Обзор спортивной лодки «Гамма»: преимущества и недостатки

Термокастрюли: выбор и использование

Пища – важное составляющее успешного отдыха на природе, ведь без вкусных и питательных блюд его даже трудно представить. Да и простой дачный пикник с семьей превратится в унылое ожидание возвращения домой. Но еду не только важно взять с собой. Её нужно сохранить и доставить до пункта назначения. В этом помогут термокастрюли, а мы расскажем, что это такое и как их правильно использовать.

Устройство и принцип работы

Термокастрюля – это посуда, обладающая термоизоляционными свойствами. Она способна сохранять изначальную температура продуктов – горячую или холодную. Предшественником такой посуды стал всем известный термос. Главный недостаток первых термосов – использование только для жидкостей, а также объём, недостаточный для хранения продуктов. В такой термос можно налить суп, борщ или окрошку. Но сохранить горячим жаркое, блинчики с начинкой или рагу не получится из-за нехватки места и узкой горловины. Но уже существует масса моделей термосов, предназначенных для пищи – они имеют широкое горло, в некоторых моделях есть два или три вкладыша для первых и вторых блюд. Однако такие термосы подходят, чтобы взять с собой обед на работу или в школу, на пикник же такого объема будет маловато. Поэтому производители создали термокастрюли.

Внешний вид изделия мало чем отличается от обыкновенной кастрюли – это привычная всем ёмкость с крышкой. Но главное достоинство этой посуды внутри. Термокастрюля изготовлена из пищевой нержавеющей стали или полипропилена и снабжена двойной теплоизоляцией. Между слоями проложен термоизолирующий материал, удерживающий температуру внутри.
Все термокастрюли оснащены специальными крышками с замками. Для использования посуды необходимо:

  • закрыть крышку;
  • повернуть крышку в положение «закрыто»;
  • убедиться, что байонетные замки вошли в пазы на ручках.

Это обеспечивает не только сохранность температурного режима. Правильно закрытая термокастрюля препятствует распространению запахов. Ваш рюкзак или машина больше не будут пахнуть котлетами, шашлыками или ухой. Даже самые стойкие и яркие ароматы теперь будут под надёжной защитой. Также байонетный замок гарантирует, что продукты не просочатся наружу даже при сильной тряске во время автомобильной поездки. Больше не нужно питаться макаронами быстрого приготовления на даче. Вы можете удивить друзей и порадовать себя изысканными блюдами, приготовленными дома: наваристым супом, пирожками, мясом в нежнейшем соусе или холодной окрошкой.

Достоинства и недостатки

Если вы решили приобрести термопосуду для повседневного использования и вылазок на природу, то стоит заранее ознакомиться с плюсами и минусами такой кухонной утвари.

Преимущества:

  • блюда, помещённые в кастрюлю, надолго остаются горячими;
  • удобно брать в поездки;
  • сталь, из которой изготовлены кастрюли, абсолютно не впитывает запахи, экологична и безопасна для здоровья;
  • посуда легко моется, имеет высокую стойкость к истиранию, можно мыть в посудомоечной машине;
  • термопосуда поддерживает как высокую, так и низкую температуру. Если поместить в неё замороженные продукты, кастрюля в течение 4-6 часов будет исполнять роль холодильника;
  • наличие герметичного байонетного замка;
  • производители выпускают термоизоляционную посуду разных объёмов: от 0,5 до 7 литров;
  • термокастрюли идеальны для томления блюд, приготовьте продукт в обычной кастрюле, а затем переложите в термопосуду, этим достигается эффект томлёных блюд из печи;
  • продукты, которые не подвергаются повторному подогреву, сохраняют свои пищевые и вкусовые свойства, аромат, более полезны для организма человека;
  • небольшие кастрюльки можно использовать в качестве ланч-бокса, брать с собой на работу, в школу, институт;
  • посуда очень лёгкая и мобильная;
  • подходит для хранения, перевозки льда, мороженого, охлаждённых напитков, лекарств.

Главный минус термоизоляционной посуды – она создана только для хранения пищи. Готовить в ней на газовой, электрической или индукционной плите нельзя. Однако есть отдельные модели, которые допускают использование и на плите, и в СВЧ-печи. Ещё одним недостатком можно назвать высокую стоимость теплоизоляционной продукции. Но этот минус компенсируется тем, что она долговечна и при надлежащем уходе и использовании может прослужит много лет.

Что можно хранить и как использовать?

Хранить в термопосуде можно всё что угодно. Список можно вести до бесконечности:

  • горячие супы;
  • вторые блюда;
  • напитки: чай, кофе, какао;
  • свежая выпечка;
  • десерты;
  • травяные настои;
  • каши;
  • кисели и т.д.

Несмотря на то, что кастрюли нельзя использовать для приготовления пищи, в них можно запаривать каши, лапшу, готовить кисломолочные продукты, требующие постоянной температуры. Кроме того, в кастрюлю-термос можно складывать горячие блинчики, чебуреки, пирожки и другую выпечку, которая теряет вкус и аромат при остывании.

Чтобы наглядно объяснить, как можно использовать термоизоляционную посуду, поделимся несколькими интересными рецептами.

Домашний йогурт

Для приготовления потребуется:

  • молоко;
  • натуральный йогурт без добавок, ароматизаторов.

Нужно подогреть молоко, перелить его в термокастрюлю, добавить йогурт. На 1 литр молока потребуется 1-2 столовых ложки натурального йогурта. Всё перемешать, оставить постоять кастрюлю открытой на 5-7 минут. После этого еще раз все перемешать и герметично закрыть крышку. Через 3-4 часа вкусный и полезный кисломолочный продукт будет готов к употреблению.

Шашлык «Аромат и свежесть»

Те, кто берёт с собой на природу шашлык, замаринованный дома, знают, какие трудности их ожидают. Аромат улетучивается, продукты покрываются сухой корочкой, запах надолго остаётся в салоне автомобиля. Другое дело мясо, замаринованное в термопосуде. Вам понадобится:

  • любое мясо: свинина, баранина, птица;
  • любимые специи для маринада: смесь перцев, лавровый лист, душистый горошек, базилик, хмели-сунели и т.д.;
  • ароматная свежая зелень: укроп, петрушка, кинза;
  • свежие томаты, репчатый лук;
  • соль.

Мясо нужно порезать на порционные кусочки, сложить в термокастрюлю. Добавить специи, мелко порезанную зелень, соль. Томаты и репчатый лук измельчить, добавить к мясу. Всё тщательно перемешать. По желанию можно добавить немного уксуса, тёмного пива или сухого вина. Кастрюлю закрыть крышкой.

Гречневая каша «Как у бабушки»

Для приготовления потребуются следующие продукты:

  • гречневая крупа;
  • вода;
  • соль;
  • сливочное масло.

Первичный процесс приготовления знаком каждой хозяйке. Закипятить воду из расчета 2 стакана воды на 1 стакан гречневой крупы. После закипания добавить в воду соль, перелить в термокастрюлю. В воду высыпать крупу, герметично укупорить крышкой. Уже через 20-30 минут вкуснейшая каша будет готова. По желанию к ней можно добавить хороший кусок сливочного масла, молоко, распаренные сухофрукты, грибы, любые порезанные колбасные или мясные изделия.

Травяной чай «Витаминный»

В период простуд и холодов можно побаловать себя целебными витаминными чаями. Для приготовления можно взять листья, травы, цветы, корешки, плоды или семена растений. Сложить всё в термокастрюлю, залить кипятком и закрыть крышкой. Настаивать 5-10 минут. Готовый напиток можно перелить в другую ёмкость или хранить в кастрюле-термосе, чтобы весь день наслаждаться горячим ароматным чаем.

Изготовители

Если вы хотите подобрать хороший набор термопосуды для личного пользования или в подарок, обратите внимание на наш обзор популярных брендов. В него вошли известные международные компании, занимающиеся производством термоизоляционной посуды на любой вкус.

Индийский бренд, завоевавший популярность во всём мире. Продукция компании отличается элегантным внешним видом и функциональностью. Для изготовления используется нержавеющая пищевая стать и пластик. Все материалы высококачественные, экологически чистые, безопасные для здоровья. Покупателям предлагается широкий выбор наборов термопосуды, а также отдельных товаров. Линейка бренда включает в себя кастрюли разных объёмов и цветов. Ценовая политика компании демократична, поэтому сделать покупку может каждый россиянин.

Китайская компания, занимающаяся производством и продажей теплоизолирующей посуды. Термокастрюли STEAMLINE сохраняют тепло или холод до 6 часов. Предназначены для хранения, перевозки готовых горячих или холодных блюд. Выполнены из пищевой нержавеющей стали и пластика. Кастрюли отличаются стильным дизайном и доступной ценой. Покупателям представлен большой выбор посудных наборов и отдельных артикулов.

Всемирно известный бренд, ведущий свою историю с далёкого 1904 года. Продукция бренда соответствует международному стандарту качества, производится из экологически чистых материалов. Изотермические свойства товаров обеспечиваются за счёт материалов премиум-класса и современных технологий.
Посуда Thermos имеет интересное технологическое отличие – съёмная внутренняя кастрюля, в которой можно готовить на плите. Такая покупка порадует не только туристов и путешественников, но и хозяек. Теперь не нужно беспокоиться о температуре блюда, подогревать еду, если домашние опаздывают из школы, с работы. Достаточно приготовить любимое блюдо, поместить съёмную кастрюлю в термоизоляционный кожух и закрыть крышку.
Кастрюли-термосы Thermos выпускаются объёмом 1, 1,5, 3 и 4,5 литра. Ассортиментная линейка Thermos отличается высокой стоимостью.

Pinnacle – индийский производитель кастрюль-термосов, существующий с 2010 года. Посуда изготавливается из качественного пластика, внутренняя чаша – из нержавеющей стали. При этом пища не соприкасается с пластиком. Продукция Pinnacle отвечает самым высоким международным стандартам качества.
Посуду нельзя использовать для приготовления пищи, мыть в посудомоечных машинах. Ассортиментная линейка имеет оригинальный дизайн, цветовая гамма – различная. Основные объёмы от 0,5 до 3 литров.

TOiTO – ещё один индийский бренд термоизоляционной посуды. Продукция отличается доступной ценой, широким ассортиментом ёмкостей – от самых маленьких литровых кастрюль-термосов до более крупных – объёмом 2,5-5 литров.
Посуда выполняется из пищевой нержавеющей стали, она лёгкая, мобильная и удобная. Производитель рекомендует пользоваться кастрюлями для запаривания каш, макаронных изделий, приготовления кисломолочных продуктов, сохранения температуры горячей выпечки, первых и вторых блюд.

Вывод

Термокастрюли благодаря термоизолирующим свойствам и герметичной крышке идеальны для перевозки готовых блюд, замороженных или скоропортящихся продуктов. Такая посуда обязательно должна быть в обиходе не только туристов и любителей вылазок на природу, но и домохозяек. Современные кастрюли-термосы отличаются изысканным дизайном, поэтому подходят не только для хранения пищи, но и сервировки стола. Лучше приобрести несколько кастрюль-термосов разного объёма, которые обязательно выручат вас и в приготовлении к празднику, и на даче, и дома.

Лодка Автобот

Характеристики лодки «Автобот»

Длина габаритная, мм3500
Длина наибольшая, мм3380
Ширина габаритная, мм1350
Ширина наибольшая, мм1300
Высота борта в носу/на миделе, мм500/450
Габариты пакета, мм1550x1350x160
Полезная грузоподъемность, кг225
Допустимая мощность подвесного мотора, л.с.12,5
Масса с оборудованием и снабжением, кг58

Лодка «Автобот»

«Автобот» – секционная цельносварная моторная лодка для автолюбителей.

Основная цель, которую преследовали конструкторы, приступая к разработке проекта «Автобота», это создание легкой и недорогой портативной мотолодки под мотор «Ветерок» мощностью 12 л. с.; с таким подвесным мотором лодка должна была глиссировать с тремя человеками на борту. Особым требованием было удобство транспортировки на легковых автомобилях отечественных марок.

Внешний вид моторной лодки «Автобот»

В качестве материала корпуса выбрали алюминиево-магниевый (АМг) сплав — достаточно прочный и пластичный, коррозионностойкий, хорошо сваривающийся.

Для уменьшения трудоемкости изготовления корпуса и снижения количества необходимой технологической оснастки обводы мотолодки, а также и ее конструкцию было решено максимально упростить. В то же время мы старались сделать так, чтобы уменьшение веса и упрощение обводов корпуса не вызывали ухудшения мореходных качеств будущей лодки. Для обеспечения ее сбыта следовало и районы возможной эксплуатации, и характер использования лодки максимально расширить. Район плавания большинства разборных лодок ограничен небольшими реками и водоемами, а мы хотели уравнять «Автобот» в этом отношении с существующими неразборными мотолодками. Высокий борт и наличие подмоторной ниши обеспечивают безопасное плавание лодки с полной нагрузкой при волнении высотой до 0,5 м, что практически соответствует условиям эксплуатации выпускавшихся ранее моделей «Янтарь-2» и «Неман».

Обводы корпуса лодки «Автобот» — остроскулые с постоянным углом килеватости днища (12,5°) на двух третях длины лодки. Носовые обводы имеют большую килеватость, но сделаны достаточно полными, чтобы лодка хорошо всходила на волну.

Из соображений технологичности конструкции и для обеспечения возможности укладки лодки в небольшой по габаритам и удобный для хранения и перевозки пакет корпус лодки Автобот разделен на три жесткие секции. Соединяются секции лодки при помощи болтов через фланцы, которыми служат жесткие шпангоутные рамы (аналогичная конструкция применена на секционных лодках «Малютка» и «Малютка-2»). Водонепроницаемость соединений обеспечивается резиновыми прокладками между фланцами.

Основной метод соединения деталей и узлов конструкции — аргоно-дуговая и контактная сварка. В незначительных объемах применяется и клепка (там, где благодаря этому можно снизить общую трудоемкость изготовления корпуса). При достаточно больших размерениях лодка, поднимающая 225 кг, весит всего 58 кг. Можно отметить, что показатель удельного объема (L x В x Н на 1 кг веса) у лодки «Автобот» значительно выше, чем у выпускающихся в настоящее время 4-метровых мотолодок. Достигнуто это благодаря тому, что для обеспечения жесткости конструкции в максимально возможной степени применены выштамповки (слом обшивки на бортах, гофры на днище и т. п.).

Тем не менее, даже при столь малом весе существующими инструкциями укладывать лодку на верхний багажник малолитражного автомобиля не рекомендуется. Дело в том, что масса самих багажников, выпускаемых нашей промышленностью, составляет 12—15 кг. Следовательно, масса лодки с багажником явно превысит 70 кг, тогда как на дождевые канавки крыши автомобиля разрешается крепить груз массой до 65 кг. Эта проблема имела два решения: либо уменьшить массу лодки, идя на ухудшение каких-то уже достигнутых положительных ее качеств, либо. отказаться от штатного автомобильного багажника. Мы выбрали второе решение и разработали специальные штанги для крепления лодки Автобот к легковому автомобилю любой выпускаемой у нас модели (одновременно эти штанги служат для раскрепления секций в пакете). Таким образом мы добились того, что суммарная масса груза, перевозимого на крыше автомобиля, не превышает 62 кг; транспортировка лодки легковым автомобилем при таком варианте крепления вполне допустима.

Снабжение и оборудование лодки «Автобот» также доведены до минимально необходимого уровня. Имеются три съемные поперечные банки, под которыми закреплены блоки плавучести. Банки опираются краями на горизонтальную полку слома на бортах. Подуключины сделаны съемными. Деталями швартовно-буксирного устройства служат элементы конструкции корпуса. В комплект снабжения входят два распашных металлических весла с уключинами, спасательный линь, черпак, ремонтная аптечка с инструментом для сборки и разборки лодки, а также ее раскрепления на крыше легкового автомобиля.

Читайте также:  Ловля на фидер на Оке

Моторная лодка Автобот

Лодка «Автобот» – это судно, изготовленное по цельносварной методике. Конструкция разделена на секции и отлично подходит для автомобилистов. Ключевая задача, стоящая перед разработчиками, заключалась в создании проекта, который продемонстрировал бы лёгкость транспортировки, небольшой вес конструкции и невысокую стоимость. Разрабатывалось судно под 12-сильный мотор. Характеристика лодки «Автобот» должна позволить переходить в глиссирование с 3 пассажирами.

Общее описание лодки «Автобот»

Лодка имеет корпус из алюминиево-магниевого сплава, отличающегося высокой пластичностью (важно при обработке), устойчивостью к коррозии и достаточной прочностью. Конструкция обеспечивает качественное сваривание всех секций.

На фото лодки «Автобот» сразу становятся заметными до максимума упрощённые обводы. Это продиктовано необходимостью снизить трудоёмкость работ, и уменьшить количество задействованных для изготовления инструментов. Разработчики постарались найти баланс, так как уменьшение массы корпуса и простые обводы не должны привести к снижению мореходных свойств судна.

Лодка “Автобот”

Чертежи лодки «Автобот» были разработаны с целью расширения возможных районов эксплуатации, чтобы повысить количество потенциальных покупателей. Многие разборные лодки могут плавать исключительно в небольших устьях рек с минимальным течением, разработчиками предполагалось устранить эту разницу между неразборными и разборными типами. С этой целью был увеличен борт, его высоты достаточно для плавания при волнах высотой 0,5 м. Было принято также решение встроить подмоторную нишу, которая позволит устанавливать более мощные моторы.

Алюминиевая лодка «Автобот» имеет остроскулые обводы. На 2/3 площади днища присутствует неизменный угол килеватости, который составляет 12,5°. Обводы носа выполнены с несколько большей килеватостью. Нос имеет полную форму, это сделано с целью предотвращения зарывания лодки в волну.

Технологичность и компактность конструкции достигаются при помощи укладки судна в специальный пакет. Его габариты позволяют транспортировать лодку в багажнике легкового автомобиля. Весь корпус разделён на 3 секции, которые скрепляются между собой болтами с помощью фланцев (они же рама шпангоутов). Для предотвращения течи моторная лодка «Автобот» имеет прокладки из резины, располагающиеся между фланцами.

Для соединения всех цельных элементов конструкции используется аргонно-дуговая сварка, а в отдельных местах и контактная сварка. Только в местах с плохой доступностью и в областях, где это поможет снизить количество работ, используется клёпка.

Секционная разборная мотолодка «Автобот»

Размеры лодки «Автобот» несколько большие, но эта особенность позволяет поднимать значительное количество полезного груза – 225 кг. Масса конструкции с оборудованием составляет 58 кг. Удельный объём лодки выше современных аналогов подобной длины. Для достижения такого результата использована система выштамповок, которая увеличивает жёсткость каркаса.

Лодка «Автобот» согласно отзывам, не подходит для транспортировки на верхнем багажнике стандартной малолитражной машины. Причина запрета – отечественные конструкции канавок крыши рассчитаны выдерживать вес в 65 кг, а при соединении 58 кг лодки и 12 кг самого багажника, разрешённый лимит превышается. Для устранения проблемы производитель разработал отдельные штанги для фиксации лодки на крыше. Устранение багажника и ввод системы штанг позволило снизить вес до 62 кг, а этот показатель допустим для транспортировки.

Иногда лодка «Автобот» идёт вместе с крыльями, эта опция оплачивалась дополнительно, соответственно, встречается далеко не всегда. Необходимость в крыльях возникает из-за поднятия носа и ухудшения видимости. Производитель предпочёл снизить вес оборудования к минимуму. В конструкции имеется 3 поперечные банки, имеющие съёмную конструкцию. Под банками крепятся блоки плавучести. Для крепления банок используется опора, прикрепляемая к вваренному листу в борта.

Подуключины в конструкции сделаны съёмного типа. Специального рыма для швартовки или буксировки не предусмотрено, для этой цели используются элементы корпуса.

Стандартная комплектация:

  • вёсла распашного типа;
  • съёмные подуключины;
  • спасательный круг с линью;
  • черпак;
  • ремонтные запчасти;
  • необходимые инструменты для сборки конструкции;
  • элементы для крепления судна на крыше автомобиля.

Для обеспечения непотопляемости используются блоки плавучести, изготовленные из полистирола. Их располагают в нише под мотором и снизу банок. Блоков достаточно для поддержания судна на плаву даже с полностью затопленным кокпитом и вмонтированным мотором «Ветерок» на 12 л. с. с 1 пассажиром на борту.

В конструкции имеется несколько недостатков:

  • нет рундуков или крытых элементов для хранения вещей при дожде или ветре;
  • разработка штанг крепления продумана не до конца;
  • невысокие борта, непригодные для использования в море.

Более наглядный обзор лодки «Автобот» можно найти в видео.

Технические характеристики лодки «Автобот»

Сбалансировать мореходные качества и лёгкость конструкции – сложная задача, но конструкторы с ней хорошо справились, обеспечив оптимальные параметры габаритов.

Технические характеристики лодки «Автобот»:

  • предельная длина корпуса – 3,5 м;
  • наибольшая длина – 3,38 м;
  • ширина по габаритам – 1,35 м;
  • наибольшие показатели ширины – 1,3 м;
  • высотность борта в области носа – 0,5 м;
  • бортовая высота на миделе – 0,45 м;
  • габариты сумки со сложенной лодкой – 1,55х1,35х0,16 м;
  • грузоподъёмность – 225 кг;
  • максимальная мощность устанавливаемого мотора – 12,5 л. с.;
  • вес в полной готовности кроме двигателя – 58 кг.

Какая цена

Стоимость лодки напрямую связана с её востребованностью в регионе, состоянием корпуса и комплектацией. В среднем за судно без дополнительного оборудования придётся отдать $400–700. С мотором цена переваливается за $1 тысячу.

Лодка “Автобот” в сборе

Отзывы владельцев

Отзывы владельцев лодки «Автобот» позволяют сделать обоснованный и качественный выбор с осознанием сильных и слабых сторон.

Николай:

«Лодка досталась в качестве наследства и была в запущенном состоянии. Убрал 2 слоя деревянных брусов и заменил их, в остальном корпус оказался целым. По ходу непродолжительной эксплуатации заметил несколько особенностей: низковатый борт, ещё бы 10–12 см, хотелось бы видеть электрику, нос лучше делать открытым с возможностью натяжки тента».

Леонид:

«Из-за низких бортов немного брызг попадает в кокпит, решил нарастить борта. Для крепления использовал обычные винты с целью дальнейшего применения аргонно-дуговой сварки. В крайнем случае посажу на заклёпки. Провёл тест на воде, теперь несколько увеличилась устойчивость при движении, и вещи остались практически сухими».

Сергей:

«Я сделал лодку неразборной, чтобы не заморачиваться со сборкой и обеспечением герметичности. Дополнительно установил металлические надставки в области днища, транец получился вынесенным за корму и образовались самодельные крылья (250 мм) – эта своеобразная конструкция позволяет лодке скорее переходить в глиссирование».

Автобот

Автобот – это промежуточный вариант между картоп-лодкой и крупными моторными моделями. Благодаря разборным секциям он складывается в компактный транспортировочный пакет, может храниться в обычном гараже вместе с автомобилем и доставляться к водоему на верхнем багажнике при наличии специальных креплений. Главное преимущество — быстрый выход на глисс, высокая скорость и остойчивость. Используется на малых акваториях при высоте волны до 50 см. Народные умельцы используют данную модель в качестве основы при изготовлении мини-катеров.

Достоинства

  • Мореходность
  • Стоимость обслуживания и эксплуатации
  • Остойчивость
  • Скорость
  • Транспортабельность
  • Пассажировместимость

Недостатки

  • Комфортабельность

Фото лодки Автобот:

История и цели создания

Первые экземпляры в СССР были выпущены в 1977 году на калининградском заводе “Янтарь”. Перед конструкторами стояла задача создать легкую картоп-лодку с высокими скоростными характеристиками под уже выпускающийся в то время мотор “Ветерок 12”. В. Белых и В. Цыплухин успешно справились с задачей, максимально облегчив конструкцию, сохранив быстроходность и остойчивость.

Модель до сих пор пользуется популярностью и постоянно модернизируется. Официально производство данных картопов было закрыто в 1992 году. Однако существующие технические наработки до сих пор используются народными умельцами при разработке катеров.

Таблица характеристик

Уже при одном взгляде на описание технических характеристик лодки (ТТх) видны ее особенности.

Название характеристикиЗначение
Длина наибольшая, мм3380
Ширина наибольшая, мм1300
Высота борта на миделе, мм450
Угол килеватости днища на транце, град.12,5
Масса с оборудованием и снабжением, кг58
Грузоподъемность, кг225
Пассажировместимость, чел.3
Допустимая мощность ПМ, л.с.12,5
Материал корпусаАМг
Скорость под мотором под который проектировалась при полной нагрузке и максимальная30
Максимальная высота волны, мм500
Удаление от берега, км3
Габариты в сложеном виде для складных, мм1550x1350x160
Удельный объем, м3/кг0,0343

Внешний вид и особенности конструкции

Корпус выполнен из АМг-сплава. Материал прочный, не боится коррозии, хорошо сваривается, пластичный. Высота борта и подмоторная ниша гарантируют безопасный ход при полной загрузке на волнах до 50 см. Это ставит данную модификацию в один ряд с “Неманом” и “Янтарем-2”, производившихся на том же калининградском заводе до “Автобота”. Остроскулые обводы корпуса на 2/3 длины обладают постоянным углом килеватости, равным 12,5⁰. В носовой части они принимают больший угол, однако благодаря достаточной полноте обеспечивают легкий восход на волну.

Три жесткие секции стягиваются болтами через фланцы в виде шпангоутных рам. Резиновые прокладки отвечают за водонепроницаемость. Нареканий на них нет. Большая часть соединений элементов конструкции выполнено аргоновой и контактной сваркой. В некоторых местах используется клепка. Все соединения выполнены качественно и спустя годы защищают от протечек.

Бортовой слом и гофрирование на днище позволили уменьшить вес до 58 кг. При этом удельная нагрузка равна 27 кг/л.с.
Транцевая плита с моторным отсеком надежно удерживает двигатель, защищает от заливания попутной волной. Это свойство используют владельцы, устанавливая более мощные моторы при достаточном усилении транца.

Подмоторный отсек с банками заполнены пенопластом, обеспечивая необходимый объем плавучести. Крепление банок довольно простое. Они опираются на полку слома, идущую вдоль борта. На первых моделях банки крепятся при помощи болтов, а с 1990 года предусмотрены специальные защелки. Имеющийся выступ не дает проседать корме при выходе на глисс, защищает от заливания двигателя.

Носовой отсек открытого типа с продольными ребрами жесткости. В начальной модификации к днищу приварены треугольные косынки для обеспечения дополнительной прочности. Впоследствии от них отказались, что улучшило обитаемость судна.

Схема

Таблица плазовых ординат

Полушироты от ДП, мм
№ шп.Линия скулы
-Ск
Линия борта
-Л Б
ВЛ1ВЛ2ВЛЗВЛ4ЛБСкЛиния киля— К
400500
1/228944482268
151452640166292469432126
1/25305855520936351746030748
3549649300552570608450137
4-10550650332555572614450125

Оборудование и комплектация

  • Съемные банки с блоками плавучести: 3 шт.
  • Металлические весла с уключинами: 2 шт.
  • Спасательный линь.
  • Черпак.
  • Ремонтная аптечка, включающая инструмент для разборки и сборки секций.
  • Крепление для перевозки пакета на крыше автомобиля.

Ниже вы можете ознакомится с видео:

Обитаемость

Ради малого веса и компактных габаритов производителям пришлось отказаться от рундуков, дистанционного управления, ветрозащитного экрана. Из всех удобств остался грамотно продуманный моторный отсек.

Днище изнутри рифленое, в носовой части укреплено выступающими ребрами жесткости. Ходить по такой поверхности неудобно. Ноги постоянно натыкаются на неровности корпуса, а также болты, которыми стянуты секции. Этот недочет легко исправляется при помощи подходящего пайола.

Конструкция и грузоподъемность позволяют легко выдержать вес трех взрослых мужчин. Комплект предусматривает наличие трех банок. Предполагается, что пассажиры располагаются в средней секции, а водитель, как и положено, возле транца. Банки представляют собой металлические короба, заполненные пенопластом. Рифленые крышки летом сильно нагреваются под солнцем, а зимой при морозах охлаждаются, что сказывается на удобстве эксплуатации. Кроме того, они делят внутреннее пространство на три части, не позволяя положить удочку или любой длинный предмет. А запас плавучести, расположенный под ними, мешает поставить даже ведро.

Пассажиры будут благодарны, когда вы облагородите посадочные места при помощи поролона и дерматина. Снять нагрузку со спины помогут поворотные сиденья, у которых имеется небольшая спинка.

При наличии легкого тента-трансформера, получается небольшой катер. Складная рама открывает жизненное пространство во время рыбалки, а при дожде укрывает от непогоды. Для переноски не предусмотрены ручки. Умельцы приваривают их самостоятельно. На заводскую покраску давалась гарантия на полгода. Тем не менее еще живы экземпляры с родным покрытием.

Во время глиссирования, благодаря низким бортам и отсутствию ветрозащиты, вода забрызгивает вовнутрь, что особенно неудобно при отсутствии рундуков. Проблема решается наращиванием бортов, установкой защитного экрана или тента.

Канистры с бензином приходится укладывать под ноги, потому что пространство под транцевой доской заполнено пенопластом. Если его вынуть, распределив по корпусу вдоль бортов и в носовой части, то под мотором можно организовать два топливных отсека.

Перевозка лодки

Разборные секции позволяют легко перевозить судно. Поскольку его вес составляет 58 кг, одна секция весит чуть меньше 20 кг. Если снять банки с веслами, то задача облегчится. Упаковать комплект в одиночку вполне реально. Одним из вариантов самостоятельной погрузки на крышу авто является использование лебедки с направляющими.

Видео лодки Автобот:

Однако нужно помнить о том, что сам верхний багажник обладает собственным весом. Чтобы не превышать допустимые параметры перевозки грузов, конструкторы предложили использовать специализированный крепеж, прилагающийся к картопу. При этом общая масса транспортировочного пакета равна 62 кг.

При ручной погрузке банки, весла со всем снаряжением перевозятся в салоне автомобиля, что уменьшает его пассажировместимость. Однако если погрузку выполнять вдвоем, то можно избежать демонтажа оснащения, что освободит место в салоне.

Кроме удобной транспортировки складной корпус позволяет избежать затрат на хранение судна на причалах, а также разместить ее вместе с автомобилем в гараже.

Разбирать или нет – дело вкуса и наличия времени на откручивание/закручивание 26 болтов. Чтобы облегчить задачу, замените их метизами из нержавеющей стали. Накидные гайки-барашки на порядок удобнее, к тому же помогут сэкономить время. Сборка занимает чуть больше часа. Разобрать можно за 50 минут. При наличии трейлера картоп можно собрать один раз, а разбирать лишь для замены резиновых уплотнителей, которые служат по 10 лет и более. В этом случае судно хранится в висячем положении на стене гаража или на веревках под потолком для удобства погрузки.

Если нужно транспортировать картоп в собранном состоянии, для этого логичнее использовать автоприцеп, потому как поднимать и грузить каждый раз 58 кг на крышу малолитражки – задача не из легких. При перевозке в неразобранном виде на верхнем багажнике требуется специальный крепеж, 2 человека или автоматический погрузчик.

Удельный объем в 0,0343м3/кг превышает аналогичный показатель 4-метровой “Южанки-2” и “Воронежа” (0,0282 и 0,033 соответственно).

Непотопляемость

На воде лодка Автобот ведет себя прогнозируемо и стабильно. Уйти в оверкиль в режимах, предусмотренных техпаспортом, практически невозможно. Остойчивость при волнении достигается широкими скулами, а также грамотно подобранным углом килеватости в 12⁰. Этому способствует также форма картопа, приближенная к прямоугольнику.

Килеватость, даже самая легкая, обеспечивая легкий ход в глиссирующем режиме, приводит к валкости судна. Это особенно чувствуется во время охоты. Стоять на нем можно, но стрелять в дичь из положения стоя чревато – можно искупаться. Тем не менее, по реке данный картоп идет уверенно и легко.

На водной поверхности пенополистирол, расположенный в банках и нише под двигателем, удерживает картоп с мотором и одним человеком на кокпите.

Ходовые качества

Лодка Автобот рассчитана на «Ветерок-12». Вполне устойчиво ведет себя под современными моторами до 12,5 л.с.Развивает скорость до 30 км/ч при полной загрузке. Максимальные показатели удалось зафиксировать на латвийских соревнованиях, когда победитель разгонялся до 39,02 км/ч. На глиссирование выходит за считанные секунды благодаря продуманной форме обводов. Это существенно экономит топливо на старте.

Несмотря на то, что модель была разработана для малой акватории, она с успехом использовалась на протяжении многих лет рыбаками в Черном море по тихой воде. Это же подтвердили испытания в ходе вышеупомянутых соревнований, проходивших в 1977-1978 гг. на Балтийском море в латвийском порту Лиепая.

Получается, что по скоростным характеристикам судно выходит на уровень 4-метровых жестких моделей, рассчитанных под более мощные двигатели порядка 20 л.с. Это уникальное свойство достигается тем, что в глиссирующем режиме дно соприкасается с водой на участке кормы шириной в 1,11 м и достигающем 1/5 длины всей конструкции. При этом даже когда на задней банке находится водитель с пассажиром, площадь скольжения не увеличивается.

Слом борта, идущий вдоль всего корпуса, выступает в качестве дополнительной скулы. Благодаря нему при старте быстро набирается скорость, обеспечивается практически моментальный выход на глиссирование. А при дальнейшем плавании он грамотно распределяет нагрузку.

В отличие от других картопов наш герой, по словам конструкторов, во время старта не проседает в корме и не выходит на “кобру”. Однако некоторые владельцы отмечают, что при выходе на глисс он все же сильно поднимает нос. Кто прав? На представленном видео вы можете сами оценить ходовые качества и вынести справедливый вердикт.

Встречаются умельцы, которые устанавливают на транец доску длиной до 0,25 м и шириной во всю корму, исполняющую роль крыла. По их мнению, она помогает быстрее выходить на глиссирование, увеличивает скорость. По словам В. Белых мотор можно приподнять. Для Ветерка это расстояние колеблется от 6 до 7 см, для Tohatsu — 6 см, а для Yamaha до 9 см.

Килеватые обводы в таком случае нормализуют работу винта, а также способствуют его качественному охлаждению. Кроме того, улучшается выход на глиссирование, снижается сопротивление мотора в воде. А поскольку он сам поднимается выше транцевой доски, то уменьшается риск попадания воды в моторную нишу.

Таблица скоростей — замеры скорости лодки «Автобот» на мерной миле, км/час

Мотор1 чел. (км/ч)2 чел. (км/ч)3 чел. (км/ч)
Ветерок 12383230
Ветерок 8312720

Под веслами

Поскольку в моторках весла играют второстепенную и вспомогательную роль, большинство глиссирующих моделей не рассчитаны на длительные прогулки на мышечной силе гребца. Лодка Автобот не исключение.

Плюсы:

  • Быстро разгоняется
  • Центровка перемещается в носовую часть, приподнимая корму
  • Идет при размерной работе веслами около 5 км/ч.
  • Капроновые втулки под уключины не скрипят

Минусы:

  • Тяжело грести при наличии пассажира
  • Скорость падает даже при небольшом волнении
  • Весла металлические, полые внутри. Быстро набирают воду, становятся тяжелыми, тонут
  • Ручки весел при заводской центровке отстают друг от друга более 50 см. Грести неудобно
  • Под мощными гребками борт прогибается в местах крепления подуключин . Требуется усиление корпуса

На волне

Технические характеристики свидетельствуют о том, что судно выдерживает полуметровые волны. Вместе с тем при гребнях высотой от 50 см пассажиры ощущают сильные удары. Тем не менее в одиночку, находясь на корме, при подобном волнении можно идти вполне безопасно.

На водоемах, где погода может меняться быстро и непредсказуемо, картоп выдерживает в водоизмещающем режиме волны до 90 см, что доказано испытаниями. Однако это верхний экстремальный предел. Допускать подобных ситуаций не стоит.

Уверенный ход под любым углом достигается на гребнях до 30 см. Паспортные ограничения, к сожалению, снижают данный параметр до 25 см. Это объясняется тем, что на водоемах с нестабильной водной поверхностью (пороги, резкие изменения погодных условий и т.д.) нужно иметь запас прочности и плавучести.

Цена лодки “Автобот” на Авито начинается от 18 тысяч рублей и возрастает до 160. Стоимость средняя, по сравнению с другими моделями. Выставленный на Авито в продажу б/у ассортимент небольшой, но представлен не разваливающимися изделиями, а вполне пригодными к эксплуатации. Естественно, цена выше в случае наличия ПМ.

Отзывы

Отзывы в целом хорошие. Владельцы дружно отмечают отличную прочность остова, превосходную транспортабельность. На форумах множество веток с советами, как использовать судно в качестве базовой модели для модификации.

Тюнинг

Доработка своими руками и усилиями мастерских именно этой моторки производится редко. Она имеет так мало оборудования, что делать там практически нечего. Но если очень сильно захотеть и отказаться от разборной функции бота, то можно построить рундук, врезать перекладину–сиденье, основательно укрепить транец и переоборудовать под более высокую ногу или сделать его вообще выносным.

Заключение

Советский Автобот заслуженно пользуется спросом и в наши дни благодаря высоким скоростным качествам, а также продуманной конструкции. Мастера знают, как превратить его в катер-трансформер, а большинство рыбаков уверено, что эта лодка хороша именно в первозданном виде, и ни за что не соглашаются что-либо в ней менять.

Лодка “Автобот”

«Автобот» – секционная цельносварная моторная лодка для автолюбителей.

Одна из интересных и практичных лодок, создавалась специально для удобной и безопасной транспортировки на легковых автомобилях. Особенности конструкции лодки “Автобот”, легкие материалы и простота данной модели вызывают огромный интерес у любителей отдыха на природе и рыбалки. Конечно данный вид плавательного судна один из самых востребованных, потому-что обладает рядом простых но полезных характеристик.

Цель создания лодки “Автобот”

Основная цель, которую преследовали конструкторы, приступая к разработке проекта «Автобота», это создание легкой и недорогой портативной мотолодки под мотор «Ветерок» мощностью 12 л. с. С таким подвесным мотором лодка должна была глиссировать с тремя пассажирами на борту.

Основные данные

Основные данные разборной мотолодки «Автобот»
Длина наибольшая, м3,50
Ширина наибольшая, м1,35
Высота борта на миделе, м0,45
Угол килеватости днища у транца12,5°
Масса с оборудованием и снабжением, кг58
Грузоподъемность, кг225
Пассажировместимость, чел.3
Допустимая мощность ПМ, кВт (л. с.)9,2(12,5)
Скорость хода под мотором «Ветерок-12» с полной нагрузкой, км/ч30
Габариты пакета в сложенном виде, м1,55х1,35Х0,6

Для уменьшения трудоемкости изготовления корпуса и снижения количества необходимой технологической оснастки обводы мотолодки, а также и ее конструкцию было решено максимально упростить. В то же время мы старались сделать так, чтобы уменьшение веса и упрощение обводов корпуса не вызывали ухудшения мореходных качеств будущей лодки.

Для обеспечения ее сбыта следовало рассмотреть и районы возможной эксплуатации, и характер использования лодки максимально расширить.

Высокий борт и наличие подмоторной ниши обеспечивают безопасное плавание лодки с полной нагрузкой при волнении высотой до 0,5 м, что практически соответствует условиям эксплуатации выпускавшихся ранее моделей «Янтарь-2» и «Неман».

Особенности конструкции и характеристики

  1. В качестве материала корпуса выбрали алюминиево-магниевый (АМг) сплав — достаточно прочный и пластичный, коррозионностойкий, хорошо сваривающийся;
  2. Обводы корпуса лодки «Автобот» — остроскулые с постоянным углом килеватости днища (12,5°) на двух третьих длины лодки. Носовые обводы имеют большую килеватость, но сделаны достаточно полными, чтобы лодка хорошо всходила на волну;
  3. Из соображений технологичности конструкции и для обеспечения возможности укладки лодки в небольшой по габаритам и удобный для хранения и перевозки пакет корпус лодки “Автобот” разделен на три жесткие секции;
  4. Соединяются секции лодки при помощи болтов через фланцы, которыми служат жесткие шпангоутные рамы (аналогичная конструкция применена на секционных лодках «Малютка» и «Малютка-2»). Водонепроницаемость соединений обеспечивается резиновыми прокладками между фланцами;
  5. Основной метод соединения деталей и узлов конструкции — аргоно-дуговая и контактная сварка. В незначительных объемах применяется и клепка (там, где благодаря этому можно снизить общую трудоемкость изготовления корпуса);
  6. При достаточно больших размерениях лодка, поднимающая 225 кг, весит всего 58 кг.

Достигнуто это благодаря тому, что для обеспечения жесткости конструкции в максимально возможной степени применены выштамповки (слом обшивки на бортах, гофры на днище и т. п.).

Тем не менее, даже при столь малом весе существующими инструкциями укладывать лодку на верхний багажник малолитражного автомобиля не рекомендуется. Дело в том, что масса самих багажников, выпускаемых нашей промышленностью, составляет 12—15 кг.

Следовательно, масса лодки с багажником явно превысит 70 кг, тогда как на дождевые канавки крыши автомобиля разрешается крепить груз массой до 65 кг. Эта проблема имела два решения: либо уменьшить массу лодки, идя на ухудшение каких-то уже достигнутых положительных ее качеств, либо… отказаться от штатного автомобильного багажника.

Мы выбрали второе решение и разработали специальные штанги для крепления лодки “Автобот” к легковому автомобилю любой выпускаемой у нас модели (одновременно эти штанги служат для раскрепления секций в пакете). Таким образом мы добились того, что суммарная масса груза, перевозимого на крыше автомобиля, не превышает 62 кг; транспортировка лодки легковым автомобилем при таком варианте крепления вполне допустима.

Снабжение и оборудование лодки «Автобот»

Снабжение доведено до минимально необходимого уровня. Имеются три съемные поперечные банки, под которыми закреплены блоки плавучести. Банки опираются краями на горизонтальную полку слома на бортах. Деталями швартовно-буксирного устройства служат элементы конструкции корпуса. В комплект снабжения входят два распашных металлических весла с уключинами, спасательный линь, черпак, ремонтная аптечка с инструментом для сборки и разборки лодки, а также ее раскрепления на крыше легкового автомобиля.

Непотопляемость «Автобота» обеспечивается блоками вспененного полистирола, размещенными под банками и в корме лодки под подмоторной нишей. Запаса плавучести достаточно, чтобы поддерживать на плаву полностью залитую водой лодку с установленным на транце подвесным мотором «Ветерок» и одним человеком, находящимся в кокпите.

За прошедшие годы они прошли всестороннюю проверку в самых различных условиях эксплуатации, неоднократно принимали участие в различных соревнованиях по водно-моторному спорту. В целом конструкторы удовлетворены получившимся судном, хотя и видим ряд недостатков, над устранением которых работаем в настоящее время вместе с технологами. Что это за недостатки? В лодке отсутствуют рундуки или закрытые объемы, где можно было бы хранить вещи в ненастную погоду. Не совсем удачна конструкция штанг-креплений.
При перевозке лодки «Автобот» на легковом автомобиле в его салоне, если в нем, кроме водителя, находится больше одного пассажира, довольно сложно размещать весла к съемные банки.
«Автобот» на мерной миле в тихую погоду под моторами мощностью 12 и 8 л. с., приведены в таблице.

Марка мотораПолезная нагрузка
1 чел2 чел.3 чел
«Ветерок-12»383230
«Ветерок-8»312720

При ходе под веслами с двумя-тремя пассажирами на борту лодка легко преодолевает волну высотой до 0,3 м на любых курсовых углах. Тяжелее грести против волны высотой до 0,6 м, но и при этом лодку не заливает, она хорошо всходит на волну. На тихой же воде во время испытаний лодка вполне удовлетворительно шла под веслами даже при нагрузке шесть-семь человек. Думаю, что «Автобот» годится и для плавания под подвесным парусом.

Блог Дмитрия Казакова(когда-то он был автомобильным)

Общее описание лодки «Автобот»

Лодка имеет корпус из алюминиево-магниевого сплава, отличающегося высокой пластичностью (важно при обработке), устойчивостью к коррозии и достаточной прочностью. Конструкция обеспечивает качественное сваривание всех секций.

На фото лодки «Автобот» сразу становятся заметными до максимума упрощённые обводы. Это продиктовано необходимостью снизить трудоёмкость работ, и уменьшить количество задействованных для изготовления инструментов. Разработчики постарались найти баланс, так как уменьшение массы корпуса и простые обводы не должны привести к снижению мореходных свойств судна.


Лодка «Автобот»

Чертежи лодки «Автобот» были разработаны с целью расширения возможных районов эксплуатации, чтобы повысить количество потенциальных покупателей. Многие разборные лодки могут плавать исключительно в небольших устьях рек с минимальным течением, разработчиками предполагалось устранить эту разницу между неразборными и разборными типами. С этой целью был увеличен борт, его высоты достаточно для плавания при волнах высотой 0,5 м. Было принято также решение встроить подмоторную нишу, которая позволит устанавливать более мощные моторы.

Алюминиевая лодка «Автобот» имеет остроскулые обводы. На 2/3 площади днища присутствует неизменный угол килеватости, который составляет 12,5°. Обводы носа выполнены с несколько большей килеватостью. Нос имеет полную форму, это сделано с целью предотвращения зарывания лодки в волну.

Технологичность и компактность конструкции достигаются при помощи укладки судна в специальный пакет. Его габариты позволяют транспортировать лодку в багажнике легкового автомобиля. Весь корпус разделён на 3 секции, которые скрепляются между собой болтами с помощью фланцев (они же рама шпангоутов). Для предотвращения течи моторная лодка «Автобот» имеет прокладки из резины, располагающиеся между фланцами.

Для соединения всех цельных элементов конструкции используется аргонно-дуговая сварка, а в отдельных местах и контактная сварка. Только в местах с плохой доступностью и в областях, где это поможет снизить количество работ, используется клёпка.


Секционная разборная мотолодка «Автобот»

Размеры лодки «Автобот» несколько большие, но эта особенность позволяет поднимать значительное количество полезного груза – 225 кг. Масса конструкции с оборудованием составляет 58 кг. Удельный объём лодки выше современных аналогов подобной длины. Для достижения такого результата использована система выштамповок, которая увеличивает жёсткость каркаса.

Лодка «Автобот» согласно отзывам, не подходит для транспортировки на верхнем багажнике стандартной малолитражной машины. Причина запрета – отечественные конструкции канавок крыши рассчитаны выдерживать вес в 65 кг, а при соединении 58 кг лодки и 12 кг самого багажника, разрешённый лимит превышается. Для устранения проблемы производитель разработал отдельные штанги для фиксации лодки на крыше. Устранение багажника и ввод системы штанг позволило снизить вес до 62 кг, а этот показатель допустим для транспортировки.

Иногда лодка «Автобот» идёт вместе с крыльями, эта опция оплачивалась дополнительно, соответственно, встречается далеко не всегда. Необходимость в крыльях возникает из-за поднятия носа и ухудшения видимости. Производитель предпочёл снизить вес оборудования к минимуму. В конструкции имеется 3 поперечные банки, имеющие съёмную конструкцию. Под банками крепятся блоки плавучести. Для крепления банок используется опора, прикрепляемая к вваренному листу в борта.

Подуключины в конструкции сделаны съёмного типа. Специального рыма для швартовки или буксировки не предусмотрено, для этой цели используются элементы корпуса.


На лодке «Автобот» идут в комплекте вёсла распашного типа
Стандартная комплектация:

  • вёсла распашного типа;
  • съёмные подуключины;
  • спасательный круг с линью;
  • черпак;
  • ремонтные запчасти;
  • необходимые инструменты для сборки конструкции;
  • элементы для крепления судна на крыше автомобиля.

Для обеспечения непотопляемости используются блоки плавучести, изготовленные из полистирола. Их располагают в нише под мотором и снизу банок. Блоков достаточно для поддержания судна на плаву даже с полностью затопленным кокпитом и вмонтированным мотором «Ветерок» на 12 л. с. с 1 пассажиром на борту.

В конструкции имеется несколько недостатков:

  • нет рундуков или крытых элементов для хранения вещей при дожде или ветре;
  • разработка штанг крепления продумана не до конца;
  • невысокие борта, непригодные для использования в море.

Более наглядный обзор лодки «Автобот» можно найти в видео.

Лодки и ПЛМ


Основная цель, которую преследовали конструкторы, приступая к разработке проекта «Автобота», это создание легкой и недорогой портативной мотолодки под мотор «Ветерок» мощностью 12 л. с.; с таким подвесным мотором лодка должна была глиссировать с тремя человеками на борту. Особым требованием было удобство транспортировки на легковых автомобилях отечественных марок. В качестве материала корпуса выбрали алюминиево-магниевый сплав — достаточно прочный и пластичный, коррозионностойкий, хорошо сваривающийся. Для уменьшения трудоемкости изготовления корпуса и снижения количества необходимой технологической оснастки обводы мотолодки, а также и ее конструкцию было решено максимально упростить. В то же время мы старались сделать так, чтобы уменьшение веса и упрощение обводов корпуса не вызывали ухудшения мореходных качеств будущей лодки. Для обеспечения ее сбыта следовало и районы возможной эксплуатации, и характер использования лодки максимально расширить. Район плавания большинства разборных лодок ограничен небольшими реками и водоемами, а мы хотели уравнять «Автобот» в этом отношении с существующими неразборными мотолодками. Высокий борт и наличие подмоторной ниши обеспечивают безопасное плавание лодки с полной нагрузкой при волнении высотой до 0,5 м, что практически соответствует условиям эксплуатации выпускавшихся ранее моделей «Янтарь-2» и «Неман». Обводы корпуса — остроскулые с постоянным углом килеватости днища (12,5°) на двух третях длины лодки. Носовые обводы имеют большую килеватость, но сделаны достаточно полными, чтобы лодка хорошо всходила на волну. Из соображений технологичности конструкции и для обеспечения возможности укладки лодки в небольшой по габаритам и удобный для хранения и перевозки пакет корпус лодки разделен на три жесткие секции. Соединяются секции при помощи болтов через фланцы, которыми служат жесткие шпангоутные рамы (аналогичная конструкция применена на секционных лодках «Малютка» и «Малютка-2»). Водонепроницаемость соединений обеспечивается резиновыми прокладками между фланцами. Основной метод соединения деталей и узлов конструкции — аргоно-дуговая и контактная сварка. В незначительных объемах применяется и клепка (там, где благодаря этому можно снизить общую трудоемкость изготовления корпуса). При достаточно больших размерениях лодка, поднимающая 225 кг, весит всего 58 кг. Можно отметить, что показатель удельного объема у «Автобота» значительно выше, чем у выпускающихся в настоящее время 4-метровых мотолодок.


Достигнуто это благодаря тому, что для обеспечения жесткости конструкции в максимально возможной степени применены выштамповки (слом обшивки на бортах, гофры на днище и т. п.). Тем не менее, даже при столь малом весе существующими инструкциями укладывать лодку на верхний багажник малолитражного автомобиля не рекомендуется. Дело в том, что масса самих багажников, выпускаемых нашей промышленностью, составляет 12—15 кг. Следовательно, масса лодки с багажником явно превысит 70 кг, тогда как на дождевые канавки крыши автомобиля разрешается крепить груз массой до 65 кг. Эта проблема имела два решения: либо уменьшить массу лодки, идя на ухудшение каких-то уже достигнутых положительных ее качеств, либо… отказаться от штатного автомобильного багажника. Мы выбрали второе решение и разработали специальные штанги для крепления лодки «Автобот» к легковому автомобилю любой выпускаемой у нас модели (одновременно эти штанги служат для раскрепления секций в пакете). Таким образом мы добились того, что суммарная масса груза, перевозимого на крыше автомобиля, не превышает 62 кг; транспортировка лодки легковым автомобилем при таком варианте крепления вполне допустима. Снабжение и оборудование «Автобота» также доведены до минимально необходимого уровня. Имеются три съемные поперечные банки, под которыми закреплены блоки плавучести. Банки опираются краями на горизонтальную полку слома на бортах. Подуключины сделаны съемными. Деталями швартовно-буксирного устройства служат элементы конструкции корпуса. В комплект снабжения входят два распашных металлических весла с уключинами, спасательный линь, черпак, ремонтная аптечка с инструментом для сборки и разборки лодки, а также ее раскрепления на крыше легкового автомобиля. Непотопляемость обеспечивается блоками вспененного полистирола, размещенными под банками и в корме лодки под подмоторной нишей. Запаса плавучести достаточно, чтобы поддерживать на плаву полностью залитую водой лодку с установленным на транце подвесным мотором «Ветерок-12» и одним человеком, находящимся в кокпите. Первые опытные образцы «Автобота» были изготовлены в начале 1977 г. За прошедшие годы они прошли всестороннюю проверку в самых различных условиях эксплуатации, неоднократно принимали участие в различных соревнованиях по водно-моторному спорту. Достаточно сказать, что дважды — в 1977 и 1979 гг.— лодки типа «Автобот» участвовали в маршрутной гонке в море на соревнованиях в Лиепае. О скоростных и мореходных качествах «Автобота» лучше всего говорит тот факт, что на традиционных соревнованиях на приз сборника в 1979 г. в классе Т-250 первые два общих места заняли спортсмены, выступавшие на «Автоботах». Победитель, выступая с мотором «Ветерок-12», показал скорость выше 35 км/ч.
Основные данные моторной лодки «Автобот»: Длина наибольшая, м………………………..3,50 габаритная, м…………………………………3,38 Ширина наибольшая, м………………………1,35 Высота борта на миделе, м…………………0,45 Габариты пакета, м………………………..1,55Х1,35Х0,16 Масса полностью снаряженной лодки, кг……………250 Полезная грузоподъемность, кг………………………..225 Пассажировместимость, чел………………………………3 Допускаемая мощность подвесных моторов. кВт (л.с.)……….12,5 (9,5)

Технические характеристики лодки «Автобот»

Сбалансировать мореходные качества и лёгкость конструкции – сложная задача, но конструкторы с ней хорошо справились, обеспечив оптимальные параметры габаритов.

Технические характеристики лодки «Автобот»:

  • предельная длина корпуса – 3,5 м;
  • наибольшая длина – 3,38 м;
  • ширина по габаритам – 1,35 м;
  • наибольшие показатели ширины – 1,3 м;
  • высотность борта в области носа – 0,5 м;
  • бортовая высота на миделе – 0,45 м;
  • габариты сумки со сложенной лодкой – 1,55х1,35х0,16 м;
  • грузоподъёмность – 225 кг;
  • максимальная мощность устанавливаемого мотора – 12,5 л. с.;
  • вес в полной готовности кроме двигателя – 58 кг.

Лодка Автобот: описание, технические характеристики, цена, отзывы

А автор “супер”каютного автобота, приведенного на фото неизвестен? Координат его нет? Откуда такая фотка?

Добавлено через 30 минут
Раз стоит вопрос с надувными выносными баллонами, можно, как вариант, сделать примерно 15Х15 мм этакие выносные потопчины из экструдированного пенополиуретана, одновременно наращивающие немного и борт. И обшить их не кое-как топорными кусками оцинкованного профиля из Эпицентра, а, к примеру коробами из 3-мм фанеры по технологии “сшей и склей”. Верхнюю поверность такой потопчины задать под тупым углом к борту, чтоб нога становилась комфортно и швы заделать аккуратно, с любовью.
Можно убить старых двух зайцев: безопасность от опрокидывания и непотопляемость и одного нового – возможность удобно передвигаться в нос минуя стекло или полурубку (и не делать в них откидной створки или люка). В носу крепенькую маленькую палубу с откидным трапиком на одну ступеньку для схода на берег не замочив ног. Жду обмена идеями.

А автор “супер”каютного автобота, приведенного на фото неизвестен? Координат его нет? Откуда такая фотка?

Добавлено через 30 минут
Раз стоит вопрос с надувными выносными баллонами, можно, как вариант, сделать примерно 15Х15 мм этакие выносные потопчины из экструдированного пенополиуретана, одновременно наращивающие немного и борт. И обшить их не кое-как топорными кусками оцинкованного профиля из Эпицентра, а, к примеру коробами из 3-мм фанеры по технологии “сшей и склей”. Верхнюю поверность такой потопчины задать под тупым углом к борту, чтоб нога становилась комфортно и швы заделать аккуратно, с любовью.
Можно убить старых двух зайцев: безопасность от опрокидывания и непотопляемость и одного нового – возможность удобно передвигаться в нос минуя стекло или полурубку (и не делать в них откидной створки или люка). В носу крепенькую маленькую палубу с откидным трапиком на одну ступеньку для схода на берег не замочив ног. Жду обмена идеями.

Давно такого “шедевра инженерной мысли” не видел. еще турель пулеметную забыли поставить, дырок понаделать. Про цвет сего творения и говорить не хочется.
Испортили блин нормальную портативную лодочку и сделали ХЗ что.

Из своего опыта владения “Автоботом”
1. Зашить носовую часть лодки – появится отсек, в который можно спрятать от дождя продукты, одежду и т.п. По типу носового отсека на “Романтике”.
2. Как сидения пользовался двумя клееными и обработанными досками, одна ложится на борта (сверху) лодки – хороший обзор при управлении на румпеле и легче сидеть в полоборота. Вторая ложится внутрь на место штатных сидушек. Плюс досок – захотел положил, захотел нет, просто перемещать по лодке пассажиров, когда играешь с распределением веса в лодке.
3. Сливное отверстие с пробкой на корме, как у всех нормальных лодок.
4. Я бы, не морочил голову с блоками плавучести – Неман все равно не получится. Пусть голова думает – куда лесть на “Автоботе”, а куда нет, и в каком состоянии. И проблем не будет.

Добавлено через 30 минут
Продолжу:
5. Пайолы. Либо шириной примерно 45-60 см. из влагостойкой фанеры (но обращаю внимание – не на все днище, до вертикальных бортов, иначе центр тяжести выше – риск оказаться в воде возрастает). Как вариант, жестким пенопластом проклеиваете продольные углубления в лодке, и на ровное (но наклоненное) днище, укладываете коврик из резины, линолиума или офисного кавролина. С первым надо поработать (сложнее в исполнении)но появляется горизонтальное дно в лодке, второй вариант простой, не добавляет веса лодке. Коврик удобно- вытрусил, протер, кинул обратно.
6. По поводу перевозки -рыбачите вдвоем, можно обойтись прицепом. Выезжаете один – нужен простейший трейлер (двигатель все равно прийдется снимать)
7. Про транец писать нет смысла, приподнять под иномарку обязательно, я не усиливал ( ходил 5 -4 такта, и 15 – 2 такта) проблем небыло.
Удачи!
Константин

7. Про транец писать нет смысла, приподнять под иномарку обязательно, я не усиливал ( ходил 5 -4 такта, и 15 – 2 такта) проблем небыло.
Удачи!
Константин

Лично у меня на транце пошли трещины.Хотя люди и 18 л.с.вешают.

Оцените статью
Добавить комментарий