие тенденции, которые приводят как к улучшению клева, так и к ухудшению, в зависимости от водоема и множества других переменных. По нему нельзя спрогнозировать клев. Но оценка этой величины дает возможность предугадать изменение погоды в целом – ветер, дождь, температуру и т.д.

Рыболовы знают, что зимой рыба не любит изменений погоды. Это верно, и то не всегда. При резких изменениях циклона на антициклон и наоборот, а также при воздействии пограничных зон атмосферных фронтов, рыба или не ловится, или клюет хорошо, причем эти периоды невозможно спрогнозировать. И на клев зимой влияют не показатели давления, а изменение ряда погодных факторов.

Атмосферное давление – это показатель погоды и ее изменений, который сам по себе на клев не влияет. На него можно опираться как на косвенное измерение для прогнозирования.

Оптимальное атмосферное давление для ловли рыбы зимой – ровное, без скачков. И рыба будет клевать не потому, что давление именно такое, а так как погода постоянная. Изменение давления – признак смены атмосферных фронтов. И в таком случае клев зимой не прекращается, а изменяется. Рыболову нужно заново подбирать ключики ввиду изменившихся условий – менять глубину, наживки, методы игры, само место ловли. Уровень барометра сам по себе почти никак не воздействует на клев рыбы зимой. Это показатель определенного состояния системы погодных явлений.

Поэтому вопрос “при каком давлении клюет рыба зимой” – не корректен. На него можно ответить: ”При любом”. Просто при различной погоде рыба будет более активной или пассивной, питаться жадно или нет. Также, в зависимости от температуры, ветра и освещенности, она может передвигаться и стоять в различных горизонтах толщи воды или сменить место. Рыболову необходимо на конкретном водоеме выяснять, при каком комплексе условий она начинает активно питаться, и где в это момент находится.

Читайте также:  Лодка Бакай: описание модели, технические характеристики, отзывы

Другие факторы

Идеальное давление для рыбалки – миф. Рыбаки со стажем знают, что нужно рассматривать погодные условия для рыбалки зимой в целом:

  • Динамика температуры;
  • Направление ветра;
  • Скорость ветра;
  • Освещенность;
  • Динамика изменения давления.

Лучшее давление для клева рыбы просто не существует. Его необходимо учитывать только совместно с другими факторами – температурой, ветром, облачностью. Ясная морозная погода обычно характеризуется высоким давлением. Появление ветра и понижение показаний барометра свидетельствует, что скорее всего, появятся тучи. Незначительные колебания можно не учитывать. Но долговременное постоянное понижение говорит о том, что антициклон скоро сменится на циклон, и наоборот.

Лучшая погода для зимней рыбалки – постоянная. Это ясная морозная погода (высокое давление), или пасмурная, облачная, теплая при низком. В одном случае рыба будет активно двигаться, во втором — спокойно кормиться на месте. Плохо клюет при резкой смене и постоянных изменениях, да и то не всегда. Перед резким изменением бывают короткие вспышки сильного клева. Но это не значит, что клева нет из-за давления, которое просто является показателем и измерителем происходящих явлений.

Ветер

Ветер сам по себе не влияет на клев. Однако резкое изменение направления или силы ветра свидетельствует о скорой смене погоды. Сильные ветра зимой на тонком льду на больших водохранилищах могут негативно сказаться на клеве, так как весь панцирь начнет ходить волнами – это будет видно по пульсирующим движениям воды в лунках. В такое время клев преимущественно плохой.

Температура

Температура окружающего воздуха и давление также связаны. При низком обычно теплее, чем при высоком. Но сама по себе температура воздуха не влияет на клев – под водой, да еще и подо льдом, совершенно другие условия. Мороз станет помехой скорее рыболову, чем клеву. Но если становится теплее на долгое время, то рыба активизируется и клюет лучше. В теплой воде рядом с ГЭС клюет практически всю зиму.

Высокое

Где находится рыба при высоком давлении зимой? Такие показания барометра свидетельствуют, что над погодой сейчас властвует антициклон. Облачности обычно нет, ветер или отсутствует, или равномерный, без порывов. Зимой это чаще ясная, морозная погода. Такая погода благоприятна для ловли мирной рыбы. Хищника также можно ловить. Существует миф, что хищник при высоком барометре не клюет. Но это не так. В такое время у него просто нет жора, мирная рыба очень активна, ее трудно поймать. Поэтому хищник стоит на своих местах и довольствуется тем, что перепадет.

Как ведет себя рыба при высоком давлении зимой? В глухозимье нужно искать на постоянных местах стоянки. В начале зимы и в конце в таких условиях бывает тепло, и рыба активно ходит по акватории обитания, по всей своей кормовой зоне. Правильными способами будут активный поиск и ловля на игру мормышкой или безмотылкой. На хищника ловля также может быть успешной, если точно определить места стоянки и ловить там.

Низкое

Клев рыбы при низком давлении часто вялый, но это не значит, что его нет. Просто рыба менее активна. Она меньше перемещается по водоему. В таких условиях лучше высиживать на прикормке в местах постоянной дислокации. В атмосфере властвует циклон, небо затянуто тучами, может идти снег. Если погода тихая – может случиться очень хороший клев, просто рыба будет клевать аккуратно и неторопливо. В такое время случается жор хищника, который выходит из берлог и охотится. Это касается и щуки, и судака, и окуня. Скорее всего они не будут стоять, а начнут рыскать по привычным местам охоты в поисках добычи.

Повышение

Повышение свидетельствует о приближении антициклона, а понижение – циклона. Если эти изменения плавные, то рыба никак не реагирует, а просто постепенно переходит из одного режима питания в другой. Замечено, что при резком повышении плохо ловится плотва. При резком понижении, в течение дня, и смене погоды после длительного цикла хорошей на плохую, непосредственно перед непогодой, например, за день, иногда наблюдается сильный клев.

Скачки

Если барометр постоянно скачет, погода меняется и никак не установится, то обычно клюет плохо. Но это далеко не правило. При постоянных перепадах рыба непредсказуема — сейчас клюет, через 10 минут ушла неизвестно куда. В такую погоду хорошо ловится только холодолюбивый налим.

Это далеко не самый важный фактор клева. Но рыболовы могут использовать его для определения тенденций изменения погоды, поведения подводных обитателей и, как следствие, клёва. На конкретных водоемах можно делать заметки в блокнот (при частых рыбалках). Это позволит уловить некие алгоритмы погоды и влияния данного изменения на ловлю.

Расписание зимнего клёва

«Клевало как из пулемёта, а потом будто обрубило» – такую характеристику клёва часто можно услышать от рыбаков. Очевидно, что в течение суток рыба клюёт неравномерно, и вспышки пищевой активности перемежаются периодами молчания.

Летом всё гораздо проще, ведь при благоприятной погоде можно провести на водоёме целые сутки, а то и вовсе посвятить рыбалке несколько дней кряду. В этом случае рыболов гарантированно попадёт на ту самую вспышку активности, которая позволит отвести душу на увлекательной рыбалке и порадует хорошим уловом.

Зимой происходит несколько по-другому. Во-первых, специфика условий зимней рыбалки такова, что мало кто отваживается оставаться на выстуженном водоёме с ночёвкой, а безвылазная рыбалка на льду в течение несколько дней – это вовсе удел самых отчаянных экстремалов. Ситуацию усложняет то, что вспышки пищевой активности летом у рыбы происходят гораздо чаще, чем в холодный период года. Некоторые рыбы, в особенности хищники, зимой могут кормиться очень короткое время – не больше получаса в день. А в период глухозимья и вовсе позволяют себе не питаться в течение нескольких дней. Поэтому зимним рыбакам знать примерное расписание рыбьего клёва особенно важно (фото 1).

Известно, что активность и пассивность рыбы зависит от многих факторов: атмосферного давления, направления ветра, температуры воздуха и воды, содержания кислорода в воде и её прозрачности. Некоторые рыбаки утверждают, что даже фазы Луны вносят свою лепту. Однако я не раз замечал, что, помимо этих факторов (которые, безусловно, следует учитывать, отправляясь на очередную рыбалку), в каждом типе водоёмов рыбы придерживаются своего, понятного только им расписания.

Вывести определённые закономерности и составить полную картину очень сложно, тем более что к каждому водоёму нужен индивидуальный подход. Но, учитывая то, что большинство рыболовов постоянно рыбачат на нескольких хорошо известных им водоёмах, бывает очень полезно запоминать периоды активного клёва той или иной рыбы. Потому что это расписание, с небольшими корректировками, может сохраняться из года в год.

Другой вопрос: зачем это всё нужно? Конечно, если есть возможность провести на рыбалке весь день от рассвета до заката, на время обращаешь меньше внимания. Тем не менее, зная, что в данный промежуток времени должна клевать рыба, можно заранее подготовиться к активной ловле, а не отвлекаться на перекус или длительный переход от одного места рыбалки к другому.

Будем откровенны: в наше суетное время не каждый рыболов может позволить себе провести даже один день на рыбалке. Но порыбачить всё равно хочется, и многие вырываются на водоём всего лишь на пару часов. Если при этом рыболову знакомо примерное время клёва, то даже короткая вылазка на водоём позволяет получить полноценные рыбацкие эмоции и удовольствие от ловли, а не является просто увеселительной прогулкой до берега и обратно (фото 2).

Зорька – она и зимой зорька


Утренняя зорька для рыбака – это святое. Это волшебное, таинственное время суток просто очаровывает рыбаков своей призрачной тишиной, курящимся над гладью реки невесомым туманом и сочными всплесками увесистых рыбьих хвостов, взбивающих на водной глади крупные пузыри. Чтобы встречать утреннюю зорьку во всеоружии, большинство рыболовов уже с половины ночи отправляются в дорогу, а то и вовсе приезжают на водоём ещё с вечера. Но так происходит летом, а вот зимой, чего греха таить, ценность рыболовной зорьки заметно снижается.

Несмотря на то, что зимой светает гораздо позднее, чем летом, и уже не нужно просыпаться среди ночи, чтобы быть на водоёме с рассветом, многие рыболовы пренебрегают утренней зорькой, выходя на лёд, когда уже окончательно рассвело. Тут ещё, наверное, играет роль и температурный фактор – ведь ранним зимним утром температура самая низкая, и не каждый отважится сидеть над лункой именно в те пару часов, когда давит крепкий мороз. Другое дело, когда скупое зимнее солнце поднимется над горизонтом, и на водоёме станет пусть не теплее, но хотя бы немного уютнее. Уже можно поставить на льду палатку, и солнце быстро создаст внутри неё микроклимат, достаточный для комфортной ловли…

Но я в своей практике ловли убедился, что зимой утренняя зорька имеет такое же большое значение, как и летом. И чем глубже в зиму, тем сильнее привязан клёв подводных обитателей к ранним утренним часам. Это касается всех основных видов рыб, которых мы с супругой ловим зимой: окуня, плотвы и щуки. Приведу несколько характерных примеров.

Полосатого хищника мы ловим на озёрах в пойме Волги. Это водоёмы разного размера, с разной глубиной, характером донной растительности и грунта. Несмотря на все различия, окунь на озёрах каждую зиму придерживается расписания, при котором самый активный клёв полосатого хищника наблюдается именно с рассветом. Чтобы застать вспышку окунёвой активности, на водоём приходится приезжать заранее. В темноте поклёвок не бывает, но едва обозначатся первые признаки рассвета, как окунь начинает брать, стремительно наращивая темп клёва. Такая вспышка активности по первому льду длится до полутора часов, в середине зимы – в разы меньше, и часто в феврале весь окунёвый клёв может уложиться в каких-то полчаса. А потом складывается то самое ощущение, что выключили рубильник окунёвого клёва, а сам водоём будто вымер.

В первой половине зимы, при нетолстом ещё ледовом покрове и благоприятном кислородном режиме, утренний клёв окуня сходит на нет постепенно. Обычно с рассвета (который в декабре в нашей местности наступает примерно в половине восьмого) и до девяти часов окунь клюёт лучше всего. После девяти окунёвый аппетит начинает плавно ослабевать, и уже часам к десяти может наступить полное затишье. В течение дня наблюдаются лишь короткие и тяжело прогнозируемые вспышки клёва.

К теме окунёвого расписания мы вернёмся ниже, а пока поговорим о плотве (фото 3). Эту рыбу тоже стоит начинать ловить уже с раннего утра, хотя в наших водоёмах это правило не настолько незыблемо, как с окунем. Иногда на крупных озёрах, а также в затонах Волги плотва может расклеваться лишь часам к десяти утра либо после обеда. Я замечал, что эта рыба очень чутко реагирует на изменения погоды, и если, допустим, холода начинают сменяться надвигающимся потеплением, то именно на этом сломе погоды, в какое бы время суток он ни произошёл, плотва проявит себя вспышкой пищевой активности (фото 4).

Если же погода стоит ровная, без резких скачков давления и иных природных катаклизмов, то утренняя зорька – самое подходящее время для ловли красноглазой рыбы.

Лучше всего такая закономерность прослеживается на большом степном озере с необычным названием Цаца́ (ударение на последний слог). Многие рыболовы, посещающие этот водоём зимой, удивлялись, с какой интенсивностью и безрассудностью берёт здесь плотва на рассвете и как неумолимо её клёв сходит на нет ближе к обеду (фото 5).

Мы с женой посещали Цацу не только в зимний период, но и летом, а потому замечали, что по открытой воде плотва тоже проявляет себя только в течение часа после рассвета. Стоит солнцу лишь немного приподняться над горизонтом, как крупная плотва куда-то исчезает бесследно, а её место занимает менее интересная в ловле рыба – уклейка, краснопёрка, мелкая густера.

Во второй половине зимы, когда даже на обширных и глубоких волжских затонах нарастает приличный слой льда, укрытый толстым слоем снега, плотва зачастую предпочитает клевать лишь на рассвете. Если задержаться в дороге и припоздниться с входом на лёд, можно вовсе остаться без улова – плова просто молчит и не отзывается ни на какие ухищрения рыболова.

Как-то раз, уже в начале календарной весны, мы приехали на волжский затон ещё в темноте. Погода была отнюдь не весенняя: завывающий ветер сыпал с неба мелкий снег, закрывая непроглядной пеленой речные дали. Мы на ощупь поставили и закрепили палатку, зажгли для освещения и тепла пару свечей и в последующие два часа не отвлекались от интенсивной ловли – плотва брала без перерыва. Судя по переговорам наших соседей, у них тоже был хороший клёв.

Но вот начало медленно светать, и метель тоже постепенно стала утихомириваться. День обещал быть погожим и перспективным для дальнейшей ловли, но у плотвы, которая одарила нас таким активным клёвом, было другое мнение на этот счёт. Рыба просто перестала клевать, причём, как мы выяснили впоследствии, такая картина наблюдалась у всех рыбаков на территории обширного затона.

Превратности щучьей охоты


У щуки зимой ярко выражены три пика пищевой активности: это утренняя и вечерняя зорька, а также промежуток времени перед обедом – около десяти-одиннадцати часов. Причём последний выход, если говорить о знакомых мне водоёмах, характерен для первой половины ледового сезона, и в глухозимье происходит не везде и не всегда. А вот щучьи хватки на рассвете и перед закатом – это уже аксиома, причём и в начале зимы, и в середине сезона, и перед распалением льда.

Самые лучшие и достоверные сведения о времени щучьего клёва нам помогла собрать ловля на подлёдные жерлицы. Снасти такой конструкции можно оставить на ночь, потому что, во-первых, они не вмерзают в лёд, и их относительно легко проверять даже после морозной ночи. Во-вторых, установленные подлёдные жерлицы не так сильно заметны, как флажковые – это особенно важно, когда устанавливаешь снасти на посещаемых водоёмах и оставляешь их на ночь без присмотра.

Чаще всего мы не привозим живца с собой, а предпочитаем ловить его на месте, так как привычный хищнику живец гораздо лучше привозного. Обычно разжиться мелочёвкой не составляет большого труда, но жерлицы удаётся расставить и вооружить только ближе к обеду. Так как поклёвки при использовании подлёдных жерлиц не видны рыболову в режиме реального времени, примерно один раз в час-полтора мы обходим их и проверяем. Иногда во время очередного прохода сразу на нескольких снастях, установленных в разных частях водоёма, обнаруживаются поклёвки – яркое свидетельство того, что именно в этот час, прошедший между двумя проверками жерлиц, происходила вспышка клёва.

Если нам удалось быстро наловить живца и выставить снасти до десяти часов, то можно попасть на тот самый классический по времени щучий выход. Промежуток времени между десятью и двенадцатью часами – настоящий час икс для щукарей. В этот период за каких-то пятнадцать-двадцать минут может произойти несколько поклёвок. Рассуждаю об этом по горячим следам: накануне написания этой статьи мы с супругой были на жерличной рыбалке, на которую брали не подлёдные, а традиционные флажковые жерлицы. Так вот, с половины одиннадцатого в течение получаса у нас произошло пять поклёвок, причём три флага поднялись практически одновременно (фото 6).

Эта предполуденная вспышка щучьего клёва проходит очень стремительно и редко растягивается больше чем на сорок минут. Ещё один кратковременный выход щуки можно застать после обеда, но только при устойчивой погоде с невысоким давлением.

Вечером, уже практически в сумерках, мы в последний раз обходим наши подледники, и при этом насыпаем над ними высокий холм снега, чтобы меньше замёрзли ночью, а также отмечаем лунки вешками на случай сильной метели. И вот во время такого обхода, который у нас может завершиться уже в темноте, мы снимаем со снастей несколько попавшихся предзакатных щук (фото 7).

Далее жерлицы стоят в течение ночи, и проверяем мы их через пару часов после рассвета. Нам доподлинно неизвестно, клюёт ли щука зимней ночью, но, судя по тому, что некоторые хищницы поутру ведут себя вяло, а другие, наоборот, устраивают при вываживании настоящий бой, попадаются они в разное время – скорее всего, поздно вечером и рано утром. Я предполагаю, что хищница сохраняет активность даже после наступления темноты – в течение часа или двух. А потом на очередную охоту выходит уже на рассвете, чтобы хорошенько и плотно позавтракать. Именно эти рассветные хищницы ретиво ведут себя при проверке подлёдных жерлиц.

Многие знакомые рыболовы, которые ловят жерлицами не только в пойме Волги, но и на других водоёмах (степных прудах и озёрах), обращали внимание на привязку щучьего клёва именно к утренней и вечерней заре. Поэтому охотники за пятнистой хищницей предпочитают зимой выставить жерлицы пораньше, ещё до рассвета, а собрать их уже после наступления темноты (фото 8). Обидно, но факт: иногда между утренней и вечерней вспышкой щучьего клёва жерлицы весь день могут простоять впустую, не показав ни единой поклёвки.

Читайте также:  Ловля чехони и ее повадки в июле: секреты ловли, отзывы рыбаков

Закономерности и парадоксы


Возвращаясь к теме клёва окуня (а именно эта рыба чаще всего не даёт скучать зимним рыболовам), хотелось бы отметить, что помимо двух характерных пиков суточной пищевой активности полосатого (на утренней и вечерней заре), окунь не перестаёт клевать и в течение дня. Только вот поклёвки в это время редкие и единичные. Имеется в виду середина зимы, потому что по первому льду окунь может быть активен практически весь день, либо большую его часть (фото 9).

Небольшой размер озёр в пойме Волги позволил подметить любопытную особенность дневного клёва окуня. Дело в том, что все рыболовы на небольшом водоёме находятся друг у друга на виду, и если у кого-то клюёт, то это не может остаться незамеченным. И несколько раз на совершенно разных водоёмах и в разное время года я замечал, что если среди дня происходит выход окуня на кормёжку, то клюёт одновременно у нескольких рыболовов, даже если они рыбачат на разные снасти и в разных частях озера (фото 10).

В очередной раз с такой особенностью я столкнулся совершенно недавно. На участке озера нас было четверо: я, супруга и два незнакомых нам парня. Мы с Настей ловили на мормышки с подсадкой мотыля, а вот парни искали полосатого с вертикальными блёснами. Время подходило к обеду, и отменно клевавший на рассвете окунь заметно сбавил свою активность. Всё же время от времени рыбы попадались.

Парни ловили в мелководном сужении озера, Настя расположилась на глубине, проверяя лунки, которые мы сделали ещё с утра на середине водоёма. Ну а я дразнил окуня на береговом свале в глубину и находился как раз между парнями-блеснильщиками и супругой (все рыболовы были мне хорошо видны). Расстояние между крайними рыболовами было несколько десятков метров. И если у меня происходила поклёвка, то в это же самое время и Настя поднимала на лёд очередного окунька, а парни отцепляли полосатых, попавшихся на блесну. Потом следовало очередное затишье, но стоило кому-нибудь из нас поймать рыбу, как не отставали и другие рыбаки (фото 11).

Гадая над причинами такой синхронной рыбалки, я всё пытался привязать кратковременные вспышки окунёвого клёва к происходящим в природе изменениям. В тот день была переменная облачность, и я подумал сначала, что очередная вспышка клёва происходит именно в тот момент, когда на солнце находит очередное облако. Когда лёд на озере прозрачный, изменение освещения действительно могло сыграть свою роль, однако в тот раз никакой закономерности мне вывести не удалось.

Тогда оставалось предположить, что на пищевую активность окуня влияет изменение атмосферного давления. Судя по всему, его значение в день рыбалки не было постоянным. Возможно, что те колебания, которые не ощущаются человеческим организмом, играют большую роль для окуня. И в какой-то момент атмосферное давление становится для полосатого комфортным настолько, что он решается на очередной короткий перекус.

Замечу, что в летний период, когда окунь гораздо активнее, чем зимой, он всё равно не кормится без перерыва, и его набеги на стайки кормовой рыбёшки всё же перемежаются периодами относительного затишья. Следовательно, и полосатый разбойник, и представители других видов рыб всё же придерживаются собственного расписания. Однако закономерности и связи, определяющие это расписание, пока что находятся далеко за гранью человеческого понимания (фото 12)

Виталий Волков,
р.п. Светлый Яр Волгоградской области

Лучшая погода для рыбалки

Лучшая погода для рыбалки

В песне всякая погода благодать, часто изменчиво сказывается на клеве рыбы. Какая же лучшая погода для рыбалки?

По рассказам многих рыболов даже ненастье привносит сюрпризы в клев. Так налим любит холодную, леденящую погоду, когда даже человек тяжело переносит время на рыбалке.

Щука в летнюю жару обожает перемену в сторону снижения температуры, пасмурную, но ровную погоду. В перерывах в ненастье многие мирные рыбы начинают активно клевать обеспечивая рыболовов незабываемыми моментами.

Влияние атмосферного давления на клев рыбы

Прежде всего, на поведение рыб оказывает влияние атмосферное давление. Дело в том, что в связи с физиологическими особенностями строения воздушного пузыря рыб разделяют на открыто пузырных и закрыто пузырных. У первой категории рыб пузырь соединен с глоткой – к ним относятся лещ, плотва, карась и другие, у второй (судак, окунь и другие) плавательный пузырь полностью изолирован. При изменении давления в атмосфере меняется давление внутри пузыря.

Открыто пузырные рыбы приспособились выравнивать давление, заглатывая воздух с поверхности воды или с растений. Они начинают испытывать голод, как только организм адаптируется к новым условиям.

Закрыто пузырные рыбы наиболее болезненно реагируют на скачки давления и в связи с этим могут длительное время не питаться, при повышении давления они поднимаются в верхние слои, а при понижении уходят на глубину.

Таким образом можно твердо заявить, что наиболее благоприятным атмосферным давлением сказывающимся положительно на лев рыбы является устоявшееся в течении нескольких дней давление. Пускай оно будет 740 или 770 мм. рт. ст., но в течении последних 3-дней. Идеальным же атмосферным давлением считается 760 мм. рт. ст., опять же при условии его сохранении в течении определенного времени.

При какой температуре лучше ловить рыбу

Лучший клев наблюдается во время умеренно теплой погоды с давлением, близким к норме (т. е. 760 мм ртутного столба). Однако если низкое или высокое давление держится устойчиво в течение долгого периода, то клев может слегка оживиться.

Изменение атмосферного давления тесно связано с изменением ветра. Так, при северных или восточных ветрах давление начинает падать. Вот почему в этот период резко ухудшается клев рыбы. Ухудшается клев и при штормовом ветре любого направления. Лучший клев наблюдается при несильных западном, юго-западном и южном ветрах.

После дождя и клев активнее. Так это или нет?!

После дождей, когда начинает прибывать вода, клев обычно усиливается, затем ухудшается и снова возрастает с началом спада воды. Похолодание и просветление воды летом иногда сказываются на клеве положительно. Лучший клев рыбы наблюдается ранним утром, хороший – вечером, а наиболее слабый – в дневные часы, особенно в жару. В пасмурные дни хороший клев бывает и в дневные часы. Клев улучшается по мере приближения весны или поздней осени, когда рыба клюет на протяжении всего дня.

Время нереста и поведение рыбы — тоже сказывается на клеве?

Особое влияние на поведение рыб оказывают стайные рефлексы в период нереста, большинство из них теряет осторожность и выходит на мелководье, где становится легкой добычей браконьеров. В зависимости от погоды и температуры воды время нереста может сдвигаться в ту или иную сторону.

На что лучше ловить рыбу в зависимости от погоды

Погода влияет и на кормовую базу рыб. Так, с наступлением ранней весны карповые быстрее переходят на растительную пищу. Кроме того, количество появляющихся у воды насекомых, которыми кормится рыба, зависит во многом от того, засушливое лето или нет. В засушливую погоду мелеют водоемы, кормовая база беднеет – рыба отходит от берега и даже совершает дальние миграции в поисках корма.

Лучшая погода для рыбалки видео

Влияние атмосферного давления, температуры, ветра, облачности, осадков на клев рыбы

Лодочные моторы Honda

После приобретения лодки, перед владельцем плавательного средства стоит задача правильно выбрать тип подвесного двигателя, его мощность, количество оборотов выходного вала, а также определиться с производителем. Ведь каждая модель двигателя отличается техническими характеристиками и имеет не только преимущества, но и недостатки. Многие отдают предпочтение лодочным моторам Honda BF 20 и другим модификациям данного бренда, которые выпускает известная на мировом рынке компания Honda. Рассмотрим технические характеристики и функционал продукции премиум класса.

Чем характерны лодочные моторы от фирмы «Хонда»?

Подвесные двигатели для моторных лодок, выпускаемые компанией Honda, предлагаются на отечественном рынке в расширенном диапазоне мощностей, начиная от небольшого двигателя мощностью 2,3 лошадиных силы и, заканчивая форсированным 250-сильным двигателем.

Модельный ряд моторов представлен тремя классами:

  • моторы от 2,3 до 15 л. с. используются на небольших моторных лодках и в качестве маневренных двигателей для яхт;
  • четырехтактники среднего класса, имеющие мощность в диапазоне от 20 до 60 л. с., применяются на быстроходных моторных лодках;
  • подвесные двигатели мощностью до 250-ти лошадиных сил предназначены для катеров, где важен драйв.

Необходимо отметить, что все двигатели бренда «Хонда» – четырехтактные. Это единственная компания, которая выпускает только такие моторы.

Лодочные моторы Honda – мощные и надежные

Подвесной двигатель Honda, рабочий цикл которого включает четыре такта, превосходят любой двухтактник по техническим параметрам:

  • увеличенному ресурсу эксплуатации;
  • экологически чистому выхлопу;
  • уменьшенному до 40% потреблению бензина;
  • стабильности работы при малой частоте вращения;
  • пониженному уровню шума;
  • высокой плавности хода.

Повышенный интерес к моторам Honda связан с их надежностью, мощностью, небольшой массой. Немаловажным фактором является привлекательный дизайн, возможность изменения углового положения мотора. Кроме того, из широкого модельного ряда всегда можно выбрать двигатель с дейдвудом требуемой длины.

Специалисты фирмы Honda, специализирующейся на выпуске двигателей для автомобилей, воплотили в лодочных моторах отработанные на протяжении многих лет технологические решения. Ознакомимся с параметрами наиболее популярных лодочных двигателей.

Honda BF 2.3 – мал, да удал

Данная модель представляет собой один из самых малогабаритных и легких четырехтактников, отличающийся проработанной конструкцией корпуса и стильным дизайном. При первом взгляде обращает на себя внимание пластиковый капот серебристого цвета, удачно гармонирующий с расположенным под ним серым редуктором. Из внешних компонентов имеется пара рукояток для переноски двигателя, поворотный румпель с кнопкой выключения мотора и крышка для заправки топлива.

Мотор Honda BF 2.3

Технические характеристики

Лодочный мотор Honda BF 2.3 имеет мощность, равную 2,3 л. с., которую развивает один рабочий цилиндр объемом 57 см3. Мотор с принудительным воздушным охлаждением способен раскручиваться до 6000 оборотов в минуту. Так как двигатель охлаждается воздушным потоком, отсутствует водяной насос и система фильтрации масла. Подачу топлива с октановым числом 95 обеспечивает карбюратор. Клапана приводятся в движение толкателем кулачкового типа.

Остальные характеристики:

  • масса моторного агрегата – 12,5 кг;
  • высота дейдвуда – 0,381 м;
  • редукция – 2,42:1;
  • объем встроенной топливной емкости – 1 л.

Мотор запускается вручную достаточно легко с помощью ручного стартера. Электрическая схема подачи искры на свечи предельно простая. В картер двигателя заливается масло в объеме 250 мл, а в редуктор 50 мл.

Компоновка, комплектация и опции

Одноцилиндровый мотор имеет верхнее размещение клапанного механизма. Под капотной крышкой нет ничего лишнего – система питания в виде достаточно простого карбюратора, свечи, топливная емкость и стартер с ручным приводом. Для замены свечей необходимо использовать инструменты, входящие в базовую комплектацию. Полная заправка встроенного бака обеспечивает возможность непрерывной работы мотора на протяжении часа. Двигатель также укомплектован трехлопастным винтом из прочного пластика.

Honda BF 2.3 малогабаритный и легкий четырехтактник

Из полезного функционала имеется:

  • сцепление центробежного типа, обеспечивающее передачу крутящего момента на гребной винт при возрастании частоты вращения двигателя. Это обеспечивает плавность передача оборотов на винт;
  • возможность реверсирования. Это очень удобная опция при необходимости развернуться в узком пространстве или выехать кормой вперед. Благодаря реверсу повышается маневренность лодки;
  • окошко контроля количества масла. Визуальный контроль позволяет следить за объемом смазочной жидкости в картере мотора. Такая проверка необходима перед каждым запуском двигателя.

Имеется возможность установки требуемого угла наклона двигателя с помощью специального механизма. Информацию, как обслуживать двигатель Honda BF 2.3 D, инструкция содержит в полном объеме.

Четырехтактный Honda BF8

Внешне похож на предыдущую модификацию 8-сильный двигатель с четырьмя рабочими тактами и объемом двигателя 222 см3. Он открывает двухцилиндровый модельный ряд подвесных двигателей для лодок. У мотора привлекательный дизайн с радиусным переходом капота в линию дейдвуда. Благодаря проверенной технологии и оригинальной конструкции мотор приобрел широкую популярность.

Мотор Honda BF8

Характеристики

Рабочая часть представляет монолитный двухцилиндровый рядный блок, каждый из цилиндров которого обслуживает пара клапанов. Клапана приводятся в движение распредвалом, а за подготовку топливной смеси отвечает карбюратор. Отвод выхлопных газов производится через ступицу рабочего винта. Маятниковые опоры поглощают вибрацию при работе двигателя, благодаря чему отпадает необходимость в балансировочном вале. Отслеживание моментов зажигания на любых оборотах мотора осуществляет микропроцессорная система.

Рабочие характеристики:

  • максимальные обороты – 5500 в минуту;
  • масса в зависимости от исполнения – 42-45,5 кг;
  • дифференциал – 2,33х1;
  • объем заправочной емкости – 12 л;
  • объем картера мотора – 1 л;
  • емкость редукторного картера – 290 мл.

Размеры дейдвуда позволяют устанавливать мотор на транец размером 38,1 см.

Вариации модели

Мотор выпускается в различных исполнениях, отличающихся параметрами генератора, массой и способом запуска:

  • Honda BF 8 SHSU имеет электрозапуск, а также может запускаться вручную. Генератор выдает питание 12 В/12 А постоянного тока. Масса двигателя 45,5 кг;
  • Honda BF 8 SHU оснащен только системой ручного запуска. Система питается от генератора переменного тока с параметрами 12 В/6 А. Вес комплекта 42 кг.

Остальные характеристики общие для каждой модификации.

Мотор Honda BF8 имеет привлекательный дизайн

Лодочный мотор Honda BF20 – модель Honda BF20 SHU и версия Honda BF20 SHSU

Двадцатисильный двигатель объемом 350 см3 открывает линейку двухцилиндровых четырехтактников среднего класса. Мотор широко применяют на твердых корпусных катерах, на ПВХ лодках, а также как вспомогательный двигатель на крупных плавательных средствах, оборудованных стационарной силовой установкой.

Существуют различные модификации данного мотора, отличающиеся системой запуска:

  • Honda BF 20 SHSU весит 49 кг и легко стартует при нажатии на кнопку питания стартера;
  • лодочный мотор Honda BF 20 SHU запускается вручную от стартера и весит 47 кг.

Оба варианта мотора дают на выходе 6000 оборотов в минуту при передаточном отношении 2,08:1. Подвесные двигатели мощностью 20 л. с. скомпонованы по схеме SOHS, которая предусматривает один распредвал над блоком цилиндров и две пары клапанов. По дизайнерскому решению и эргономике двигатели близки к лодочным моторам предыдущего класса.

Функционал мотора

У мотора Honda BF 20 характеристики и функционал довольно высокие. Благодаря увеличенному до 64 мм ходу поршня мотор развивает хорошую тягу. Питание цилиндров обеспечивает один карбюратор. Микропроцессорный контроллер отслеживает температуру двигателя, давление в смазочной системе и контролирует обороты. Мотор снабжен программным зажиганием конденсаторного типа. Звуковая и световая сигнализация при необходимости проинформирует о перегреве мотора.

Лодочный мотор Honda BF20

Нужной опцией является система автоматического обогащения бензиновой смеси при пуске. Карбюратор осуществляет быстрый и плавный перевод двигателя из режима холостого хода на высокие обороты. Имеется возможность менять дифферент, что позволяет пересекать мелководье на средней частоте вращения винта.

Достоинства и недостатки

Главные преимущества мотора:

  • небольшая масса;
  • хорошая тяга;
  • низкий шум;
  • повышенная мощность;
  • микропроцессорная система управления;
  • узел гашения вибраций.

Имеются также недостатки:

  • снижение мощности при движении назад за счет кавитации вокруг гребного винта;
  • резкое снижение оборотов подвесного мотора при его перегреве.

Недостатки нельзя назвать существенными. Благодаря достоинствам, 20-сильному двигателю достаточно часто отдают предпочтение любители рыбалки и водного туризма.

Honda BF30: брать или не брать?

На форумах водномоторников иногда проводятся дискуссии, о целесообразности приобретения мотора Honda BF 30 SRTU. Проверка перед покупкой не позволяет выявить слабые стороны двигателя. Как быть? Одни считают, что двигатель недостаточно экономичен, другие говорят, что он несколько тяжеловат. Однако специалисты утверждают, что трехцилиндровый двигатель мощностью 30 л. с. и рабочим объемом 552 см3 – качественный, экономичный и надежный.

Honda BF30

Подачу топлива обеспечивают три карбюратора. Мотор раскручивается до 6 тысяч оборотов, а на холостом ходу уверенно держит 900-1000 об/мин. Передаточное отношение составляет 2,08:1. Масса сухого двигателя не превышает 79 кг.

Ходовые качества

Достаточно тяговитый и мощный двигатель Honda BF 30 SRTU. Расход топлива составляет ориентировочно от 5 до 5,5 л/ч в зависимости от стиля вождения. На одном литре топлива при средней загрузке можно пройти от 5 до 8,5 км. Мотор способен разогнать алюминиевую лодку длиной 4 м до 45 км/ч. При этом 30-километровый порог можно преодолеть за 7-8 секунд. Это довольно неплохие показатели.

Компоновка

Honda BF 30 SRTU скомпонован по типу SOHS – один распредвал, размещенный над блоком цилиндров, управляет приводом клапанов. Подготовку топливной смеси осуществляет для каждого цилиндра отдельный карбюратор. Это обеспечивает четкую работу мотора, пониженный шум и быструю реакцию на поворот ручки газа.

Honda BF40: формы выпуска

Трехцилиндровый двигатель мощностью 40 л. с. и объемом 808 см3 отличается компоновочным решением. Он имеет рядное расположение цилиндров по вертикали и компоновку SOHC. Благодаря такому инженерному решению уменьшилась масса двигателя до 96 кг. Сорокасильный двигатель выпускается в различных исполнениях, отличающихся системой управления мотором, длиной дейдвуда и массой.

Honda BF40

Отличительные черты

В отличие от базовой версии Honda BF 40 A, сорокасильные четырехтактники представлены в различных исполнениях.

Отличительные особенности двигателя указаны в буквенном индексе:

  • S информирует о коротком дейдвуде длиной 0,381 м, а L– об удлиненном до 0,508 м;
  • система дистанционного управления обозначается R, а вариант с румпелем – индексом H;
  • о возможности изменения углового положения свидетельствует буква Т в маркировке.
Читайте также:  Рыбалка в Нижегородской области: бесплатные и платные водоемы

Также обозначается рынок или страна, для которой изготовлен двигатель:

  • моторы с обозначением D предназначенные для России;
  • продукция с индексами U и W поставляется европейским клиентам;
  • двигатели с обозначением R отправляются в Австралию, a F – на финский рынок.

На отечественном рынке популярна версия Honda BF 40 DK 2 SRTU.

Технические параметры

Главные параметры двигателя Honda BF 40 инструкция регламентирует:

  • развиваемая мощность составляет 40 л. с.;
  • кубатура трех цилиндров достигает 808 см3;
  • максимальные обороты не превышают 6000 в минуту.

У двигателя Honda BF 40 DK 2 SRTU комплектация включает генераторную установку, датчики масляного давления и температуры, ограничитель оборотов, аварийную кнопку, электростартер, бак для бензина, систему дистанционного управления и бензошланг. Отдельно приобретается гребной винт.

Honda BF40 выпускается в различных исполнениях

Honda BF 50 – характеристики двигателя

Пятидесятисильный трехцилиндровый двигатель объемом 808 см3 и оборотами до 6 тысяч в минуту укомплектован экономичной инжекторной системой впуска. У него потребность в бензине намного меньше, чем у базовой модели Honda BF 50, расход топлива которой за час составлял 12-13 литров. Частота вращения на холостых оборотах – 800-900 об/мин. В зависимости от исполнения мотор весит 96-102 кг.

Работу электрооборудования обеспечивает генератор на 17 А. Система подачи топлива регулируется программируемым контроллером. Он последовательно распределяет необходимый объем бензина для каждой камеры сгорания с учетом нагрузки мотора. Смазка осуществляется под давлением. Для нормальной работы двигателя подойдет бензин с октановым числом 92-95, для заливки которого предусмотрена топливная емкость объемом 25 л.

Модификации

Исполнения мотора отличаются длиной дейдвуда:

  • модель Honda BF 50 DK 2 SRTU имеет короткую «ногу» длиной 0,381 м;
  • версия Honda BF 50 LRTU отличается увеличенным до 0,508 м размером дейдвуда.

Имеется также исполнение с длиной 0,635 м. Все версии двигателя оснащены индикаторами, информирующими штурмана о понижении масляного давления, превышении оборотов или перегреве.

Мотор Honda BF 50

Honda BF90: ходовые качества

Четырехцилиндровый мотор относится к классу мощных двигателей, развивающих мощность 90 л. с. при 6,3 тыс. об/мин. Рабочая кубатура мотора составляет 1496 см3. Конструкция 1,5-литрового двигателя заимствована у автомобильных моторов и адаптирована к морским условиям. Независимо от частоты вращения, двигателя мощность равномерно распределена во всем диапазоне. Мотор хорошо отзывается на поворот дроссельной рукоятки, обеспечивая необходимый для движения и маневрирования крутящий момент.

Общее описание

Несмотря на наличие инжекторной системы впуска, двигатель нельзя считать экономичным. Хотя на холостом ходу он ежечасно потребляет всего 1,3-1,5 литра, но при 5000 оборотов у двигателя Honda BF 90 расход топлива достигает 30 литров в час, а на максимальной частоте вращения подходит к 40 литровому рубежу. Однако для лодочного двигателя с такой кубатурой это вполне приемлемый показатель.

Довольно приличный у мотора Honda BF 90 вес, достигающий 169 кг. Двигатель с такой массой вручную снять или установить проблематично. Дифференциал составляет 2,33:1. Длина «ноги» равна 0,508 м.

Компоновка

Лодочный мотор Honda BF 90 LRTU, также, как и подвесной агрегат Honda BF 90 LRTR имеет компоновку SOHS. Один распредвал находится над силовым агрегатом и обслуживает по две пары клапанов каждого цилиндра. Данное компоновочное решение положительно зарекомендовало себя во всех лодочных моторах бренда Honda.

Вместо заключения

Выбирая подходящий лодочный двигатель, следует учитывать особенности его эксплуатации. Для передвижения на небольшом водоеме во время рыбной ловли подойдет мотор на 2,3 л. с., а для водного спорта и скоростных прогулок потребуется более мощный двигатель. Из расширенной модельной линейки всегда можно выбрать необходимый двигатель. Приобретая для своей лодки подвесной мотор Honda, можно быть уверенным в его качестве сборки, надежности и безотказности!

Характеристики лодочных моторов Honda

Для многих владельцев лодок моторы Хонда это настоящий образец комфортности и идеальной надежности, ведь японское качество зарекомендовало себя еще много лет назад и до сих пор держит высокий уровень. Компания создает 4-тактные лодочные моторы в большом ассортименте, сегодня доступны модели с диапазоном мощностей от 2,3 до 225 лошадиных сил.

Хонда внедряет только передовые технологии и собственные наработки, которые позволяют достичь для своей продукции существенного сокращения расхода при увеличенных показателях эффективности и мощности.

Также стоит отметить, что моторы 4 такта в японском исполнении более эффективные, чем 2-тактные модели. А интересным станет тот факт, что лодочные моторы мощностью от 150 л.с. используются от автомобильных двигателей. Можно смело покупать данную продукцию, которая обеспечит надежность на долгие годы. По всему миру лодочные моторы Хонда знают за их минимальную шумность и полное соответствие даже самым требовательным нормам по экологии.

Ранее двухтактные модификации вышли из продаж ввиду несоответствия нормам экологии EPA. Моторы отлично справляются даже при суровых условий использования, для этого защитное покрытие наносится специальным образом в 4 стадии.

Если более детально изучить используемые технологии, можно обнаружить на лодочных версиях газораспределительный механизм, который японский бренд часто использует в гоночных автомобилях. В надежности своей продукции бренд уверен на 100%, поэтому дает на все модели гарантию 3 года. На лодочные моторы Хонда инструкция довольно понятная и позволит разобраться даже неопытным.

Мы постарались представить основные и наиболее популярные модели и их характеристики.

  1. Honda BF 2.3 DK2 SCHU
  2. Полезные функции мотора Honda BF2.3
  3. Honda BF 5 DH SHU
  4. HONDA BF 20
  5. Honda BF 50 DK2 SRTU
  6. Honda BF150
  7. Видео

Honda BF 2.3 DK2 SCHU

Одна из наиболее простых по характеристикам моделей, при этом функционал и качество на высоком уровне. Двигатель зарекомендовал себя как довольно тихий и надежный, дизайн по традициям бренда. Конструкция предусматривает удобную ручку для управления, а характеристики позволят использовать мотор на лодках для прогулки или рыбалки.

Данные мотора вполне простые — мощность двигателя 2,3 лошадки, присутствует 1 цилиндр и указан рабочий объем в 57 см³. Работает стандартно в 4-тактном режиме, но охлаждение использовали более простое — воздушное принудительное. Зажигание также вполне простое и понятное — используется транзисторная система. Компактные размеры и простота и стали главными преимуществами при выборе модели Honda BF 2.3 DK2 SCHU.

Полезные функции мотора Honda BF2.3

  1. Центробежное сцепление. Оно нужно для того, чтобы сохранять тихий холостой путь без вращения винта. Но стоит только прижать газ, как пропеллер снова начинает вращаться. Эта хорошая функция позволяет оставить мотор на холостом цикле, при рыбалке, например.
  2. Обязательное воздушное охлаждение в принудительном порядке. Мотор Хонда охлаждается при помощи воздуха, а не воды. Это значит, что проблема засорения системы охлаждения песком отпадает сама собой.
  3. Поворот на триста шестьдесят градусов. Это одна из самых главных полезностей этого движка. Лодочный двигатель Honda BF2.3 прокручивается абсолютно в каждую сторону. Эта функция позволяет в любой момент выжать задний ход, или поворачивать во всяком направлении, при полной скорости. Если лодка находится в маленьком пространстве, или рядом с другим плавательным средством.
  4. Отверстие для проверки уровня масла. Всем известно, что двухтактный мотор перерабатывает намного больше масла, чем четырехтактный. Модель Honda BF2.3 может похвастаться наличием проверочного отверстия для контроля уровня масла. Благодаря этому процесс проверки уровня масла намного облегчен. А прямо под контрольным окошком находится пробка, предназначена для слива масла, если того оказалось много.

Honda BF 5 DH SHU

Данная модель имеет двигатель мощностью 5 л.с., также предлагается с наличием 1 цилиндра и вполне понятной конструкцией. При компактных габаритах и весе выдает отличную мощность и тягу, монтаже лодочного мотора очень простой. Среди особенностей стоит отметить наличие генератора постоянного тока, позволяющего подключать внешние устройства. Отличная модель для начинающих водомоторников, ведь имеет легкое и плавное управление.

Рабочий объем мотора увеличен до 127 см. куб. Предусмотрен бензобак емкостью 1,5 литра, при необходимости можно подключить выносной бензобак. Мотор отлично чувствует себя на мелководье, охлаждение уже обеспечивается водяного типа.

В данной модели решили установить индикатор давления масла и аварийный выключатель, индикатора перегрева и ограничителя оборотов не предусмотрено. Управляется лодочный мотор ручным образом, аналогично ручным является вынос винта из воды. Есть возможность настраивать наклон двигателя, выполняется в четырех положениях ручным способом. Средняя стоимость Honda BF 5 DH SHU составляет 100 тыс. рублей.

HONDA BF 20

Одна из наиболее инновационных моделей в которую удалось добавить множество новых функций и улучшить надежность. Относится к средней мощности, 20 лошадок вполне достаточно для установки мотора на надувные, прогулочные, парусные лодки, а также для алюминиевых судов. Двигатель на стандарту 4-тактный, рабочий объем составляет 350 куб.см. Бак теперь используется выносной, доступен до 12 литров объема. Двигатель способен развивать до 5000−6000 об/мин, запускается лодочный мотор вручную.

В модели HONDA BF 20 предусмотрели маятниковую систему, обеспечивающую минимальное количество вибраций. К другим новшествами можно отнести удлиненный румпель, системы усиления наклона, улучшенный винт и электрический стартер.

Honda BF 50 DK2 SRTU

Водометная модификация, которая относится к более профессиональной категории и считается наиболее легкой моделью в категории своей мощности. Об используемом двигателе имеется множество довольных отзывов, отмечают наличие системы дистанционного управления. Мощность в 50 лошадок и немалый рабочий объем в 808 куб.см. обеспечивается установкой 3 цилиндров и электронным впрыском топлива.

Водомет получил конденсаторную систему зажигания и водяное охлаждение. Работает в диапазоне оборотов 5000—6000 об/мин. Интересным является и набор оборудования, в обязательном порядке предусмотрены индикаторы перегрева, аварийного выключателя, давления масла и ограничителя оборотов. Производитель также комплектует модель пультом дистанционного управления.

Honda BF150

Лодочный мотор является лидером в своем сегменте мощностей, технические характеристики продуманы до мелочей и существенно расширяют сферу использования мотора. Мотор не подведет даже в дальнем плавании на большие расстояния, проверено. По своим системам считается экологически безопасным и очень экономичным, на 50% меньше потребляет топлива по сравнению с 2-тактными моторами.

Среди особенностей стоит отметить систему газораспределения VTEC и инновационную систему впуска воздуха с возможностью изменения. Рабочий объем невероятно большой — целых 2 354 см. куб. 4 цилиндра и мощность в 150 л.с. позволяют чувствовать себя уверенно на различных водоемах, словно два мотора укомплектованы в один. Средняя цена Honda BF150 составляет 740 000 рублей.

Лодочные моторы Хонда

Лодочные моторы “Хонда” относятся к элите моторов данного класса, разделяют первое место с другими крупными компаниями по производству моторов. Нет сомнений в том, что в серии данных моторов каждый найдет для себя идеальный вариант. В данной статье мы рассмотрим моторы “Honda”, и чем же они так отличаются от остальных.

Лодочные моторы Honda

За более чем 50-летнюю историю своего существования компания Honda была и остается мировым лидером по производству четырехтактных моторов. Первой в мире начав производство четырехтактных двигателей, «Хонда» постоянно совершенствует технологии их производства, выпуская широкий спектр моделей мощностью от 2,3 до 225 л.с. Уникальная четырехтактная технология позволяет создавать моторы с низким (почти в два раза меньшим) потреблением топлива и более высоким КПД, чем у аналогичных двухтактных, а использование автомобильных двигателей в подвесных моторах Honda мощностью от 50 л.с. гарантирует более высокую надежность и бесперебойность работы при любых нагрузках.

Лодочные моторы Хонда известны своей бесшумностью на любой скорости, соответствием самым жестким экологическим нормам (в том числе и нормам Американского агенства по экологии (ЕРА), а также высокой надежностью благодаря целой серии устройств безопасности и четырехстадийному процессу нанесения защитного покрытия для обеспечения работы в суровых условиях.

Лодочный мотор «Хонда» — это синоним комфорта и надежности, качества и скорости, он подходит как любителям тихой, так и быстрой езды. Газораспределительный механизм моторов очень сильно напоминает тот, что использует «Хонда» в своих фирменных гоночных авто. На больших оборотах лодочный мотор «Хонда» даст мощь, которая наверняка придется по душе всем любителям экстрима. Двигатель оборудован системой забора воздуха, позволяющей управлять как объемом, так и скоростью воздуха, приходящего в камеру сгорания. Поэтому движение может быть настолько плавным, насколько вам этого захочется.

Гарантия на лодочные моторы Honda составляет 3 года.

Технологии и системы:

  • PGM-FI – ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ВПРЫСК ТОПЛИВА
    Программируемый впрыск топлива обеспечивает простой запуск, моментальную реакцию на положение ручки газа и сверхнизкий расход топлива.
  • VTEC™ – ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КЛАПАНАМИ. VTEC™ регулирует время подъема клапанов, гарантируя тем самым оптимальную тягу во всем диапазоне оборотов. На низких скоростях VTEC™ делает холостой ход плавным и стабильным, а на более высокой скорости за счет регулируемого подъема клапанов достигается лучший крутящий момент на полной мощности.
  • BLAST™ – БОЛЬШИЙ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ НА БОЛЕЕ НИЗКИХ СКОРОСТЯХ
    Технология Honda BLAST™ (регулировка топливно-воздушной смеси и времени зажигания) позволяет использовать более высокий крутящий момент при резком разгоне с низких скоростей. Развитие большей мощности на низких оборотах позволяет скорее начать глиссирование.
  • ОБЛЕГЧЕННЫЙ ВПУСК ВОЗДУХА
    Уникальная система с прямым впуском воздуха забирает в камеру сгорания более холодный и плотный воздух, чем обычные индукционные системы, что позволяет достичь большей мощности и отдачи двигателя.
  • ECOMO – ОПТИМАЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА
    Датчики точно измеряют соотношение воздуха и топлива в смеси, чтобы гарантировать оптимальный расход топлива в любых условиях.
  • HONDA IST – УМНАЯ РУЧКА ГАЗА С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯМИ ПЕРЕДАЧ
    Ручка газа с цифровым управлением Honda iST (Intelligent Shift Throttle) позволяет добиваться плавных разгонов и переключений передач в самых разных условиях.
  • СТАНДАРТ NMEA2000®
    Все моторы Honda BF40–BF250 соответствуют стандартам NMEA2000®, что значительно упрощает их подсоединение к другой электронике стандарта посредством технологии CANbus, такой как эхолоты и плоттеры.
  • МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
    Новые мультифункциональные приборы Honda NMEA2000® передают всю необходимую информацию и облечгают подключение бортовой электроники.
  • УПРАВЛЕНИЕ ХОЛОСТЫМ ХОДОМ
    Управление холостым ходом позволяет точнее регулировать низкие обороты, значительно упрощая рыбалку или маневрирование на низких скоростях.
  • ЭКСКЛЮЗИВНАЯ ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ HONDA
    Каждый мотор Honda проходит 4 стадии обработки, чтобы защитить его от самых жестких погодных условий. Сначала на алюминиевый сплав наносится двойной слой анодированного покрытия, после этого эпоксидный грунт, затем серебристая акриловая краска и наконец прозрачный акриловый верхний слой.
  • ЗАЩИТА ДВИГАТЕЛЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    Система защиты двигателя Honda следит за самыми важными параметрами работы, такими как температура, давление масла, впрыск, зарядка и в случае отклонений подает соответствующий сигнал.

ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ HONDA MARINE BF 2,3

BF 2,3 – легок, прост в транспортировке и идеален для небольших лодок.

  1. Мощь и простота.
    BF2,3 обладает улучшенным карбюратором, в результате вы получаете более мощный двигатель без увеличения его веса. Фактически данный двигатель предлагает самое лучшее соотношение мощность/вес в своем классе. Безопасное безаварийное плавание обеспечивается при помощи легкого доступа к ручке газа с зубчатой муфтой одной рукой. Выключатель аварийной остановки двигателя прикрепляется напрямую к запястью рулевого.
  2. Идеален для движения или стоянки на месте.
    BF2.3 – самый маленький на рынке 4-тактный двигатель, имеющий нейтральную передачу, что позволяет легко останавливаться без выключения двигателя. Легким прикосновением к ручке дросселя можно точно управлять включением передней передачи. Очень удобно, когда движение вперед-назад происходит без перехода.
  3. Еще более легкая сторона удовольствия.
    BF2,3 так же легок, как и его 2-тактные аналоги, но обладает всеми достоинствами 4-тактной технологии «Хонда». Более того, его выхлоп чище и он отвечает таким сверхжестким нормативам, как Уровень 1 по Bodensee.

ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ HONDA MARINE BF 50

  1. Мощный, но плавный и компактный.
    Отличительной особенностью BF50 является схема расположения трех цилиндров в ряд, что снижает общий вес двигателя. Улучшенная система зажигания PGM-IG снижает вероятность детонации и упрощает транспортировку тяжелых грузов. Кроме того, BF50 является самым легким 4-тактным двигателем среди двигателей 50 л.с., имеющихся на рынке. Вы получаете максимальную отдачу, как только открываете дроссель.
  2. Много больше, чем друзья для хорошей погоды.
    Рыбная ловля эффективна в холодную погоду. А как поведет себя двигатель? К счастью, данные двигатели оборудованы электрическими стартерами, электронной системой зажигания и распределения, позволяющими немедленно и в любую погоду отправиться в плавание.
  3. Простое управление.
    Управлять двигателем как никогда просто. Автоматическая воздушная заслонка обеспечивает оптимальное соотношение воздух/топливо без необходимости управлять ею прямо на двигателе. Сверхдлинная ручка румпеля с легкодоступными рабочими функциями обеспечивает лучший уровень управления и комфорта.

ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ HONDA MARINE BF 225, BF 250

  1. Это и есть абсолютное качество.
    С новыми двигателями BF 225 фирма “Хонда” выпускает на волю три могучие силы – все по проверенной технологии – V6, 24 клапана и электронный впрыск топлива. Фактически, BF 225 является 4-тактным под весным мотором с самым большим в мире объемом.
  2. Максимальная мощность.
    Двигатель BF 225 оборудован системой VTEC фир­мы “Хонда” – той самой системой газораспределения, которую “Хонда” при­меняет на гоночных автомобилях, получавших призы Формулы 1. Это обеспе­чивает “мягкую” работу на всех оборотах и “взрыв” на больших оборотах, да­ющий невероятную мощь и крутящий момент.
  3. Минимум потребления.
    Двигатель BF 225 потребляют до 50% меньше топлива, чем обычные
    2-тактные двигатели благодаря эксклюзивной цифровой электрон­ной системе фирмы “Хонда”, которая оптимизирует отношение воздух-топ­ливо таким образом, чтобы вы получили максимум от каждой капли топлива.
  4. Предельный комфорт.
    Эти двигатели вдвое тише 2-тактных двигателей. И, поскольку изменяемая система забора воздуха управляет объемом и скоростью воздуха в камере сгорания, ваше движение столь же плавно, сколь и приятно. На любом числе оборотов!
Ссылка на основную публикацию