Доработка вращающихся блёсен-вертушка-изготовление своими руками

Тюнинг и лечение заводских вертушек

Из малого состоит целое! Так я хочу начать заглавное предложение этой статьи, потому как оно в полной степени отображает ее суть. Все в природе создано по этому закону и даже каждая, на первый взгляд ненужная мелочь, деталь, зачастую в итоге играет решающую роль. В этом я твердо убежден, ибо не раз жизнью данное подтверждалось. Всем известно, что идеала, как такового на земле нет ни в какой ипостаси. Но можно ли к нему приблизиться, сотворив лишенную недостатков, практически совершенную вертушку? Возможно, это и слишком громко сказано, но об этом я хочу рассказать Вам, уважаемые рыболовы, в очередной своей статье.

Небольшое отступление
Какую же важность играют детали в нашем случае? Во-первых, хочу начать с того, почему я затронул тему именно вращающихся блесен, а не, скажем, воблеров. Вращающиеся блесны или просто вертушки, на сегодняшний день, среди многообразия и обилия спиннинговых приманок, как бы ушли на второй, а то и пятый план. Определенно в каждом рыболовном магазине, львиную долю ассортимента рыболовных насадок составляют воблеры и их вариации: попперы, уокеры, джерки, которые, согласитесь, в большой степени имеют сходство с данным типом приманок.
Все просто — спрос рождает предложение, чему способствует повальная часть спиннингистов, регулярно печатающихся и тем самым создавая тенденцию «моды» в рыболовной периодике (журналах). А ведь имея хотя бы одну доработанную вращающуюся блесну с некоторым количеством разных к ней подсадок, можно обставлять в два хода столь уловистые твичинговые воблеры и не только их! Поэтому, я и хочу поделиться с Вами практическими наблюдениями. Не скрою также свою «любовь» к данному типу приманок — вертушкам. А важность мелочей в конечном итоге и делит, условно, вертушки на уловистые и не уловистые. Чему явный пример — блесны Mepps, обладающие феноменальной способностью «уговаривать» рыб, наряду с китайскими подделками и не только китайскими. Но, как говорится, и боги не лишены недостатков.

Тюнинг вертушки от Mepps
Начнем с инструмента, ведь важна каждая деталь. Чтобы легко, красиво и главное аккуратно орудовать с проволокой для вертушек, нам понадобится этот минимум:
1. бокорезы — с их помощью я откусываю проволоку, особенно это удобно делать, чтобы не оставлять «заусениц» (пользуясь обычными пассатижами всегда будут оставаться лишние торчащие концы);
2. круглогубцы — они необходимы для того, чтобы получались очень маленькие и симметричные, ровные ушки (обратите внимание на название, именно так принято правильно называть этот инструмент — круглогубцы. Очень часто, в магазинах круглогубцы именуются тонкогубцами — это неверно и их, порой, трудно найти). Важная деталь — их жала должны быть короткими (2,5 см) и тонкими, иначе Вы будете все время мучатся, выгибая колечки;
3. тонкогубцы — ими удобно подравнивать и сжимать ушки, а также удерживать каркас в момент выполнения фиксирующих витков проволоки (и вообще это очень нужный инструмент для рыбалки — вынуть тройник из пасти щуки, раздвинуть заводное колечко, подогнуть смявшийся поводок из струны, зафиксировать свинцовую дробинку на леске…). Также из опыта рекомендую каждый из этих инструментов выбирать понадежнее, тобишь не самый дешевый. В обратном случае инструменты из недорогой стали быстро выйдут из строя и придется приобретать новые, что в итоге дороже (вспомните поговорку). Научен горьким опытом! Все можно купить в хоз. магазинах, строительных, магазинах для электриков, рукоделья, на рынках…
Берем самую популярную вращалку от Mepps — «аглия» №3, серебристого цвета и раскусываем проволоку, а все детали блесны аккуратно кладем, к примеру, в какую-нибудь крышечку, чтобы не растерять. Теперь нам понадобится проволока и, причем обязательно жесткая, нержавеющая, с толщиною 0,7 мм. Если у Вас нет жесткой проволоки, то и нет смысла все начинать- улучшить блесну таким способом не удастся. Объясню почему. Использовать мягкий пруток (проволоку), например, из скрепки, от строп и т.д. можно, но при поклевки серьезной рыбы велика вероятность разгибания нашей будущей застежки и сход трофея. Если взять проволоку мягкую, но более толстую (к примеру, 0,9 мм), то хомутик лепестка будет очень туго вращаться, а блесна плохо «заводится», что нас никак не устраивает, а менять всю фурнитуру вертушки мы не будем. Для этих целей я беру жесткие, нержавеющие и очень качественные прутки от американской компании Worth, которые поставляются ровными отрезками (это преимущество, лучше, чем в бабинах) по 12,7 и 15,3 см. Отрезка первой длины вполне достаточно, стоимость одной упаковки — 60 руб. По-моему, не так уж и много, ради 10-ти улучшенных вертушек. Это вовсе не реклама, просто рекомендую то, что сам проверил и взял на вооружение. Купить данную проволоку можно в России, есть интернет-магазин, он же и розничный, который занимается поставками, комплектующих для сборки вертушек от Worth (есть все), что принимает заказы из всех регионов страны (задайте в поисковике, и Вы найдете). Территориально его нахождение — г.Москва (есть минимальный заказ).
С помощью передней, более тонкой части жал круглогубцев, выгибаем ушко для тройничка и оставляем второй конец не более 2 см. Колечко стараемся делать очень небольшое и аккуратное (с третьего раза выходит не хуже заводского). Короткий конец прутка подгибаем в сторону где-то под углом 30 градусов, чтобы сердечник блесны не слетал, за счет «пружиности» проволоки.
Толщина прутика — 0,71 мм выбрана не случайно (компания Worth выпускает диаметры прутков: 0.71, 0.76, 1.01 мм). Я много экспериментировал с диаметром и остановился на данном размере. Дело в том, что все детали вертушек Mepps, очевидно действительно долго тестировали в лаборатории, а впоследствии на рыбе, как написано в каталогах. Все очень грамотно подобрано, но есть нюансы. «Родная» «мэппсовская» проволока — 0,74 мм (я замерял), и каких-то 0,03 мм (разница) играет-таки роль! Если в стандартном, заводском варианте блесна хорошо «заводится» и работает, то с замененной проволокой на 0,71 мм лепесток вертушки еще и работает при самом медленном темпе, когда сердечник приманки расположен в воде практически вертикально, а вращение лепестка еще легче и чаще. Большинство рыб предпочитает очень медленный темп проводки, на грани сбоя лепестка! Уверен, что производитель проводил эксперименты с данной толщиной прутка и, видимо, нашел некий компромисс между лучшим моментом верчения и нужной прочности, чтобы каркас
приманки был менее подвержен деформациям при мощных поклевках серьезных хищников.
Я также пробовал ставить и более толстую проволоку — 0,76 мм, но увы, вертушка стала заметно хуже заводится и работать. А с каркасом 0,71 мм, блесна не только прекрасно играет, но и вполне устойчива к поклевкам щуки (если только не поперек, так любая вращалка согнется).
Если нет желания приобретать красный кембрик в магазине, его можно легко снять с любого подходящего обесточенного провода, к примеру, как этот — от аккумулятора. Снимать изоляцию очень удобно все теми же бокорезами, сделав надрез и стянув часть резинного покрытия с провода. Я много раз проводил эксперименты в ловли с «голым» тройником на хвосте вертушки и с красным кембриком, и пришел к единому мнению, что этот кусочек резины, именно красного цвета, явно нравится всей хищной и относительно хищной рыбе (даже красноперке)! Все мои переделанные блесны в стандартном для меня варианте имеют такой вот кусочек уловистой изоляции. Данная мелочь, порой, увеличивает число поклевок в десятки раз, не парусит при забросе! Рекомендую всем.Многие кембрики, особенно те, что сняты с провода, а не покупные, имеют толстую резину и не всегда с легкостью насаживаются на цевье тройника. В таком случае нужно взять любую чайную кружку, вскипятить воду и налить ее туда. Затем немного надвинуть резину на ушко крючка, и с помощью тонкогубцев, чтобы не обжечься, ухватив тройник за его цевье, опустить в воду. Достаточно буквально 10 секунд, чтобы кембрик растянулся. Потом, уперев резину для удобства в крышку стола, надеть ее, пока она еще не остыла. Очень важно всю процедуру делать внимательно и желательно не прикасаясь пальцами к крючку, дабы не поранится!
На проволочное ушко одеваем тройник. Кольцо я подгибаю так, чтобы надевая крючок, нужно было немного раздвинуть проволоку. Цель этой манипуляции — чтобы при редчайшем случае расстегивания застежки, тройник не слетел. Надеваем сердечник, примеряем и откусываем бокорезами проволоку так, чтобы свободный конец не выглядывал, но и не слишком коротко, иначе будет крайне трудно надевать тельце блесны (сердечник).
На застежку одеваем сердечник (если не получается сжать проволоку пальцами, тонкогубцы помогут), а затем последовательно маленький шариковый подшипник, конусный отражатель, ромбовидный подшипник и лепесток с коромыслом. К слову сказать, стандартный хомутик «мэппс» имеет не лучшее вращение среди существующих. Лучше всего лепесток вертушки вращается на довольно распространенном коромысле из проволоки 0,8-0,9 мм, с расклепанными краями и просверленными в них отверстиями. Но делать замену я не стал.
Стягиваем латунный сердечник приманки, чтобы рассчитать необходимую длину проволочного каркаса, перед тем как его зафиксировать. Чтобы тройник можно было легко снять, но при этом пруток был не слишком длинным, я, как на фото, расстегиваю застежку и от конца хомутика отсчитываю еще приблизительно 2 мм. Потом загибаю проволоку в сторону, формирую с помощью круглогубцев красивое и ровное, маленькое колечко. Делаю из эстетических соображений от 2 до 4 фиксирующих витков проволоки, откусываю под самый край лишний отрезок бокорезами, а тонкогубцами подравниваю ушко для крепления поводка. Усовершенствованная вертушка Mepps готова!
Теперь, на случай, когда хищник слишком пассивен можно увеличить размер приманки, мы воспользуемся «услугой» твистера. Прикладываем его к цевью крючка, отрезаем лишний кусочек, но не выкидываем (он может пригодиться для тела тейл-спиннера), прокалываем отверстие (я это делаю женскими маникюрными ножницами — очень удобно) и насаживаем «силикон». Подаем сердечник вперед и надеваем наш тройник с твистером.
И вот из одной вертушки, немного ее доработав, у нас вышло две приманки, на разные случаи рыбалки. Конечно, это далеко не все подсадки, что я применяю при ловли на вращающиеся блесна, их гораздо больше. Но сама идею, думаю, ясна.
Практика ловли показала, что с более тонкой проволокой, а именно 0,71 мм, вращающаяся блесна Mepps Aglia №3 стала заметно лучше работать и результативнее ловить! Но увлекаться уменьшением диаметра прута не стоит ведь, во-первых, мало кому понравится после каждой поклевки окуня выравнивать проволоку пассатижами, во-вторых, на какой-то из цифр, при уменьшении диаметра проволоки, лепесток прекратит вращаться вовсе. А с такой простой и легкой застежкой возможны замены тройников на более крупные, мелкие, в зависимости от ситуации, одинарные крючки. И даже не думайте, что они произвольно, либо же с помощью рыб «угонщиков» расстегиваются! Пусть эти сомнения Вас покинут, как только Вы попробуете все сами. Подсаживайте твистеры, «бородки», мушки и прочие вабики, чтобы угодить капризной рыбе.
При ловле на вращалки, я последнее время беру с собой на рыбалку отдельную коробочку, в которой хранятся исключительно разных размеров тройнички, одинарники, с насаженными на них кембриками, твистерами, бородками и т.д. Скажу честно, что не всегда удается успешно ловить стандартно собранной вертушкой, но с таким комплектом шансы действительно увеличиваются в несколько раз. Попробуйте сами!
Таким образом, можно «тюнинговать» не только приманки от Mepps, но и любые другие вертушки. И даже самая «китайская» вращалка, при грамотной доработке, может стать гораздо более уловистой именитой!
Вертушка Mepps с лепестком формы Comet заводского варианта сборки, которая допускает замену крючка. Правда, сердечник удается снять только с помощью тонкогубцев, раскручивая его по резьбе. Хочу заострить Ваше внимание, что далеко не все «кометы» имеют такую особенность, а лишь те, у которых латуневый грузик имеет не круглую форму, а со срезанными гранями — как на обыкновенной гайке. Посмотрите, что застежка загнута крючком. На обычной, любой из стандартных вертушек, практически всегда стоит такой сердечник, в который, порой, с трудом вмещается два прутка проволоки. Посему сделать такую застежку не выйдет, но и не надо! Сколько раз ловил на такого рода «кометы», пришел к выводу, что мэппсовская застежка, в сравнении с «нашей», просто не удобна, с нею замена крючка занимает больше времени и она вовсе не надежнее. Застежка, которую использует итальянский производитель вертушек Mosca (название блесны Rastel). Очень хорошие, качественные блесны, и именно эта модель!

Чтобы не перекручивала леску…
Термоусадочная детская мозаика, о которой я писал в одной из предыдущих своих статьях. Стоимость такого комплекта — 100 рублей, а количество всех тройничков, которые можно оснастить ею гораздо больше, чем приобретенных в магазине комплектов, причем за ту же стоимость. Тем более, столько цветов! Приобрести такой набор можно в детских магазинах, магазинах для рукоделия, творчества и хобби. Очень полезная для рыболова вещь!
Теперь несколько реальных советов, как избежать перекручивания лески, без снижения уловистости вертушки и использовании вертлюжков. А ведь это весьма «больная» тема в ловле на вращающиеся блесны!

Способ 1. Уже усовершенствованная вертушка от Mepps — Comet Black Fury, с украшенным тройничком, универсальной застежкой и противозакручивателем. Роль противозакручивателя лески выполняет продолжение проволоки (1,5-2 см) в изогнутом виде, под примерным углом — 45 градусов. Между прочим, такую систему уже давно успешно использует фирма Dardevle со своими вращающимися блеснами. Я также поэкспериментировал,переставивши подшипник скольжения срассекателем местами, правда сказать ожидаемого результата не добился.
Способ 2. Практически не хуже работает и простое подгибание ушка для крепления поводка вверх, что, несомненно, сделать гораздо проще и быстрее. Да и заброс в таком случае не пострадает, но при быстром темпе ведения блесны, приманка перекручиваться все же может (в зависимости от самой вертушки, ее лепестка и т.д.).
Способ 3. Довольно таки оригинальный способ борьбы с закручиванием лески. Его суть состоит в том, что после модернизации блесны Mepps, лишний кусочек проволоки мы не
откусываем, а оставляем в виде коромысла под углом 90 градусов. Его длина может немного варьироваться, но висящий сверху твистер (либо другая насадка), не должен мешать вращению лепестка (длина моего отрезка, такая же, как и длина самой вертушки). С виду приманка больше напоминает спиннербейт, но проходимость у нее без зацепов совсем невелика. В таком исполнении вертушка вообще не перекручивает леску, ни на каком из темпов проводки! А привлекательность для рыбы существенно возрастает! Хочу сказать, что на месте твистера может быть любая другая насадка, вплоть до совсем маленькой вертушки (№00 по классификации Mepps).
Также рекомендую при аналогичном тюнинге Вашей блесны, тройник с насадкой крепить непосредственно к ушку из проволоки, без каких-либо лишних и, часто, отпугивающих рыб заводных колечек и карабинчиков (упругости проволоки вполне хватит на вываживание рыбки).
Способ 4. Еще один из методов борьбы с закручиванием лески, который не только не сокращает количество поклевок после тюнинга, но и существенно преумножает их. Для этого нам понадобится подсадка к тройнику, которая будет замедлять ход вертушки и предотвращать обильное перекручивние лески. Подойдет следующее: перья петуха и других птиц, шерсть животных, шерстяные нитки, новогодний дождик, большой твистер и т.д. Но я хочу Вам продемонстрировать специальный рыболовный люрекс, который очень часто можно увидеть на промышленных вертушках, воблерах (например, Rapala — X-Rap). Его цена — 50 руб. за упаковку, в воде он очень привлекательно поблескивает, а рыба его очень «уважает»! Для его намотки нужно: тройник, непосредственно сам люрекс, швейная нить для фиксации, прозрачный женский лак для ногтей (либо любой другой лак). При наматывании, люрекс я складываю вдвое и сразу же фиксирую ниткой, затем беру пучок другого цвета и все повторяю. После того, как закончил, я обязательно фиксирую швейную нить со всех сторон бесцветным лаком для ногтей (просто очень удобно). Затем соединяем нашу опушку с вертушкой.

Читайте также:  Снаряжение - "рыбацкий" нож

Отличная статья, ведь сделав такую вертушку можно поехать на острова Тайланда, где не только отдохнуть, насладившись ласковым солнцем и приветливым морем, но и половить рыбу. А вообще островов в Тайланде не мало, и каждой имеет свою незабываемую изюминку!

Сообщества › Сделай Сам › Блог › Как сделать “лепесток” для “Fox-совской” “Вертушки”?!

Метки: блесна, лепесток, рыбалка

Комментарии 27

Пробовал так же через тиски. Что то не то получается. Кольца выходят сильно мятые . может что то посоветуете. За ранее спасибо.

Пробуй тогда через деревяшку, если плотной резины нет…там и нужно совсем немного продавить. Глубоко не пытайся, играть не будет.

Я не правильно выразился. Трубу песком забивал когда сминал что б форма получилась или мял пустотелую ? . но за совет спасибо.

Для параллельности сторон, кольца нарезались на токарном станке. Пустую…можно для верности прикладывать оригинал. Далее всё по тексту.

Будем пробовать. Спасибо

Возможно у тебя труба мягкая…тут либо длиннее кольца делать, либо на самом деле забить во внутрь мягкую деревяшку…типа ветки ивы и т.д.

Буду конечно пробовать. Либо песка попытаюсь набить или деревяшку. Благо это есть

Тоже раньше делал вертушки.Брал пластину 3мм и в ней делал округлое отверстие по форме лепестка матрицу.А на другую пластину 3мм посредине припаевал такой же формы но меньшего размера лепесток-пластинку пуансон .И ловил прессом.Листоаая медь и латунь.
По сути покупные мепс дешевле выходили чем самому делать.

Очень глубоко давишь, может залипать, глубина профиля блесны чем меньше, тем легче запускается. Тоже раньше пробовал. Можно вырезать формой аглия и чуть-чуть молотком на наковальне оттянуть, вертится очень хорошо.

Это были пробные…Аглию давлю через шплинты

Просто не мог понять почему не крутятся, пока не выпрямил, хочу помочь

Я вкурсе про глубину, все решается одним ударом молотка))…и спасибо за совет

А я листы от советского фотоглянцевателя использовал. Наждачкой натрешь, желтая, так оставишь, белая.

Хорошо сделано!
Всегда на рыбалке замечал что на самодельное клюёт лучше!

Если рыба клюет, клюет на все был случай поехал на окуня, взял не ту коробку, с блеснами и силиконом осталась на берегу, при отрыве силикона заменил куском синтипона из куртки брало ни чуть не хуже, один крючочек один окунь два и чуть больше пауза два окуня, но правда пока тянешь визуально видно как за пойманным окунем идет стайка окуней и хватают его за что попало, но это не всегда.

Тот же мепс, стоит вполне адекватных денег, но за рукоблудство +
Сегодня, 10 позицый, на 1900р заказал.

Согласен, но в планах изготовлять вертушки с сменными лепестками…чтобы менять на месте…разный цвет и блеск

А я уже давно делаю эти лепестки из донышек различных банок. Например от пива или аэрозолей. И подогнать недолго, хотя идут в воде все прекрасно и подгибать как правило не приходится при проводке. Только в процессе изготовления.

Какое должно быть давление в лодке ПВХ?

Рыбаки, начинающие охотиться за рыбой на моторке, задаются очень важным вопросом: какое должно быть давление в лодке ПВХ? Этому посвящены обсуждения на форумах и многочисленные статьи. Мы собрали для вас самую полезную информацию, чтобы ничто не омрачило ваше рыбацкое настроение!

Рабочее давление — что это такое?

Если давление низкое — плохо, высокое — тоже ничего хорошего. Оптимальное значение и есть рабочее, и чаще всего составляет оно 250-300 мБар (ориентироваться только на эту цифру не нужно).

Чтобы определить имеющееся давление, лучше всего использовать манометр, который идёт в комплекте вместе с насосом или покупается отдельно.

Определить рабочее давление можно без манометра (но эти способы не такие точные):

  1. Надавите пальцем на ткань накаченной лодки. Если баллон прогибается больше чем на 1 см, давление не рабочее.
  2. Сделайте лёгкий шлепок по надутому баллону: если появился легкий звон, давление рабочее.

Важно! Эксплуатационное давление обычно указывает производитель лодки, поэтому обязательно посмотрите паспорт изделия.

Помните, что правильно надутая лодка отличается максимальной прочностью и жёсткостью, а также безопасна для использования.

Имеет значение и лодочная конструкция. Так, для изделий с тороидальным контуром оптимальное давление находится в пределах 250 мБар. Если контур не тороидальный, значение выше. Если лодка с надувным дном (НДНД), также нужно читать инструкцию по эксплуатации. В некоторых моделях герметичные отсеки нужно накачивать до номинального давления, а перед установкой на солнце уменьшать показатели давления на 20-50%.

Чем опасно низкое давление?

Если давление в лодке упало низко, будут вздыматься полы, у транца образуется воздушный пузырь. Ситуация чревата прохватом винтов и увеличением дифферента на корме, что приводит к задиранию носовой части.

Поэтому нужно постоянно следить за давлением и при необходимости подкачивать лодку. В отдельной статье мы рассказываем, как правильно накачивать судно ножным и электрическим насосом.

Конечно, не обязательно проверять давление манометром или самостоятельно каждый час. Но лодка сдувается каждый день и спустя двое суток показатель может стать критическим.

Важно! Если вы спускаете лодку на воду при холодной погоде, давление всегда снижается. Если будете опускать в таких условиях недокаченное судно, то проблемы неминуемы.

При недостаточно надутых баллонах есть риск перегрева. Кроме того, в ходе эксплуатации судна оно становится мене устойчивым, возрастают разрывные нагрузки материала, который легко повреждается. Помните, что мягкая лодка уязвима!

Чем опасно высокое давление?

Высокое давление не менее опасно:

  1. В перекаченных баллонах под действием палящих солнечных лучей давление быстро увеличивается, что легко приводит к взрыву лодки.
  2. Сильно меняется конструкционная геометрия, поэтому баллоны очень легко проколоть, даже простой сучок может быть опасным.
  3. На давление в баллонах влияет и ударное действие волны: здесь перекаченные лодки снова в большой опасности.

Конечно, современные ПВХ-лодки стали намного прочнее и устойчивее к УФ-лучам, но это не значит, что можно со спокойной душой перекачивать баллоны. Тем более, что на любой лодке есть швы, а, если вы ремонтировали её, то и заплатки. Под действием высокой температуры и слишком высоком давлении всё это может расползтись.

Особенно уязвимы тёмные лодки: ткань нагревается быстрее, давление в баллонах растёт, поэтому швам и заплаткам не остаётся больше ничего, кроме неприятного для рыбака расползания.

Кстати, если баллоны перекачены — не значит, что обратного пути нет. Просто установите клапан сброса давления (стравливающий клапан) и сможете легко справляться с такими излишками.

Как правильно рассчитать рабочее давление для своей лодки?

Итак, давление в лодочных отсеках зависит от температуры окружающей среды. Но, чтобы высчитать оптимальное для своего судна давление, нужно учитывать t в самом баллоне.

Некоторые для расчёта давления пользуются законом Шарля: P1/T1 = P2/T2 (Т – это температура по Кельвину, а Р – это давление). На фото показан пример и особенности расчета:

Какое должно быть давление в лодке ПВХ? Не слишком большим и не слишком маленьким. В первые разы высчитывайте его по формуле, а дальше полагайтесь на манометр и чутье.

Учитывайте всё вышесказанное, и у вас получится накачать судно так, чтобы чувствовать себя безопасно и спокойно. Особенно приятно надувать и эксплуатировать качественные лодки, которые вы всегда можете найти в магазине “КОВЧЕГ”.

Вопрос — ответ

Вопрос: Какое должно быть оптимальное давление в лодке ПВХ?

Имя: Альберт

Ответ: Оптимальное значение чаще всего от 250 до 300 мБар, но оно может не подходить для вашей лодки. Эксплуатационное давление обозначает производитель. Для самостоятельного определения можно воспользоваться известными методами. Например, надавить пальцем на баллон и посмотреть, на сколько он прогибается. Есть и специальные формулы.

Вопрос: До какого давления можно спокойно качать лодку ПВХ?

Имя: Ильгиз

Ответ: Это зависит от вашей лодки. Обязательно изучите паспорт изделия, в котором есть допустимые значения. Учитывается и конструкция судна. Например, давление для лодок с торроидальным контуром ниже, чем для других.

Вопрос: Каким давлением допускается качать лодку с НДНД?

Имя: Ильдар

Ответ: Советуем прочитать инструкцию по эксплуатации вашей лодки. Иногда герметичные отсеки накачиваются до номинального давления, а перед установкой на солнце его нужно снизить.

Вопрос: Как можно быстро проверить давление в лодке ПВХ?

Имя: Роман

Ответ: Лучший способ — использовать манометр. Он идет вместе с насосом, можно купить и отдельно. Некоторые определяют, нормальное ли давление, легким шлепком по баллону. Если присутствует легкий звон, считается, что давление нормальное.

Вопрос: Какое давление безопасно в баллонах лодки ПВХ?

Имя: Ильдар

Ответ: Оптимальное, то есть рабочее. Низкое давление несет за собой риск перегрева, уменьшается устойчивость судна. Высокое давление грозит разрывом лодки, высока вероятность ее повреждений о разные препятствия.

Какое давление должно быть в лодке ПВХ

Лодка ПВХ пользуется популярностью среди любителей рыбной ловли. Однако данное изделие нуждается в надлежащем обслуживании, тогда оно будет радовать своего владельца долгие годы. Существует целый ряд правил и требований по эксплуатации. Рыбак обязан знать, какое давление должно быть в лодке ПВХ. Этот параметр необходимо проверять и уметь правильного рассчитывать.

  1. Рабочее давление лодок ПВХ
  2. Давление в лодке НДНД
  3. Расчет рабочего давления
  4. Как накачать
  5. Сколько качать
  6. Как проверить давление в лодке
  7. Проверить давление без манометра
  8. Чем опасно низкое давление?
  9. Чем опасно высокое давление?

Рабочее давление лодок ПВХ

Для каждой лодки ПВХ есть своя норма рабочего давления. Данный показатель для каждого образца может иметь различные значения. Рассмотрим параметры рабочего давления на примере конкретной модели.

Лодка Ротан 380 К:

  • Оптимальное давление в баллоне и днище — 0,25-0,3 атм.
  • Скеги должны быть накачаны в пределах от 0,35 до 0,4 атм.
  • Накачка пуфика производится по индивидуальным предпочтениям в диапазоне 0,15-0,3 атм.

Лодка Ротан 380Э:

  • Рабочее давление в баллоне — 0,25-0,3 атм.
  • Днище должно показывать значение в 0,22 атм.

Если плавательное средство хранится в накачанном состоянии, то показатели давления должны проверяться перед каждой эксплуатацией.

Согласно требованиям ГОСТ, через 24 часа показатели давления не должны снизиться более чем на 20%. В данном случае производитель гарантирует, что снижение не превысит 10%.

Давление в лодке НДНД

Известные фирмы при производстве лодок ПВХ используют высококачественные образцы ткани. Однако и она не является полностью воздухонепроницаемой. Поэтому стоит учитывать этот факт и тщательно следить за уровнем давления в герметичных отсеках. Данный параметр отвечает за безопасную эксплуатацию.

Теперь рассмотрим показатели для плавательных средств из ПВХ с надувным дном низкого давления.

Лодка Адмирал АМ-320 S:

  • Герметичные отсеки баллона должны быть накачаны до номинального давления — 0,25 кг/см.
  • Для удобства установку банок следует выполнять во время накачивания герметичных отсеков баллона при достижении показателей — 0,1-0,15 кг/см.
  • Перед тем как оставить лодку на солнце, номинальные показатели давления должны быть уменьшены на 20-50%.

Согласно инструкции по эксплуатации надувной лодки Stormline, следует с помощью переходника для клапанов и помпы накачать секции основных баллонов до показателя в 250 мБар. Данное значение можно определить без специального приспособления. Для этого ладонью легко нажмите на оболочку баллона, величина прогиба не должна превышать 5 мм.

Читайте также:  Ima Farina 90S — тонущий воблер на судака

Расчет рабочего давления

Каждый владелец должен уметь правильно рассчитывать давление в лодке ПВХ. Данный показатель изменяется от температурного значения внутри самого баллона. Увеличение давления происходит под прямым воздействием ультрафиолетового излучения. Если увеличение не контролировать, то может случиться разрыв конструкций. Для предотвращения этого следует оборудовать судно клапаном для сброса давления.

Для расчета рабочего давления уместно пользоваться законом Шарля: P1/T1 = P2/T2.

  • Т — температура по Кельвину;
  • Р — уровень давления.

В качестве примера рассмотрим, что температура внутри баллона равняется 27 0 С, а давление при этом равняется 250 мБар. Но если температура снизилась на 10 С, то расчет давления происходит следующим способом: 1,25 * 290 : 300. Это будет составлять 1,208 Бар.

Теперь можно вычислить уровень превышения давления. Данное значение будет составлять 208 мБар. При повышении температуры на 10 0 С расчет производится следующим образом: 1,25 * 310 : 300, что составит 292 мБар. Данная величина и будет обозначать превышение.

Как накачать

Владельцу лодки следует знать, как правильно накачать изделие. Для подготовки плавательного средства понадобится насос. Существует несколько видов этого приспособления:

  • Механический — нагнетание воздуха происходит с помощью нажатия ноги. Как правило, насос уже есть в комплекте.
  • Ручной механический — в данном случае лодка накачивается руками.
  • Электрический — универсальное устройство, которое помогает выполнить процедуру в кратчайшие сроки без особых усилий.

Перед тем как приступить к накачиванию лодки, ее следует разложить и оставить на 15 минут. Таким образом материал сможет адаптироваться к температуре воздуха. В противном случае могут образоваться трещины на баллоне.

Для накачивания лодки необходимо закрепить насос в специальном отверстии. Далее нужно произвести накачивание. Время подготовки лодки будет зависеть от типа используемого насоса.

Сколько качать

Владельцу лодки следует знать, как долго накачивать лодку ПВХ для создания оптимального давления в баллонах. Данное правило позволит обеспечить длительный период эксплуатации изделия.

Для проверки уровня давления в плавательном средстве необходимо использовать манометр. Данный инструмент сможет отразить средние показатели — 250-300 мБар.

Во время подготовки плавательного средства следует учесть, что многие электрические насосы не смогут самостоятельно определять давление. Поэтому следует контролировать данный процесс, что позволит избежать разрыва баллонов.

Однако можно приобрести специальный насос со встроенным манометром. В этом случае устройство сможет контролировать уровень накачивания без посторонней помощи.

Необходимо учесть, что швы или заплатки являются уязвимым местом. Большая закачка или высокая температура могут нарушить их целостность. Например, лодка темного цвета быстро нагревается под солнечными лучами, а следовательно, давление в баллоне возрастает. Поэтому при чрезмерной накачке подобные соединительные элементы могут расползтись.

Оптимальный уровень давления для лодки ПВХ обозначается в инструкции по эксплуатации. Для каждой модели эти показания могут отличаться. Следует ориентироваться именно на указания от фирмы-производителя.

Как проверить давление в лодке

Показатель давления в баллонах зависит от вида конструкции. Например, для элементов с тороидальным контуром оптимальное давление составляет 250 мБар. Значение в баллонах без тороидального контура должно превосходить предыдущий показатель. Для данного типа плавательных средств давление следует поддерживать от 400 мБар.

Для долгого срока службы давление в лодке должно закачиваться до требуемых рабочих показателей. Рекомендуется избегать существенного их превышения или уменьшения. Если подобные нюансы не учитывать, то модель подвергнется повышенным нагрузкам, что приведет к быстрому износу.

Проверить давление можно с помощью обычного манометра, который отображает рабочее значение от 250 до 300 мБар. Данный прибор следует иметь под рукой каждому владельцу лодки ПВХ.

Проверить давление без манометра

Бывают ситуации, когда манометра не оказывается под рукой. В данном случае давление можно определить по характерному звуку. Для этого необходимо ладонью слегка ударить по баллону. При рабочем давлении можно услышать легкий звон. Если звук отсутствует, значит требуется продолжить процедуру накачивания. Отсутствие звука предупреждает о том, что изделие не может быть использовано по прямому назначению.

Можно проверить давление и другим способом. Необходимо нажать на баллон. При оптимальном показателе будет виден прогиб не более 15 мм.

Если материал вовсе не продавливается или, наоборот, слишком сильно продавливается, то ситуацию следует исправить.

Чем опасно низкое давление?

Несоблюдение требуемых норм по уровню давления в баллонах может закончиться весьма печально. При низком уровне лодка становится весьма уязвимой под негативным воздействием окружающих факторов. Подобное обстоятельство обусловлено низким уровнем жесткости конструкции, что приводит к увеличенной нагрузке на саму ткань.

Слабо накачанное плавательное средство может получить прокол от любой ветки. Слабый уровень натяжения баллона не сможет справиться с различными видами повреждений.

В случае неравномерного распределения давления велика вероятность появления воздушных пузырей. Это может привести к смещению центра тяжести, и носовая часть устремится вверх. Такое состояние транспорта не позволяет ему справляться даже с волнами от мотора.

Чем опасно высокое давление?

Довольно опасно и перекачивание плавательного средства. Данное обстоятельство может привести к непоправимым деформациям лодки. Например, давление под воздействием солнечных лучей будет стремительно увеличиваться. Может произойти взрыв материала, и лодка начнет тонуть.

Подобное явление довольно легко объясняется. На швах изделия присутствует клей, который обладает низкой температурой реактивации. При сильном и регулярном повышении температуры клей, скрепляющий отдельные элементы, становится жидким. Этот процесс происходит не сразу, а постепенно при повышении температуры окружающей среды. Поэтому превышение давления в лодке существенно усугубит подобный эффект. Соединительные конструкции со временем разойдутся.

Также плавательное средство при повышенном давлении может проколоться от любой палки или камня. Произойти это может довольно быстро. Поэтому лодка, которая имеет повышенное давление в баллонах, может нести угрозу для жизни пассажиров.

Давление в лодке ПВХ — это очень важный показатель. Он непосредственно влияет на срок эксплуатации изделия. Помимо этого, правильно накачанная лодка — это залог безопасности людей на воде. Поэтому важно тщательно контролировать это значение.

Какое должно быть давление в лодке ПВХ?

Такой момент, как давление в лодке из поливинилхлорида, является очень значимым и важным, величина давления зависит от самой лодки и должна составлять 10 kPа и больше, что определяется целым рядом факторов. Давление зависит от многих моментов, таких как степень загрузки, функциональное значение, размеры, использование мотора и от качества самого устройства.

Общая информация

Главная особенность давления баллонов – это дать корпусу устройства жесткость и образовать фиксации кокпита между бортом и самим днищем. Оно требуется для качественной работы самой лодки и для крепления ряда деталей от консоли управления и трапов до кресел и других.

  • Как определить рабочее давление в баллонах? ↓
  • Математический расчёт рабочего давления ↓
  • Чем качать плавательное средство? ↓
  • Чем опасно пониженное давление в баллонах? ↓
  • Чем опасно высокое давление в баллонах? ↓
  • Что небезопасно в работе? ↓
  • Протыкание ткани ↓
  • Потопление ↓
  • Необходимость в стравливающих клапанах ↓
  • Советы по эксплуатации и уходу ↓

Для создания эксплуатационного общего давления служат бортовые баллоны с тороидальными контурами, где само оно равно обычно 250 мБар в среднем. Если же идет речь о давлении в элементах без тороидального контура, то здесь уже может быть большая величина, то есть до 400 мБар и более. Чтобы судно долго отвечало эксплуатационным заявленным функциям, здесь важно учитывать загрузку клеевых и тканевых элементов, чтобы избежать разрушений. Лодка может даже взорваться на солнце, а это было уже не раз точно, так что ткани сегодня здесь использованы самые качественные и устойчивые к УФ, а также маслам и к бензину.

Ткань HeyTex и TRW изготавливается только из специальных материалов, где используется прочнейшая нить, так что слабым местом здесь будет лишь шов. Баллон, когда он будет в закачанном состоянии должен прогибаться от давления пальцем только на 1,5 см и не более чем. Главная особенность давления это соответствие его рабочим качествам иначе лодка станет слишком быстро изнашиваться.

Как определить рабочее давление в баллонах?

Чтобы лодка служила долго и рационально, требуется судно закачивать строго до рабочего требуемого давления, чтобы там не было снижения и увеличения. Если же оно будет не учтено, то лодка подвергается большим загрузкам и быстрее станет изнашиваться.

Измерение давления манометром

Для определения общего давления используется обычно манометр, который показывает рабочую величину 250-300 мБар в среднем, если же нет такого устройства, то можно проверить закачку на прогиб пальцем руки.

Еще один способ определения – это на звук, достаточно легкого шлепка ладони, что должно вызвать легкий звон. Если такой звон и давление соответствует, то у лодки уже сделана требуемая жесткость и прочность, и она готова для использования.

Уникальные качества лодок:

  1. Эргономичность.
  2. Малая масса.
  3. Удобство при перевозке.
  4. Срок эксплуатации большой.
  5. Гидродинамичность.
  6. Безопасность.
  7. Функциональность.

Эксплутационное давление указывается изготовителем и оно должно четко соответствовать, здесь использовать лучше обычный манометр, он легкий в применении и стоит дешево.

Математический расчёт рабочего давления

Давление в рабочем баллоне зависит от самой температуры, каждый владелец ПВХ лодки точно знает, что уменьшение такой температуры снизит его и в самом баллоне. Если лодка разогреется на солнце, то и давление возрастет, что приводит к угрозе разрыва самого баллона, так что желательно, чтобы был установлен клапан сброса давления.

Здесь следует учитывать именно температуру в баллоне, а не среды, зная скорость изменения давления, можно определить растяжение ткани, которая должна отвечать допускаемым строгим значениям.

Зависимость общей температуры от давления будет определяться законом Шарля, который является еще и вторым законом Гей-Люссака.

P1/T1 = P2/T2, здесь Т – это температура по Кельвину, а Р – это давление.

Расчет. Допустим, общая температура в баллоне 27°С, а давление избыточное составляет в лодке 250 мБар, давление при охлаждении на 10°С будет равно 1,25х290/300, что равняется 1,208 Бар. Далее, уже можно получить само избыточное общее давление, которое составит 208 мБар, если воздух разогревается в баллоне на 10°С, то получается такой расчет, 1,25х310/300, что равно 292 мБар это и будет давление избыточное.

Чем качать плавательное средство?

Современные замечательные лодки из ПВХ созданы по техническим лучшим разработкам и могут максимально легко и быстро раздуваться. Для такой цели используется специальный насос, который входит в общий комплект, от типа такого устройства зависит затрат сил и времени для надувания самой лодки. Такое общее функциональное накачивание плавсредства можно сделать максимально быстро, особенно если это современные хорошие устройства.

Каким может быть устройство:

    Механический. Самый традиционный и проверенный временем друг – это лягушка, который используется уже давно и об этом устройстве знает каждый. Такое знакомое каждому обычное ножное устройство является штатным приспособлением, которое идет обычно в комплекте с самой лодкой. Такие насосы идут к нам обычно из Китая и реже из Европы, главные их качества – это компактность и цена, малый общий вес, эргономичность формы, и основное, что “лягушка” может легко доделать работу электронасоса, если он маломощный.

Чем опасно пониженное давление в баллонах?

Если оно будет пониженным, то это приводит к вздыманиям полов и образует воздушный пузырь у транца, затем может пойти прохват винтов и это увеличит дифферент на корму, то есть нос будет задираться.

Используйте обязательно хорошие современные манометры и следите за должной подкачкой баллонов, которые можно проверить на звук ударом ладони и при этом должен быть легкий звон.

С каждым днем изделие сдувается и уже через 2 суток оно снизится достаточно сильно, а это может стать опасным, так как недокачка приводит к проблемам. Требуется учитывать, что при холодной погоде при спуске на воду оно снизится, а если лодка недокаченная, то оно упадет еще больше, а это опасно для жизни.

Если баллоны будут не до конца надуты, то есть опасение перегрева, а также сильно снижается устойчивость всего судна и возрастут разрывные нагрузки ткани и она легко повреждается. Мягкая лодка является сильно уязвимой, даже ступив в борт с недокаченными баллонами, можно даже повредить лодку этим.

Чем опасно высокое давление в баллонах?

Если плавательное средство будет сильно перекачанной, то давление в ее баллонах из-за жаркого солнца быстро увеличится и лодка может буквально взорваться и пойти ко дну. Геометрия конструкции изменяется очень сильно и баллоны с воздухом смогут легко и быстро проколоться даже об маленький обычный сучок, так что перекачка очень опасна для жизни человека.

Швы на лодке должны быть ровными и хорошо проклеенными, чтобы при случайном перекачивании не разошлись.

Чтобы этого ужасного явления не было, просто следует качать строго до требуемой величины, которое рекомендуется изготовителем, а контролируется это обычным манометром. Манометр должен быть хорошего качества и если в паспорте лодки указано 0,25 атм., то лодку качайте до 0,24-0,26 атм., что имеет большое значение.

Современные лодки ПВХ прочные и устойчивые к ультрафиолету, а также к действиям масел и бензина, так как, кроме воздушного слоя, там есть специальная сетка.

Если были сделаны заплатки, то клей при этом должен использоваться только термостойкий, а сам слой клея должен защищаться от солнечных лучей, такой ремонт должен проводиться только опытными работниками. Давление может у баллонов увеличиться даже из-за ударного действия волны, а если давление больше чем требуется, то это уже опасно для жизни.

Что небезопасно в работе?

Обязательно требуется хорошее качество швов и баллонов, следует рационально подбирать размеры и проверять качество дна, которое бывает жестким или баллонным.

Опасность в работе:

  1. Удары о лодку веткой или камнем.
  2. Сильный перегрев.
  3. Шторм.
  4. Большая волна и сильнейший ветер в море.
  5. Если давление в баллоне меньше или больше требуемого.
Читайте также:  Катушки Daiwa Freams - особенности, достоинства, советы по их выбору

Материалы изготовления должны быть износостойкими и прочными, лучший вариант это поливинилхлорид, который значительно эффективнее резины, так как он легкий и отлично вулканизируется, хотя и боится агрессивного действия со стороны. Очень важный элемент здесь – это шов, и ему следует уделить больше внимания, он должен быть аккуратным и ровным, чтобы не расходился при жаре.

Форма – это также значительный показатель безопасности работы, борт широкий имеет большое сопротивление ветру, а узкий приводит к попаданиям воды в лодку.

Протыкание ткани

Такой замечательный и долговечный материал, как ПВХ очень функционален и достаточно прочен, особенно если он был армирован полимерными нитями, которые очень жесткие и устойчивые. Этот материал становится благодаря армированию прочным к разрыву и порезам, хотя он из-за слишком сильного давления в баллоне может легко протыкаться и разрушаться при действии УФ и ударной волновой силы.

Еще одно слабое место – это швы и если они сделаны плохим клеем или сварка проведена неправильно, то в этом месте возможен прокол, тоже касается и заплаток.

Потопление

Чтобы снизить возможность и вероятность потопления, желательно использовать съемное дно низкого или высокого давления, так как днище из-за этого формируется более стойким, а также обеспечивается релевантность. То есть образуется прочная общая палуба, которая не продавливается человеком и лодка становится более устойчивой.

Если ранее использовали слани из фанеры или металла, то сейчас стали использовать съемные изделия высокого давления которые более прочные и простые в сборке, а также они служат еще теплоизоляцией. Современные плавсредства могут иметь большие характеристики грузоподъемности, так что потомляемость их стала уже меньше.

Необходимость в стравливающих клапанах

Если будет удар или обычный перегрев, то воздух сразу же стравливается автоматически из специального клапана до требуемого значения.

Сегодня большая часть плавсредств собирается с использованием специальных клапанов для стравливания, которые здесь будут очень важным элементом. Такой клапан требуется для спуска излишнего воздуха, так что перекачать уже не получится, а это важный момент.

Специальный рабочий клапан для стравливания очень практичен и важен при критическом быстром росте давления на большие величины, а это может быть при сильном разогреве на солонце и при волновом ударе разрыва баллона не будет.

Из-за высокой температуры и значительного давления баллоны в лодке станут работать в максимальном режиме, а чтобы далее не было повреждений, клапан для стравливания требуется установить обязательно.

Какое давление в лодке ПВХ?

Для правильного и долговечного использования лодки ПВХ или надувного катамарана необходимо накачивать судно до рабочего давления и не допускать его превышения или снижения. Если не соблюдать рабочее давление, то лодка ПВХ подвергается излишним нагрузкам и быстро изнашивается.

Рабочее давление в лодке ПВХ

Если кратко, то рабочее давление в баллонах должно быть 250-300 мБар. Не обязательно использовать манометр при накачивании, примерно рабочее давление можно определить «на глаз». Баллон должен прогибаться не более 1-1.5см при давлении пальцем и немного «звенеть» при шлепке ладонью или щелчке пальцем. Такая накачка баллона называется «до звона». Лодка в рабочем давлении имеет максимальную прочность и жесткость, и полностью безопасна для использования.

Прочность лодки при рабочем давлении

Динамика давления воздуха в лодке ПВХ

Объем воздуха, а, следовательно, и давление в баллоне сильно зависит от перепадов температуры. Изменение давления газа в замкнутом пространстве описывается законом Шарля.

Математическое выражение закона предельно простое:

T1 и T2 – температуры в градусах Кельвина (К);

P1 и P2 – абсолютное давление газа в замкнутом объеме при температурах T1 и T2 соответственно.

Температура в кельвинах получается прибавлением к температуре в градусах Цельсия значения 273. Таким образом, например, температура 27°С будет соответствовать температуре в градусах Кельвина 273+27=300 К.

Значение абсолютного давления находится как сумма атмосферного и избыточного давления в баллоне. Т.е., например, баллон имеет значение избыточного давления 250 мБар. Если атмосферное давление принять равным 1 Бар, то абсолютное давление будет равным 1.250 Бар.

Приступим к расчетам. Предположим, в начальном состоянии лодка имеет избыточное давление в баллонах 250 мБар. Температура воздуха в баллонах 27°С.

При охлаждении на 10°С получим абсолютное давление в баллонах:

1.25×290/300 = 1.208 Бар

Таким образом, величина избыточного давления будет составлять 208 мБар.

При нагреве воздуха в баллоне на 10°С получим:

1.25×310/300 = 1.292 Бар, т.е. избыточное давление составит 292 мБар.

Изменение температуры может быть достаточно большим 30-40 градусов и больше, например, если вы надули лодку для утренней рыбалки в 10 градусов, а днем температура поднялась до 30. Необходимо помнить и о способности нагреваться самой ПВХ ткани, из которой сделана лодка. На солнце ПВХ ткань может нагреваться на 20-30 градусов выше окружающей температуры воздуха.

Исходя из вышесказанного динамика давления в баллоне может быть до 150-200 мБар.

Вред от пониженного давления в лодке

Как не странно, но пониженное давление в баллонах лодки является также опасным, как и повышенное. Именно поэтому нельзя недокачивать лодку из опасения перегрева. Имеется две основных проблемы низкого давления воздуха в баллонах лодки:

  • Недокаченная лодка ПВХ не имеет необходимой жесткости, а значит становится небезопасным судном т.к. сильно уменьшается остойчивость. Увеличиваются разрывные нагрузки на ткань, что может привести к её повреждению.
  • Недокаченную ПВХ лодку НАМНОГО легче проткнуть. Даже обычная ветка может повредить баллоны лодки, в то время как при рабочем давлении ветка просто соскользнет или сломается.

Полусдутая лодка ПВХ уязвима к повреждениям

Из-за уязвимости «мягкой» лодки к физическим повреждениям при сборке лодки необходимо очистить площадку от мусора, т.к. даже просто наступив на борт недокаченной лодки ПВХ на берегу возможно её повредить.

Вред от высокого давления и температуры

Наверное, вы не раз слышали о том, что надувные лодки взрываются на солнце. Давайте разберемся что происходит на самом деле.

Современные качественные ПВХ ткани, например, HeyTex или TRWочень прочны и устойчивы к ультрафиолетовому излучению солнца, бензину и маслу, помимо воздуходержащего слоя, они имеют специальную сетку из нитей (жесткий корд – армирование ПВХ). Поэтому слабым местом лодки ПВХ являются швы и заплатки при использовании клея с низкой температурой реактивации.


Многослойная ткань ПВХ

Температура реактивации – это та температура, при которой клей вновь становится жидким и шов расползается под давлением воздуха. Клей становится не моментально жидким, а плавно теряет прочность в течении 5-10 градусов, поэтому превышение рабочего давления в баллоне ускоряет расползание шва.


Промышленный клей для лодок ПВХ

При производстве качественных лодок из ПВХ используется промышленный двухкомпонентный клей, и добавки которые устраняют возможность реактивации клея через сутки после высыхания. Данная технология называется холодной сваркой – в месте шва ткань становится даже прочнее из-за 2 слоев.

В нашем производстве катамаранов мы использует только промышленный двухкомпонентный клей.

У низкокачественных ПВХ лодок температура реактивации клея может быть около 50 градусов, а значит на солнце ткань (особенно темная) может легко нагреться до этой температуры и шов расползется.

Стоит помнить не только о швах, но и о заплатках, если вы когда-нибудь ремонтировали лодку. Обычные бытовые полиуретановые клеи имеют не высокую температуру реактивации, поэтому необходимо закрывать заплатки от прямых солнечных лучей, а лучше отдать надувную лодку на ремонт профессионалам.

Бытовой клей для лодки ПВХ

Стравливающие клапана для лодки ПВХ

Существует мнение, что стравливающие клапана — это панацея от взрывающихся лодок, однако это не так. Конечно, когда лодка лежит на берегу на солнце, стравливающие клапана защитят баллоны. Однако на воде в волну надувная лодка испытывает ударные нагрузки и давление в баллонах иногда повышается до 1.5-2 раз на краткий промежуток времени, при этом стравливающий клапан также выпускает часть воздуха в баллоне. Получается, что лодка просто медленно сдувается на ходу, что также плохо, как и повышенное давление в баллонах.

Давление в лодке ПВХ

Для правильного и долговечного использования лодки ПВХ или надувного катамарана необходимо накачивать судно до рабочего давления и не допускать его превышения или снижения. Если не соблюдать рабочее давление, то лодка ПВХ подвергается излишним нагрузкам и быстро изнашивается.

Рабочее давление в лодке ПВХ

Если кратко, то рабочее давление в баллонах должно быть 250-300 мБар. Не обязательно использовать манометр при накачивании, примерно рабочее давление можно определить «на глаз». Баллон должен прогибаться не более 1-1.5см при давлении пальцем и немного «звенеть» при шлепке ладонью или щелчке пальцем. Такая накачка баллона называется «до звона». Лодка в рабочем давлении имеет максимальную прочность и жесткость, и полностью безопасна для использования.

Динамика давления воздуха в лодке ПВХ

Объем воздуха, а, следовательно, и давление в баллоне сильно зависит от перепадов температуры. Изменение давления газа в замкнутом пространстве описывается законом Шарля.

Математическое выражение закона предельно простое:

T1 и T2 – температуры в градусах Кельвина (К);

P1 и P2 – абсолютное давление газа в замкнутом объеме при температурах T1 и T2 соответственно.

Температура в кельвинах получается прибавлением к температуре в градусах Цельсия значения 273. Таким образом, например, температура 27°С будет соответствовать температуре в градусах Кельвина 273+27=300 К.

Значение абсолютного давления находится как сумма атмосферного и избыточного давления в баллоне. Т.е., например, баллон имеет значение избыточного давления 250 мБар. Если атмосферное давление принять равным 1 Бар, то абсолютное давление будет равным 1.250 Бар.

Приступим к расчетам. Предположим, в начальном состоянии лодка имеет избыточное давление в баллонах 250 мБар. Температура воздуха в баллонах 27°С.

При охлаждении на 10°С получим абсолютное давление в баллонах:

1.25×290/300 = 1.208 Бар

Таким образом, величина избыточного давления будет составлять 208 мБар.

При нагреве воздуха в баллоне на 10°С получим:

1.25×310/300 = 1.292 Бар, т.е. избыточное давление составит 292 мБар.

Изменение температуры может быть достаточно большим 30-40 градусов и больше, например, если вы надули лодку для утренней рыбалки в 10 градусов, а днем температура поднялась до 30. Необходимо помнить и о способности нагреваться самой ПВХ ткани, из которой сделана лодка. На солнце ПВХ ткань может нагреваться на 20-30 градусов выше окружающей температуры воздуха.

Исходя из вышесказанного динамика давления в баллоне может быть до 150-200 мБар.

Вред от пониженного давления в лодке

Как не странно, но пониженное давление в баллонах лодки является также опасным, как и повышенное. Именно поэтому нельзя недокачивать лодку из опасения перегрева. Имеется две основных проблемы низкого давления воздуха в баллонах лодки:

  • Недокаченная лодка ПВХ не имеет необходимой жесткости, а значит становится небезопасным судном т.к. сильно уменьшается остойчивость. Увеличиваются разрывные нагрузки на ткань, что может привести к её повреждению.
  • Недокаченную ПВХ лодку НАМНОГО легче проткнуть. Даже обычная ветка может повредить баллоны лодки, в то время как при рабочем давлении ветка просто соскользнет или сломается.

Из-за уязвимости «мягкой» лодки к физическим повреждениям при сборке лодки необходимо очистить площадку от мусора, т.к. даже просто наступив на борт недокаченной лодки ПВХ на берегу возможно её повредить.

Вред от высокого давления и температуры

Наверное, вы не раз слышали о том, что надувные лодки взрываются на солнце. Давайте разберемся что происходит на самом деле.

Современные качественные ПВХ ткани, например, HeyTex или TRW очень прочны и устойчивы к ультрафиолетовому излучению солнца, бензину и маслу, помимо воздуходержащего слоя, они имеют специальную сетку из нитей (жесткий корд – армирование ПВХ). Поэтому слабым местом лодки ПВХ являются швы и заплатки при использовании клея с низкой температурой реактивации.

Температура реактивации – это та температура, при которой клей вновь становится жидким и шов расползается под давлением воздуха. Клей становится не моментально жидким, а плавно теряет прочность в течении 5-10 градусов, поэтому превышение рабочего давления в баллоне ускоряет расползание шва.

При производстве качественных лодок из ПВХ используется промышленный двухкомпонентный клей, и добавки которые устраняют возможность реактивации клея через сутки после высыхания. Данная технология называется холодной сваркой – в месте шва ткань становится даже прочнее из-за 2 слоев.

В нашем производстве катамаранов мы использует только промышленный двухкомпонентный клей.

У низкокачественных ПВХ лодок температура реактивации клея может быть около 50 градусов, а значит на солнце ткань (особенно темная) может легко нагреться до этой температуры и шов расползется.

Стоит помнить не только о швах, но и о заплатках, если вы когда-нибудь ремонтировали лодку. Обычные бытовые полиуретановые клеи имеют не высокую температуру реактивации, поэтому необходимо закрывать заплатки от прямых солнечных лучей, а лучше отдать надувную лодку на ремонт профессионалам.

Стравливающие клапана для лодки ПВХ

Существует мнение, что стравливающие клапана — это панацея от взрывающихся лодок, однако это не так. Конечно, когда лодка лежит на берегу на солнце, стравливающие клапана защитят баллоны. Однако на воде в волну надувная лодка испытывает ударные нагрузки и давление в баллонах иногда повышается до 1.5-2 раз на краткий промежуток времени, при этом стравливающий клапан также выпускает часть воздуха в баллоне. Получается, что лодка просто медленно сдувается на ходу, что также плохо, как и повышенное давление в баллонах.

Ссылка на основную публикацию