Типы надувных лодок

Какие надувные лодки бывают? UpMall рассказал о видах и типах надувных лодок

Надувная лодка – удобное транспортное средство, которое легко складывать и переносить по суше. Согласно международной классификации такие лодки относят к прогулочным судам. Если вы никогда ранее не пользовались надувными транспортными средствами, эта статья для вас. Вы узнаете все о том, какие надувные лодки бывают, – UpMall рассказал о видах и типах надувных лодок доступно даже для неискушенного пользователя.

Photo: Fionn Große | Unsplash

Photo: Fionn Große | Unsplash

Особенности

Сегодня надувные лодки являются наиболее экономичным и удобным вариантом по сравнению с другими типами, поскольку они гибкие и лёгкие, изготовлены из синтетического каучука или пластика.

Такие изделия достаточно универсальны, и люди могут выбрать различные типы надувных лодок для разных целей исходя из множества факторов.


Надувной плот – самый распространённый и широко используемый вид надувных лодок. Он используется повсеместно в качестве спасательной шлюпки, как способ передвижения по небольшим водоёмам, а также в рекреационных целях.

Виды надувных лодок

Шлюпки

Представляют собой резиновые лодочки небольшого размера. Их предназначением является плавание на короткие расстояния с обязательным использованием весел. Однако некоторые производители оснащают собственные модели мотором, что значительно облегчает и ускоряет передвижение. Как правило, шлюпки вмещают на себе до четырёх чёлок. Они достаточно компактны и с лёгкостью транспортируется, поэтому пользуются особой популярностью у рыбаков.

Спортивные лодки

Рассчитаны на длительное пребывание в воде и для передвижения на большой скорости. Чаще всего они изготавливаются из стеклопластика, значительно реже – из деревянного корпуса. Благодаря прочной палубе и транцу, на спортивные лодки с лёгкостью монтируются увесистые и мощные моторы, позволяющие достичь высоких скоростных показателей. Большая скорость также развивается благодаря гибкому килю, который снижает трение об водную поверхность. Покрытие пола может быть выполнен из алюминия, стеклопластика или из многослойной фанеры. Помимо мотора, управлять транспортным средством можно с помощью весел или паруса.

Лодки с дном Roll Up

Имеет множество сходств с предыдущим видом, но имеет одну отличительную особенность – невозможность установить мощный мотор. Её с лёгкостью можно сложить вместе с полом, что даёт дополнительное преимущество при транспортировке. Данный вид отличается прочным транцем и килем, а также обладает несколькими вариантами управления.

Лодки с гибким дном Air Deck

Имеют гибкий киль и прочный транец, благодаря чему судно имеет небольшую массу. Такое судно не вызывает проблем с управлением, даже при плавании в одиночестве. Оно с лёгкостью собирается и транспортируется. Единственным недостатком, с которым может столкнуться потенциальный покупатель – это мягкое дно, являющееся прямым ограничением для перевозки тяжёлых грузов.

Лодки с жестким накладным дном (RIB)

Наиболее надёжный вид, значительно превосходит своих конкурентов. Они представляют собой гармоничное сочетание прочности настоящих катеров и отличную плавучесть надувных лодок. Киль выполнен из алюминия или из стеклопакетов, а трубы отличаются гибкостью. Каждая модель оборудована водометным двигателем, баком для топлива, управляющими стойками и сидениями. Большие размеры и приличная масса усложняют транспортировку и повседневную эксплуатацию судна. Данный вид станет отличным вариантом для спасателей службы МЧС или для береговой охраны, ведь такая лодка совмещает в себе высокую надёжность и скорость движения.

Имеет множество сходств с предыдущим видом, но имеет одну отличительную особенность – невозможность установить мощный мотор. Её с лёгкостью можно сложить вместе с полом, что даёт дополнительное преимущество при транспортировке. Данный вид отличается прочным транцем и килем, а также обладает несколькими вариантами управления.

Размеры надувной лодки и диаметр баллона

Главной из характеристик надувной лодки являются ее размеры: длина лодки, ширина лодки, диаметр баллона, длина кокпита, ширина кокпита. Длина лодки обычно указывается производителем в сантиметрах. От диаметра баллона фактически зависит грузоподъемность лодки. При более широких баллонах при захлестывании волнами в лодку попадает меньше воды. При этом слишком большой баллон дает лодке большую парусность, ветер оказывает большее сопротивление при движении. В этом случае важно найти баланс между диаметром баллона и длиной лодки. При выборе диаметра баллона важно отталкиваться от условий эксплуатации лодки: если в ваших планах ловить рыбу на небольшом озере — большой баллон и не нужен. Если же вы собираетесь выходить на крупные водоемы, где может подняться волна, то лучше выбрать диаметр побольше.

Как правило, производители выпускают лодки:

  • длиной до 300 см с баллонами до 36 см;
  • длиной 300–350 см с баллонами 36–45 см;
  • длиной 350–400 см с баллонами 45–50 см;
  • длиной от 400 см с баллонами 50–60 см.

Также важно обратить внимание на ширину и длину кокпита лодки. Этим морским термином называется пространство внутри лодки, в котором располагаются пассажиры. Чем больше площадь кокпита, тем больше ее вместимость. Параметры ширины и длины кокпита производители надувных лодок указывают в спецификации к товару. В сумме ширина кокпита лодки и два баллона дают общую ширину лодки, и уже от этого параметра зависит устойчивость к переворачиванию лодки на воде. Соответственно, чем шире лодка, тем больше ее устойчивость. Но для заросших водоемов широкие лодки плохо подходят. Поэтому, повторюсь, к моменту покупки лодки необходимо определиться с целями и задачами по эксплуатации и подойти к этому вопросу согласно своим потребностям.

  • мягкое натяжное днище, на котором стоять во время рыбалки очень сложно.

Типы надувных лодок

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАДУВНЫХ ЛОДКАХ

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ

Надувные лодки в настоящее время так многочисленны и разнообразны по своей конструкции, что их можно рассматривать как самостоятельный класс судов. Существует ряд отличительных признаков, по которым можно классифицировать надувные лодки. Авторами предложена схема классификации надувных лодок по общим признакам, используемым для характеристики большинства моделей: назначению, району плавания, типу движителя, конструкции основных элементов, составу вещества, наполняющего оболочку, и отдельным частным признакам, которые приемлемы лишь в пределах одной группы лодок (рис. 1.2).

По назначению различаются лодки:

прогулочные, предназначенные для отдыха, охоты и рыбной ловли, туристских походов. Это самая большая и разнообразная группа лодок;

спортивные, предназначенные для соревнований и тренировок по водному слалому (в основном на надувных байдарках), водно-моторному, парусному и другим видам спорта. Эти лодки обладают повышенными ходовыми качествами, маневренностью и безопасностью. Надувные моторные лодки официально включены в число гоночных судов Международного союза водно-моторного спорта, на них проводятся крупнейшие международные соревнования;

специальные, особо оборудованные и предназначенные для различных транспортно-хозяйственных работ на воде;

спасательные, предназначенные для спасания команды и пассажиров терпящих бедствие судов, а также летчиков при аварии самолетов, совершающих полеты над морем.

По району плавания надувные лодки можно разделить на два вида: речного и морского плавания. Надувные лодки речного плавания эксплуатируются на реках, озерах и в прибрежных зонах водохранилищ с ограниченным удалением от берега и определенными условиями эксплуатации. Надувные лодки морского плавания используются на морях и крупных водохранилищах с большим удалением от берега и более суровыми условиями эксплуатации. Каждому району плавания соответствуют определенная форма, главные размерения и конструкция лодки.

По типу движителя надувные лодки разделяются на следующие группы:

гребные (с ручным или ножным приводом, рис. 1.4), движителем является мускульная энергия человека;

парусные (парусные ветродвижители), движителем является энергия ветра;

механические (моторные), роль движителя могут выполнять- мотор с гребным, воздушным или другим тяговым органом, водометный насос и др.

Надувные лодки также различаются в зависимости от состава вещества, наполняющего оболочку:

наполняемые воздухом — прогулочные и спортивные лодки наполняются преимущественно мехами-насосами, а специальные — чаще сжатым воздухом от компрессорных установок; наполняемые углекислым газом — большинство конструкций спасательных лодок наполняется от баллонов со сжатым углекислым газом или его смесью, например, с азотом;

наполняемые другими газами (фреоном, пропаном, водородом, гексафторидом серы и др.) — водород и гексафторид серы применяются на специальных и спасательных лодках. Отдельные конструкции большегрузных надувных лодок, имеющие надежные предохранительные клапаны, наполняются выхлопными газами от двигателей.

По конструкции основных элементов надувные лодки предложено классифицировать по характерным признакам.

Виды форм расположения бортов лодки в плане: замкнутая (О-образная, рис. 1.6);

полузамкнутая (У-образная, (рис. 1.7); незамкнутая (форма в основном присуща катамаранам).

Количество баллонов в миделевом сечении: один баллон (для лодок любого назначения); два и более баллонов (в основном для байдарок и лодок специального назначения).

Конструкция днища: эластичное однослойное и двухслойное днище (в том числе надувное днище для всех типов лодок); жесткое днище (в основном для лодок с моторами).

Место расположения днища относительно бортов: по нижней образующей бортов, по верхней образующей бортов, между нижней и верхней образующими бортов.

Помимо перечисленных основных признаков каждый тип надувных лодок классифицируется по своим частным признакам.

Гребные лодки в зависимости от грузоподъемности подразделяются на четыре типа: I тип — лодки малой грузоподъемностью (не менее 100 кг); II тип — лодки средней грузоподъемностью (не менее 200 кг); III тип — лодки большой грузоподъемностью (не менее 300 кг); IV тип — лодки повышенной грузоподъемностью (не менее 600 кг). Лодки грузоподъемностью до 100 кг недостаточно надежны.

Читайте также:  Как выглядит карп: фото рыбы

Парусные лодки в зависимости от площади паруса также подразделяются на четыре типа: до 3, от 3 до 6, от 6 до 12 и свыше 12 м 2 .

Лодки с механическим движителем в зависимости от режима движения подразделяются на движущиеся в режиме плавания, переходном режиме, режиме глиссирования (в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке) и в зависимости от мощности мотора на пять типов: I тип составляют лодки, мощность мотора которых до 2,2 кВт (3 л. с.); II тип — от 2,2 до 7,35 кВт (от 3 до 10 л. с.); III тип — от 7,35 до 14,7 кВт (от 10 до 20 л. с.); IV тип – от 14,7 до 36,75 кВт (от 20 до 50 л. с.); V тип — свыше 36,75 кВт (50 л. с.).

Возможно и более детальное деление лодок по остальным признакам, например по форме днища, конструкции транца для надувных моторных лодок, конструкции, профилю и форме в плане парусов для парусных лодок, количеству изолированных отсеков, применяемых материалов и способу изготовления.

Конструкция днища: эластичное однослойное и двухслойное днище (в том числе надувное днище для всех типов лодок); жесткое днище (в основном для лодок с моторами).

Типы дна
  • Жесткое.
  • Надувное.
  • Однослойное.

Накладное жесткое дно представляет собой настил из реек, цельный кусок фанеры или алюминия. Это удобное решение, которое позволяет во время рыбалки или охоты вставать на дно, а не только сидеть на скамейке. При использовании такой конструкции теряется компактность. Большое дно не позволяет уложить лодку целиком в рюкзак. Для перевозки потребуется автомобиль с багажником вверху или вместительным салоном, который бывает у машин класса универсал. Идеальным вариантом будет применение прицепа. Надувная лодка с жестким дном более устойчива к контакту с твердыми камнями, которые могут быть скрыты в толще воды.

Более удобными для транспортировки являются варианты лодки с надувным дном. Они представляют собой отдельную камеру от боковых баллонов. Благодаря заполнению воздухом конструкция получает дополнительную жесткость, и лишь немного уступает плавсредствам с накладной фанерой или алюминиевым листом. При этом такой вариант довольно неплох для рыбаков, поскольку позволяет минимизировать шум, передаваемый в воду. В том случае если материал дна получит прокол, оно выпустит воздух, но при этом лодка останется на плаву, удерживаясь боковой частью. Вода не попадет внутрь, поскольку дно состоит из двух стенок и повреждения получает только нижняя из них, в то время как верхняя позволит сохранить герметичность. В случае прокола боковины уберечь снаряжение от потопления позволит целое дно, обладающее хорошей плавучестью, которой нет у алюминия или фанеры.

Самым дешевым вариантом является однослойное дно. Оно представляет собой ткань или другой гибкий материал, натянутый между боковинами лодки. При выборе такой конструкции рассчитывать на то, что удастся стоять и даже ходить по плавсредству не приходится. В случае пореза вода начнет прибывать внутрь, в результате чего снаряжение намокнет и даже может утонуть, если находиться слишком далеко от берега.

Самым дешевым вариантом является однослойное дно. Оно представляет собой ткань или другой гибкий материал, натянутый между боковинами лодки. При выборе такой конструкции рассчитывать на то, что удастся стоять и даже ходить по плавсредству не приходится. В случае пореза вода начнет прибывать внутрь, в результате чего снаряжение намокнет и даже может утонуть, если находиться слишком далеко от берега.

20 лучших надувных лодок

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Надувные лодки – бюджетная альтернатива каркасным суднам или полноразмерным катерам, которые могут эксплуатироваться как в связке с мотором, так и на вёслах. Их многообразие, основанное и на количестве используемых материалов, и на конструктивных особенностях, исчисляется сотнями, а количество продаваемых на рынке моделей – десятками тысяч.

Проведя полный обзор ситуации в сегменте, команда журнала Expertology подготовила рейтинг 20 самых лучших надувных лодок, каждая из которых продаётся на территории России и пользуется высокой популярностью среди потребителей.

  1. жёсткое – изготавливается из обработанного древесного материала или дюралюминия. Придаёт конструкции жёсткость и прочность, однако долго собирается и требует больше места.
  2. ненадувное – самое непрактичное с точки зрения эксплуатации дно, выполняемое из прорезиненного ПВХ или другого плотного материала. Абсолютно неустойчиво, может получить случайный прокол, но при этом лодки с таким днищем стоят дешевле других.
  3. надувное – более комфортный вид дна, выполняемое, как правило, из того же материала, что и основная часть лодки. Отличается более высокой устойчивостью и увеличивают грузоподъёмность, но весят больше, да и вероятность прокола также высока.

Взгляд со стороны закона

Еще при выборе надувной лодки нужно учитывать наше законодательство. Так, вес комплекта (лодка+мотор) до 200 кг. не подлежит государственной регистрации в ГИМС. Т.е. вам не нужно будет никуда ходить, никому отдавать никакие документы и не получать никакие права на управление (если у вас лодочный мотор до 8 кВт мощности). Хотя самые популярные размеры надувных лодок по массе редко превышают 100 кг. И моторы в 30 л.с. весят примерно 50 кг. Так что тут сложно выйти за ограничение в 200 кг.

Если баллоны квелые (низкое давление в баллонах, разное давление в левом и правом баллоне), то при работе двигателя он будет раскачиваться на транце и винт будет работать не строго горизонтально. И это негативным образом скажется на эксплуатации надувной лодки. Давление в баллонах должно быть в пределах 240-250 миллибар. Меньшее давление не сможет обеспечить достаточной жесткости крепления транца при глиссирующем режиме движения. Но вот как добиться такого давления. Использовать более толстую ткань. Чем толще ткань тем лучше.

Типы днищ в надувных лодках из ПВХ

Следующим критерием будет тип днища. Существуют три основных типа днищ, реечный пол, он из себя представляет влагостойкую фанеру которая укладывается в специальные карманы и применяется как правило на лодках эконом класса и является так скажем не очень удобным, т.е. большой объём при транспортировке.

Следующим типом днищ будет идти полноценный закладной пол, он бывает либо фанерный, либо алюминиевый. Плюсы и минусы будут как у одного, так и у другого, но алюминиевый предпочтительнее, так как будет обладать меньшим весом и более долговечный при эксплуатации.

И последний тип днищ, это надувное дно низкого давления. Главным преимуществом является возможность гашение удара мелких волн об лодку, то есть вы будете испытывать меньший дискомфорт при движении, но самый главный недостаток это неровное дно в самой лодке.

Следующей характеристикой будет являться баллон и его диаметр. Понятно, что чем больше баллон, тем больше будет защита от брызг, но тут есть обратная сторона медали, объём внутреннего пространства будет соответственно меньше.

Некоторые производители добавляют дополнительное усиление либо пластиковую накладку, либо металлическую, она обеспечивает долговечность транца и защиту от повреждения мотора.

Материал

Большинство современных надувных лодок изготавливаются либо из поливинилхлорида (ПВХ), либо из хлорсульфированного полиэтилена (хайпалона). ПВХ намного дешевле, и его проще ремонтировать; хайпалон более устойчив к истиранию, ультрафиолету и химическим воздействиям. В целом можно утверждать, что для лодки, не предполагающей очень интенсивное использование, применение ПВХ более чем оправданно.

Общее правило для всех надувных лодок – чем плотнее материал, тем она тяжелее, но и тем большие размеры может иметь конструкция, а это означает большие мореходность, грузоподъемность и допустимую мощность мотора. Чудес не бывает – большая и быстрая лодка всегда будет весить больше и стоить дороже, чем небольшая.

Независимо от материала и технологии изготовления, нужно всегда помнить – любой баллон можно проткнуть, и на воде будет абсолютно все равно, из чего он сделан. Главное – иметь под рукой ремкомплект и насос. То же относится и к технологии швов – они могут быть выполнены встык или внахлест, склеены или сварены ультразвуком; но все, что имеет для нас значение – это гарантийный срок, который дает производитель на свое изделие. Чем он больше, тем надежнее изготовлена лодка.

Большинство современных надувных лодок изготавливаются либо из поливинилхлорида (ПВХ), либо из хлорсульфированного полиэтилена (хайпалона). ПВХ намного дешевле, и его проще ремонтировать; хайпалон более устойчив к истиранию, ультрафиолету и химическим воздействиям. В целом можно утверждать, что для лодки, не предполагающей очень интенсивное использование, применение ПВХ более чем оправданно.

Читайте также:  Ловля карпа и сазана в августе: где, как и на что ловить

Ловля язя на донку

Одним из самых старых и популярных способов ловли язя является ловля язя на донку. Этот способ привлекателен тем что, в отличие от активной ловли на поплавочную удочку, нахлыстом или в проводку рыболову достаточно установить снасть и терпеливо дожидаться поклевки. Применять донную снасть для поимки язя можно с весны и до глубокой осени, хотя наиболее активно язь кормится лишь одну – две недели весной, после нереста и в летний период. Весной, во время высокой воды, язь, обычно бывает менее осторожен и его легко привлечь самой обычной и неизысканной приманкой. Осенью рыба становится менее активной, уходит в более глубокие участки водоемов и все реже поднимается на поверхность для интенсивной кормежки. Именно в такое время донка является наиболее уловистой снастью для добычи язя.

В качестве удилища можно выбрать фидер средней жесткости, однако с достаточно мягким концом, длиной не более 2,5 метров, этой длины будет вполне достаточно для дальних забросов. Более длинное удилище существенно снизит чувствительность снасти, что может привести к частым сходам рыбы. Катушку лучше выбрать с высокими силовыми характеристиками, так как во время вываживания, тихий и медлительный язь оказывает упорное сопротивление.

В качестве приманки обычно используются разнообразные насекомые и их личинки. Это могут быть слепни, оводы, стрекозы и их личинки, кузнечики, опарыши, личинки жуков-носорогов. Однако, стоит учесть что поздней осенью язь почти не берет на опарыша. Так же язь охотно берет насадку из нелущеного пропаренного гороха, гороховой кашей так же можно заполнить кормушки или использовать в качестве прикормки. При ловле язя прикормка является одним из важных моментов, зачастую приходится использовать несколько килограмм. С наступлением осени одной из самых уловистых приманок является обычная пиявка, однако её следует заготовить заранее, в июле-августе и хранить в прохладном месте.

Как известно язь очень осторожная рыба, в дневное время держится в верхних теплых слоях воды в тени деревьев у обрывистых берегов, на песчаных отмелях и перекатах, вблизи опор мостов ниже по течению и при малейшей опасности уходит на глубину, поэтому нужно исключить громкие звуки и лишнее движение вдоль берега. В ночное время язь обычно держится на границах больших перепадов глубины или, особенно в ненастную погоду, перемещается в ямы. Зная это, нужно обнаружить такие места на водоёме и забрасывать донную снасть в эти места. Заброс донки производится немного наискосок против течения и после того как груз опустится на дно немного подтянуть леску, после чего, нужно забросить в место предполагаемого нахождения приманки прикорм. Иногда целесообразно использовать приваду, которую закладывают в местах предполагаемого лова за несколько дней до планируемой рыбалки. Однако не следует бросать много прикормки сразу, лучше с интервалом в 30-40 минут, так как можно перекормить рыбу и рыбалка будет неудачной. В качестве сигнализатора поклевки можно использовать колокольчики или небольшие бубенчики, а так же электронные сигнализаторы поклёвки.

Поклевка язя обычно очень осторожная с несильной потяжкой, после которой следует сильный рывок, именно в это время нужно производить резкую но не сильную подсечку. Во время вываживания нельзя позволять рыбе уйти в закоряженные места, где она пытается скрыться в случае опасности. При вываживании крупных экземпляров нужно проявлять терпение, не делать сильных рывков. Так как язь сопротивляется очень активно то не нужно торопиться, выдыхается он довольно быстро, после чего становится пассивным. При разумном подходе к такому способу как ловля язя на донку, ваша рыбалка всегда будет удачной и интересной.


Одним из самых старых и популярных способов ловли язя является ловля язя на донку. Этот способ привлекателен тем что, в отличие от активной ловли на поплавочную удочку, нахлыстом или в проводку рыболову достаточно установить снасть и терпеливо дожидаться поклевки. Применять донную снасть для поимки язя можно с весны и до глубокой осени, хотя наиболее активно язь кормится лишь одну – две недели весной, после нереста и в летний период. Весной, во время высокой воды, язь, обычно бывает менее осторожен и его легко привлечь самой обычной и неизысканной приманкой. Осенью рыба становится менее активной, уходит в более глубокие участки водоемов и все реже поднимается на поверхность для интенсивной кормежки. Именно в такое время донка является наиболее уловистой снастью для добычи язя.

Рецепт № 3

Для приготовления этой прикормки нам потребуется такие компоненты:

  • Пареная пшеница: 2 кг
  • Толокно – 1 кг
  • Макуха – 1,5 кг
  • Молотая поденка – 200 грамм
  • Мотыль 200 грамм
  • Опарыш – 100 грамм
  • Сухая кровь – 300 грамм
  • Сухая глина – 300 грамм

Пшеницу парим в термосе или варим в кастрюле. После этого добавляем остальные компоненты. Живые компоненты засыпаем уже на рыбалке. Используем прикормку таким же образом, как и предыдущую.

  • Кукурузная мука – 1 кг
  • Крупа кукурузная среднего помола – 1кг
  • Печенье ванильное – 2 кг
  • Мука овсяная – 1 кг
  • Геркулес в хлопьях- 0,5 кг
  • Отруби – 1 кг
  • Сухари панировочные ржаные – 1 кг
  • Морская соль – 80 грамм

Язь на донку с кормушкой

Ловля язя донками практикуется рыболовами издавна. Современные снасти делают такую рыбалку более совершенной и мобильной. Умение правильно выбрать место ловли, приготовить прикормку и со знанием дела изготовить донную оснастку дают шанс на успех.

Язь – преимущественно речная рыба. На реке он обычно выбирает для стоянки особые места. Если место для ловли выбрано правильно, то он хорошо подходит на прикормку, подтягиваясь от ближайших укрытий. Вообще на таких реках, как Ока, Кама, Волга, язь часто выбирает для стоянок выходы из ям и глубокие бровки или прилегающие к ним участки поливов. На средних по величине реках он может кормиться под перекатами на ямах. Часто язь держится у берега, к которому подходят глубины в 3-5 м. Любит он стоять под свесившимися над водой деревьями, если у берега глубина, хотя бы 2,5 м. На озерах язь часто кормится по границе водной растительности или на примыкающих к ней бровках.

Летом лучше всего ловить язя на донку утром – с 4 до 11 часов, но в пасмурную погоду он может клюнуть и днем. Вечером он проявляет активность при условии тихой погоды. Конечно, три-четыре донки, заброшенные в прикормленную зону, дают больший шанс на успех, но иногда с хорошей прикормкой удавалось целенаправленно ловить крупного язя и одной снастью. Важно следить, чтобы прикормка была такой вязкости, чтобы вымывалась не раньше и не позднее, чем через 15 минут.

На обычную донку

Это такая снасть, которая базируется на специальном удилище, предназначенном для донной ловли, но оно не имеет гибкой вершинки. Поклевка наблюдается по сигнализатору: колокольчик, обычная прищепка или другое. Катушка подбирается под удилище в зависимости от его длины и теста. Например, при ловле язя на сильном течении Оки и вдали от берега я применяю карповые донные удилища с тестом 120-180 г, а катушки у меня к ним безынерционные, с очень большой шпулей.

Донная ловля обладает большими преимуществами в условиях плохой, особенно ветреной погоды. Некоторые трудности, правда, возникают при вываживании из-под кустов, травы или зарослей камыша, но на чистой воде она работает идеально. Эффективной бывает мобильная донка, когда граница водорослей у противоположного берега находится в пределах возможного заброса до 50 м. Таким образом я иногда ловлю язя на нешироких реках вроде Протвы, Угры, Осетра, забрасывая оснастку под свал или укрытие у противоположного берега. При этом корм в кормушке должен быть рыхлый и с включением кастеров или опарыша, чтобы муть распространялась по всей толще воды.

Для ловли язя не требуется какой-то особой донной оснастки, но могут потребоваться особо прочные поводки и крючки больших размеров. При ловле на реках, где рыба не особо чувствительна к толщине лески, я применяю основную леску диаметром 0,38-0,4, а поводки – 0,23-0,3 мм. При ловле в труднодоступных местах, среди зарослей, плетеные поводки предпочтительнее, поскольку они обладают большей прочностью, чем обычные.

Язь может брать насадку осторожно, поэтому лучше ставить очень чувствительный сигнализатор поклевки. Для обычной донки существуют любопытные сторожки в виде кивка, изготовленные из часовой пружины. При дальних забросах часто используют обычный подвесной колокольчик и фиксированное грузило, чтобы рыба могла засечься сама. Сейчас завоевывают популярность электронные сигнализаторы поклевки, позволяющие отмечать самые осторожные «подходы» к приманке.

Выглядит оснастка донки следующим образом. Среднего размера пенальную, пружинную или контейнерную кормушку закрепляют на конце основной лески посредством вертлюжка и надежного карабинчика. Поводок с крючком (один или два) закрепляют выше кормушки способом «петля в петлю». Другой простой вариант. В 10-15 см от конца основной лески делается длинная (20 см) петля, в которую предварительно продевается монтажное колечко или вертлюжок кормушки. К свободному концу основной лески крепится способом петля в петлю поводок.
Еще один вариант оснастки – с кормушкой на базе трубочки-противозакручивателя длиной 20-30 см, скользящей по леске. На нее плотно надевают спиральную пружину диаметром в толстой части 3-4 см (длина до 10 см) и закрепляют водостойким клеем или скотчем. Я предпочитаю крепить кормушку в верхней части трубочки, тогда ее конец предотвращает перехлест поводка за основную леску. На леске трубочка стопорится в месте соединения с поводком вертлюжком. Поводок длиной 30-40 см. Можно к карабинчику присоединить сдвоенный поводок (один должен быть на 5 см короче другого).

Читайте также:  Сом людоед – случаи нападения!

Кроме того, существует множество других способов крепления кормушки и поводка к основной леске.
Большое значение имеет приваживание язя к месту ловли. Если я перед рыбалкой регулярно два раза в день (утром и вечером) бросаю в точку предполагаемой ловли шары прикормки, то язь берет более предсказуемо.

В кормушку во время ловли забивается прикормка, основой которой служат прикормки промышленного изготовления: лещовые, карповые, карасевые смеси. К ним добавляются опарыш, кукуруза, пшенка, отруби, сухари крупного помола. Иногда добавлю несколько капель привлекательного для язя аттрактанта.
Иногда для язя достаточно самой простой прикормки в виде пшенки, сдобренной подсолнечным маслом, с добавлением жмыха подсолнечника или конопли. Правильно сваренная каша хорошо лежит на дне и прекрасно вымывается из кормушки.

На фидер

Летом успешноловят язя английской донкой в любую погоду. Донная ловля с момента изобретения маятникового сигнализатора и кивка-квивертипа значительно усовершенствовалась и стала пользоваться большой популярностью у рыболовов. При использовании подобных оснасток чувствительность донки приближается к поплавочной удочке, да и по точности подачи насадки ей ничуть не уступает. У английской донки есть два, на мой взгляд, важных преимущества перед мобильной донной удочки, но без гибкой вершинки – это дальность и точность заброса снасти. С квивертипом (дрожащим кончиком) также нет необходимости уделять дополнительное внимание сигнализатору поклевки, отцеплять его перед подсечкой или присоединять его после заброса. Фидер-квивертип позволяет использовать любой вид кормушки с учетом теста удилища.

Сейчас для фидерной ловли разработаны кормушки самых различных форм и размеров на любые случаи ловли. Например, в Германии широко применяют кормушки: с крышками на концах типа blockend feeder для опарыша и с не закрытыми концами openend feeder для кашеобразной прикормки, к которым относятся и проволочные кормушки cage feeder. Нельзя не отметить и кормушки-спирали, с их помощью можно забрасывать большое количество прикормки на довольно большое расстояние. Хорошо зарекомендовали себя рамочные кормушки (frame feeder), удерживающиеся под действием собственного веса на дне при значительном вымывании корма. У других моделей предусмотрен сменный груз. Очень важно оснастить кормушку таким грузом, который удерживал бы ее на месте, в то время как прикормка бы существенно вымывалась. Иначе крючок с насадкой будет двигаться вслед за кормушкой, уходя от прикормленного места. В зависимости от условий лова (быстрое течение, тихая вода, ветер), необходимо иметь различные варианты кормушек, а также грузила разного веса. Так, при сильном ветре и течении кормушку надо утяжелить и применять довольно тяжелое удилище. При использовании легкой прикормки выбирают и легкое удилище, но грузило все-таки должно быть достаточно тяжелым, чтобы обеспечить требуемую дальность заброса.

Кормушки с крышками на концах у нас называют кормушками для опарыша и наполняют их соответственно опарышем или его куколками. Когда такая кормушка окажется на дне, опарыши постепенно начинают из нее выползать, а куколки вымываться течением. Диаметр отверстия кормушки различный, причем при низких температурах воды и слабом течении его следует увеличить, поскольку в холодной воде опарыш менее активен. Размер кормушки зависит от количества рыбы и ее аппетита. Большую стаю язя или плотвы можно удержать только обильной прикормкой, используя для этого вначале специальную довольно объемную кормушку, а затем маленькую спиральку, которую перед каждым забросом достаточно наполнять небольшим количеством опарыша.

Фирменные большие кормушки, применяемые непосредственно во время ловли, как правило, имеют в своей оснастке груз порядка 30-60 г и вмещают много прикормки, а благодаря своей плоской форме выгодно отличаются от прочих крупных моделей. Такие кормушки больше всего подходят для привлечения язя, карпа и леща. Жесткий каркас, надетый прямо на леску или присоединенный к застежке карабина, довольно стабилен и не дает возможности запутаться поводку. Чтобы достигнуть нужной дальности и предотвратить снос кормушки от выбранного места, ее в любой момент можно утяжелить свинцом. В продаже есть кормушки feeder link с коротким поплавком из пластмассы, закрепляющиеся на основной леске и имеющие на конце застежку для сменных грузил. Если поводок для кормушки изготовлен своими руками, то ниже нее можно привязать карабинчик с грузом. Обычно плоские грузила держатся лучше круглых или каплеобразных. Плоские грузила хорошо использовать при сильном течении и в местах с большой вероятностью зацепов. Простое в изготовлении плоское грузило потерять не жалко, а изготовить новое не составит большого труда. Зафиксировать грузило можно дробинками или простым узлом.

Важным вспомогательным средством для точной регулировки огрузки служит надрезанная дробь № ААА (0,8 г) и SSG (1,7 г).

С ледяной «бомбочкой»

Это очень интересное прикормочное приспособление, изготовление которого не требует особых затрат. Оно с успехом может заменить фидерную кормушку и дает возможность осуществлять заброс снасти в зону водоема, чреватую зацепами.

Принцип ледяной «бомбочки» основан на замораживании прикормки подобно тому, как замораживают кусочки льда для коктейлей. В коробочке нужной формы делают отверстие и вставляют в него проволоку, скрученную буквой Т. На конце проволоки должна быть петля для крепления к снасти. После этого в коробочку «заливают» корм – кашу, зерна кукурузы или другую смесь – и помещают в морозилку. Когда прикормка замерзнет, ее укладывают в сумку-холодильник и отправляются на рыбалку. Таким образом, можно заготовить несколько коробочек. Перед забросом снасти упаковку слегка нагревают, чтобы содержимое отделилось от стенок. Затем замороженный брикет пристегивают к основной леске и забрасывают в воду, где он размораживается в течение нескольких минут. При этом необходимо оснастить «бомбочку» небольшим грузилом-«капелькой», чтобы после освобождения прикормки натяжение лески не ослабло.
Главным преимуществом такой прикормки является то, что без кормушки она выглядит естественно рядом с насадкой, не вызывая никаких подозрений у белой рыбы.

Ловля язя фидерными снастями, конечно, не настолько активная, как поплавочными удочками, но и она интересна. Чтобы дождаться подхода крупной рыбы, важно рыболову набраться терпения. Ну и важное значение имеет правильная и своевременная подсечка.

Язь может брать насадку осторожно, поэтому лучше ставить очень чувствительный сигнализатор поклевки. Для обычной донки существуют любопытные сторожки в виде кивка, изготовленные из часовой пружины. При дальних забросах часто используют обычный подвесной колокольчик и фиксированное грузило, чтобы рыба могла засечься сама. Сейчас завоевывают популярность электронные сигнализаторы поклевки, позволяющие отмечать самые осторожные «подходы» к приманке.

Поиск места ловли язя

Язя можно ловить практически круглый год.

Зимой он попадается любителям подледной ловли на глубинах.

Весной в первых рядах отправляется на нерест, после чего на отмелях возле берега ищет себе корм.

Летом с появлением насекомых язь поднимается в верхние слои воды, где подкарауливает упавшую добычу. Искать его нужно возле нависших кустов и деревьев.

Осенью уходит на глубины, собирая корм на дне.

Ближе к лету начинается сезон поверхностной ловли на:

Оснастка

Стандартная оснастка состоит из грузила весом от 30 до 100 г (зависит от силы течения), поводка и крючка. Груз может быть либо скользящим, либо установленным на отдельном поводке. Некоторые умельцы дополняют оснастку донки спиралевидной кормушкой-пружиной и набивают ее смесями, предназначенными для ловли мирной рыбы. Также возможно применение классической фидерной оснастки.


В ловле язя на донку с кормушкой далеко не последнюю роль играет состав прикормочной смеси. Дело в том, что этот привереда порой игнорирует все, что ему предлагают (или просто не видит), но как только рядом с насадкой появляется источник сильного запаха, сразу же подходит и начинает клевать. Именно поэтому прикормка для такой рыбалки должна быть простой, но очень душистой. В качестве основы можно взять жмых или гороховую кашу, затем добавить к ней немного распаренного зерна и сухарей, а последним компонентом будет грунт (желательно из того же водоема). Вот и все, прикормка готова, можно набивать кормушку или лепить шары и бросать их в точку ловли.

Добавить комментарий