Дренаж редуктора мотора “Вихрь”

Ремонт дейдвуда и подвески лодочного мотора Вихрь

Дейдвуд подвесного лодочного мотора Вихрь

Дейдвуд ( рис. 54 ) служит соединительным элементом основных узлов подвесного лодочного мотора — двигателя , редуктора и подвески. Внутри дейдвуда проходит торсионный вал 2.004-000 для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущей шестерне редуктора. Торсионный вал обладает упругостью на скручивание; при включении реверса или ударе гребного винта о подводное препятствие он работает как скручивающая пружина, смягчая удары, передаваемые на коленчатый вал.

Рис. 54 . Общий вид дейдвуда и подвески

Торсионный вал собран из двух полос 5×10, прокатанных прутковой стали XI8Н9Т диаметром 9 мм, соединенных по концам и предварительно закрученных по часовой стрелке на 30-40°. На концы вала надеты два наконечника квадратного сечения, выполненные из Ст.45 с закалкой до HRC 25-35. В один входит квадратный конец хвостовика коленчатого вала, а в другой — квадратный конец ведущего вала редуктора. Через полость дейдвуда проходят также напорная трубка системы охлаждения двигателя и тяга переключения реверса.

У лодочных моторов ” Вихрь -М” и ” Вихрь-30 ” напорная трубка системы охлаждения прямая съемная. Она изготовлена из алюминиевого сплава и крепится при помощи двух резиновых втулок вверху к поддону и внизу к выходному отверстию водяной помпы.

Дейдвуд “Вихря-30” отличается от дейдвуда моторов “Вихрь” и “Вихрь-М” наличием внутри трубы настроенного выпуска, формой каналов для прохода отработавших газов и координатами отверстий для крепления к поддону. Поэтому, хотя длина дейдвуда и координаты отверстий для крепления к редуктору у всех моделей одинаковы, дейдвуд от “Вихря-30” для моторов “Вихрь”, “Вихрь-М” и “Вихрь-25Р электрон” не подходит.Подвеска служит для легкосъемного крепления подвесного мотора на транце мотолодки в вертикальном положении, обеспечивая поворот вокруг вертикальной оси при маневрировании и поворот вокруг горизонтальной оси для откидывания мотора на стоянке или при ударе на ходу о препятствие.

Подвеска состоит из двух кронштейнов — правого и левого, соединенных двумя шпильками. При помощи двух зажимных резьбовых болтов, на концах которых установлены опорные шайбы, кронштейны жестко закрепляют на транце. Мотор соединен с кронштейнами через резиновые амортизаторы, чем достигается значительное снижение передачи вибрации и шума мотора на корпус лодки. Подвеска позволяет устанавливать мотор на лодках, имеющих различные углы наклона транца. Для этого упорная пластина для дейдвуда, крепящаяся к низу кронштейнов, может переставляться в пять фиксированных положений.

На подвеске размещено специальное запорное устройство — защелка, удерживающее мотор от откидывания при запуске или движении на заднем ходу. Усилие пружин защелки регулируется так, чтобы она расцеплялась с пластиной кронштейнов и позволяла откинуться мотору при наезде на препятствие. Тем самым мотор и транец лодки предохраняются от серьезных поломок. Защелка может быть выключена вручную при нажатии на рычаг, расположенный спереди между кронштейнами, и мотор может быть легко откинут и зафиксирован на подставке в этом положении. У лодочных моторов ” Вихрь ” подвеска идентична, а ее узлы и детали взаимозаменяемы.

Реверс-редуктор лодочного мотора Вихрь

Реверс-редуктор (рис. 55) служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя , расположенного вертикально, к горизонтальному валу гребного винта, а также для снижения частоты вращения гребного винта с целью увеличения его КПД. Подробнее .

Ремонт и замена деталей редуктора лодочного мотора Вихрь

Уплотнить проход тяги реверса в корпус редуктора можно, осадив в него глубже втулку 2.205-002. При этом поджимается резиновое уплотнительное кольцо. Но если люфт тяги не устраняется, необходима замена втулки и кольца. Для этого тягу реверса опускают внутрь корпуса редуктора в расточку под втулку 2.205-002 так, чтобы ее резьбовой конец выступал на 30-40 мм. Подробнее .

Регулирование зубчатого зацепления шестерен лодочного мотора Вихрь

При существующей технологии изготовления шестерен редуктора невозможно обеспечить их полную взаимозаменяемость. Поэтому при ремонте и замене шестерен величину бокового зазора в конической; зубчатой передаче регулируют при помощи регулировочных шайб 2.202-024 и 2.202-026, устанавливаемых на валу-шестерне. Подробнее .

Водяная помпа лодочного мотора Вихрь

Водяная помпа установлена на верхнем фланце редуктора и закрыта снаружи дейдвудом . Она представляет собой алюминиевый корпус с запрессованным в него тонкостенным стаканом из нержавеющей стали, в котором вращается резиновая шестилопастная крыльчатка. Подробнее .

Как облегчить ремонт мотора Вихрь в походных условиях?

Некоторые рекомендации А.М.Лутицкого.

За многие годы и походы я всегда возвращался на стоянку сам, под своим Вихрем. В самых непредвиденных ситуациях я был морально подготовлен к любому неприятному случаю, а затем и технически. В походных услових при соответствующей подготовке возможно делать практически любой ремонт. Приходилось ремонтировать и редукторы, и цилиндро-поршневые группы, золотники, восстанавливать треснувшие от удара поддоны и многое другое. Многое почерпнуто из КиЯ, многое опробировав, оставлял без изменений, многое придумал сам и сконструировал.

Почему я начал с психологической подготовки? Потому, что в походе необходимо быть готовым ко всему. Мое правило – все необходимое иметь с собой. 11-13 килограммов запчастей и инструмента обеспечат ваш покой и уверенность и никогда не будут лишними, обеспечивая 100% возможность возврата домой без чьей-либо помощи.

Аккуратно разобрать весь двигатель и снять все прокладки, либо установить новые по следующей технологии

  1. В картере (рис.1) установить их на нитрокраску покрасив все торцы трех частей картера (поз.1.1, 1.2, 1.3). При дальнейшей разборке части картера можно смело разнимать. Хорошо посаженные на краску прокладки при разборке равномерно разорвутся по толщине. При сборке разорванные плоскости также смазывают нитрокраской и картер собирают.
    Поз.1.1 – нижний торец верхней части картера; поз.1.2 – Верхний и нижний торцы средней части картера; поз.1.3 – верхний торец нижней части картера; поз.1.4 – фланец картера.
  2. При сборке верхней крышки картера рекомендую сделать небольшую перестановку деталей. Родную манжету Вихря сменить на манжету от мотоцикла ИЖ она имеет два буртика поджатых двумя пружинками с обеих сторон. В манжете ИЖа сверху необходимо снять фаску 1,5х45. В разогретый в кипятке до 100 градусов картер запрессуйте сначала манжету ИЖа, или заводскую в кольце 2.103-004, а затем два открытых шарикоподшипника 205. Такая схема уже предлагалась в КиЯ и хорошо себя зарекомендовала. Во-первых оба подшипника смазываются свежей смесью; во-вторых при смазывании манжеты автолом сверху увеличивается ее срок службы.
  3. В золотниках, в отверстиях под ведущие пальцы вклейте заглушки. Это уменьшит выбросы топлива, улучшит наполнение цилиндров, что благотворно скажется на повышении мощности вашего Вихря. Подробнее см. КиЯ 164.
  4. Цилиндры, пальцы, шейки шатунов, поршни и кольца советую натереть смазкой на основе дисульфида молибдена и обкатать мотор на небольших оборотах на токарном станке, зажав коленвал в центрах. Не сделав этой операции вы не запустите свои Вихри пока дисульфид молибдена не поглотится полностью металлом поршневой группы. Это неоднократно проверено. Объяснению этому явлению я не нашел даже в специальной литературе. Но это факт – после обкатки двигатели нормально запускаются, компрессия увеличивается, потери на трение снижаются.
  5. Прокладку между картером и блоком цилиндров (рис.2) со стороны блока (поз.2.1) приклейте на нитрокраску, а со стороны картера (поз.2.2) смажьте графитовой смазкой и если есть возможность насыпьте тонкий слой графитового порошка. Эта мера спасет прокладки от прилипания, а затем от разрыва при демонтаже. Натрите графитом прокладку между блоком цилиндров и блоком головок.
    Поз.2.1 – Торец блока цилиндров; поз.2.2 – прокладка; поз.2.3 – металлизированная прокладка между блоком цилиндров и блоком головок; поз.2.4 – прокладка глушителя (приклеивается к блоку цилиндров, со стороны глушителя обрабатывается графитовой смазкой); поз.2.5 – шпильки блока головок (необходимо выкрутить, нагрев блок головок).
  6. Переделайте блок головок Вихря-25. Выкрутите обе шпильки (рис.2, поз.2.5), при сборке ввинтите вместо них обычные стандартные болты с шайбами-гроверами под обычный ключ. Сделав эту операцию, Вы сможете спокойно демонтировать блок головок и проверять состояние головок поршней.
  7. Сделайте разрез поддона (рис.3) по линии прилива, с таким расчетом, чтобы отверстия под болты, заменившие шпильки, остались на отрезанной части для дальнейшего ее зажима между дейдвудом и блоком головок. Образовавшуюся при разрезе щель заклейте герметиком и поставьте между дейдвудом и поддоном цельную прокладку для предотвращения прорыва выхлопных газов из дейдвуда (поз.3.1). Эта операция позволит вам снимать блок цилиндров, не снимая двигатель с транца, а демонтировав лишь приводные рычаги. Прокладку приклейте к дейдвуду и смажьте графитовой смазкой. В отверстия (поз.3.3) винты М10 не ввинчивать и картер с поддноном не соединять, иначе блок цилиндров будет зажат. Двигатель, поддон и дейдвуд стягивайте болтами одновременно.
    Поз.3.1 – цельная прокладка, наклеиваемая на верхний торец дейдвуда; поз.3.2 – отрезанная по приливу задняя часть поддона; поз.3.3 – отверстия под винты М10 с потайными головками (при переделке винты не ставятся)
  8. Обязательно сделайте разборую тягу реверса. Она намного облегчит ремонт редуктора (рис.4, поз. 4.2). Удобно использовать соединительную муфту от Нептуна. С редуктором, если он оснащен разъемной тягой, вообще никаких проблем. Он снимается с двигателя, разбирается, производится установку запасных деталей, затем производится сборка и монтаж его на дейдвуд, соединение тяги и затягивания крепежных болтов.
    Поз.4.1 – плоскость наклейки цельной прокладки; поз.4.2 – отверстие для доступа к муфте разъемной тяги; поз.4.3 – крышка отверстия; поз.4.4 – 4.9 отверстия стяжных болтов для одновременного монтажа дейдвуда, поддона, картера, и блока головок (ослабляются при ремонте в походных условиях, поз 4.8 – 4.9 удаляются совсем для демонтажа отрезанной части поддона поз.3.2).
    Хорошо залить 7 винтов нижней крышки редуктора битумной смолой. Когда она остынет, аккуратно обрезать излишки и придать форму редуктора. Во-первых это улучшает обтекаемость редуктора, во-вторых, предохраняет винты от корродирования. В случае разборки смола легко удаляется, открывая чистые, неокислившиеся головки винтов.

Проделав эти операции, вы намного продлите срок службы прокладок, сможете иметь легкий доступ к наиболее нагруженным частям двигателя – поршням, кольцам, пальцам. Сможете легко производить их замену, не снимая двигатель с транца в любых походных условиях.

Такие же действия (как и описанные выше для Вихря-25) можно проделать и с Вихрем-20 и -30, учитывая конструктивные отличия этих двигателей. Все эти изменения позволяют за 30 минут почистить нагар, за 40-50 минут сменить поршневые кольца, а за 1,5 часа сменить поршневую группу в любых условиях.

Анатолий Михайлович ЛУТИЦКИЙ, г.Киев, 08.05.99.

Регулировка карбюратора лодочного мотора

У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь.

Лодочный мотор «Вихрь» «Вихрь-М» «Вихрь-30»
Годы выпуска1966—2010-е
Страна выпускаСССР/Россия
ЗаводыКМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь.
Серийностькрупносерийное
Тип двигателяДвухтактный карбюраторный
Мощность двигателя20, 25, 30 л.с.
Часовой расход топлива«Вихрь» = 9 л/ч; «Вихрь-М»/«Вихрь-25» = 9,5 л/ч; «Вихрь-30» = 11,5 л/ч (на максимальных оборотах).
Муфта сцеплениякулачковая, встроенная в редуктор
Редукторконический, реверсивный
Управлениедистанционное, румпель;
Топливный бакотдельный, 22 л.
Гребные винтыскоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм), скоростной (шаг 282 мм), стандартный (шаг 300 мм);
Система запускаручной стартер, электростартер;
Масса45,8 — 49 кг

«Казанка-6» с мотором «Вихрь-30»
У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь 30.

Лодочный мотор «Вихрь-30Р»
Годы выпуска1972 — 2010-е
Страна выпускаСССР/Россия
ЗаводыКМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь.
Серийностькрупносерийное
Тип двигателяДвухтактный карбюраторный
Мощность двигателя30
Часовой расход топлива11,5 л/ч (на максимальных оборотах);
Муфта сцеплениякулачковая, встроенная в редуктор
Редукторконический, реверсивный;
Управлениедистанционное, румпель;
Топливный бакотдельный, 22 л;
Гребные винтыштатный (шаг 300мм), скоростной (шаг 282 мм), скоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм);
Система запускаручной стартер;
Масса45,8

— марка подвесных лодочных моторов производства Куйбышевского моторостроительного производственного объединения им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по 2010 год и являвшийся в указанный период самым популярным лодочным мотором в СССР и на постсоветском пространстве.

Конструктивные особенности

Серийно выпускались три модели: «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л. с. и «Вихрь-30», мощностью 30 л. с. Были изготовлены экспериментальные образцы моторов мощностью 40, 45 и 60 л. с.

Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов.

Двигатель — двухтактный двухцилиндровый карбюраторный двигатель. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка, и у мотора «Вихрь-30» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка. «Вихрь-М» («Вихрь-25») и «Вихрь-30» отличаются незначительно, в основном формой глушителя и устройством выхлопа в дейдвуде, у «Вихрь-30» настроенный выхлоп. Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с текстолитовыми «шайбами».

Рабочий объём мотора «Вихрь» составляет 423 см3, «Вихрь-М» = 423 см3, «Вихрь-30» = 488 см3.

Топливо — смесь бензина А-76 с автолом или маслом для двухтактных двигателей.

Зажигание рабочей смеси осуществляется от магнето МГ-101 на Вихрь

и МВ-1 на
Вихрь-25/30
с маховиком, на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.

Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкции мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).

Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером. Предусмотрен также «аварийный» запуск при помощи стартового шнура.

Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.

Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.

Гребной винт трёхлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препятствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.

Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.

Моторы имеют отдельный бензобак, стандартной ёмкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.

Двигатель закрывается кожухом.

Мотор имеет генератор переменного тока (напряжение 12 В, мощность 30 Вт) для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.

Потребительские характеристики

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.

Достоинства

  • достаточно высокую мощность;
  • невысокую цену мотора: в 1970-х годах «Вихрь» стоил 400 рублей, был дешевле «Нептуна», который стоил 460 рублей, и существенно дешевле импортных моторов аналогичного класса и мощности, которые в тот период стоили около 700—800 долларов США.
  • доступность запасных частей, так как их выпускал не только завод-изготовитель мотора, но и множество других заводов, кооперативов (в 1980-х годах), а позже — различные фирмы в России и Китае. По этому показателю «Вихрь» существенно превосходил все остальные советские моторы. Кроме того «Вихрь» среди моторов аналогичного класса имеет общую невысокую численность деталей, подверженных износу и поломкам.
  • хорошую ремонтопригодность — практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях;
Читайте также:  Максимальный вес окуня речного в россии

Благодаря указанным достоинствам «Вихрь» получил большую популярность в СССР, а в труднодоступных местах остается популярным и в конце 2010-х годов.

Недостатки

Недостатков у моторов «Вихрь» было значительно больше и многие из них не были устранены заводом вплоть до окончания выпуска моторов:

  • слишком большое гидродинамическое сопротивление подводной части, особенно у ранних моторов;
  • довольно высокая шумность (владельцы моторов снижали шумность обшивкой кожуха поролоном с внутренней стороны);
  • неудачное расположение выхлопного патрубка, приводящее к возникновению гидродинамического момента, стремящегося развернуть мотор и создающего статическое усилие на румпеле (6 кг).
  • отсутствие термостата в системе охлаждения, что не позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя в весенний и осенний периоды;
  • нестандартное крепление гребного винта и как следствие — невозможность использования винтов, выпускаемых зарубежными производителями;
  • низкий КПД гребного винта, редуктора (владельцы моторов выполняли полировку винта и корпуса редуктора, что повышало КПД);
  • неоптимальные для большинства лодок параметры штатного гребного винта;
  • в редукторе используются подшипники скольжения, имеющие ограниченный срок службы и уплотнительные манжеты невысокого качества;
  • неудобный механизм реверса, не позволяющий фиксировать муфту сцепления в положении свободного хода, что приводило к авариям или падением человека, запускающего мотор, за борт;
  • невысокая надёжность золотникового устройства;
  • на ранней модели «Вихрь» — тяжёлый тепловой режим верхнего цилиндра;
  • ненадёжное магнето, как контактное, так и электронное;
  • затрудненная регулировка карбюратора.
  • на моторе «Вихрь-30» каналы системы охлаждения имели недостаточное сечение, как следствие, при изношенной помпе мотор периодически перегревается.

Любительские доработки

Владельцы моторов часто модернизировали их с целью устранения недостатков или повышения эксплуатационных качеств. В этом плане конструкция мотора предоставляла большие возможности. Помогали владельцам многочисленные публикации в журнале «Катера и яхты», а также книга «Вихрь без секретов», написанная главным конструктором. Некоторые доработки мотора были возможны только в заводских условиях.[1]

Поскольку прототипом мотора «Вихрь» были немецкие моторы Кёниг, которые хорошо зарекомендовали себя в водномоторном спорте конструкция советского мотора также допускала значительную форсировку, чем пользовались как спортсмены, так и водномоторники-любители. Первые, обычно, получали мощность 45-50 л. с. при 8000-8500 об/мин, правда за счёт катастрофического сокращения ресурса (до 30—60 минут). Вторые стремились к компромиссу между мощностью и надежностью и форсировали 20 сильный «Вихрь» примерно до 22-24 л.с., а 30 сильный — до 33-35 л.с. без повышения частоты вращения только за счет совершенствования процесса продувки и тонкой настройки карбюратора и применения самодельных более совершенных систем электронного зажигания. Популярны были и доработки мотора для повышения надежности.

Карбюратор моторов «Вихрь».

При такте «впуск» за счет разрежения, создающеюся в цилиндре двигателя, воздух проходит через диффузор 10 (в карбюраторе «Вихря» отверстие диффузора прикрыто защитной решеткой), в самой узкой части которого установлен распылитель — калиброванная трубка 8.

Топливо поступает в распылитель через главный топливный жиклер 9. Эта деталь имеет тщательно подбираемое на заводе калиброванное отверстие, через которое производится точное дозирование топлива.

У верхнего конца распылителя имеются четыре выходных отверстия. Эти отверстия расположены несколько выше уровня топлива в поплавковой камере для избежания его вытекания при крене и качке лодки. Благодаря сужению поперечного сечения диффузора скорость прохождения через него воздуха в месте установки распылителя увеличивается, а давление в потоке понижается.

Под действием разрежения топливо начинает фонтанировать через отверстия распылителя. С повышением частоты вращения двигателя увеличивается и скорость воздуха, проходящего через диффузор, соответственно больше понижается давление и большее количество топлива поступает через распылитель.

Попадая в воздушный поток, движущийся с большой скоростью, капли бензина размельчаются и начинается его испарение. В смесительной камере 11, расположенной во вновь расширяющейся части воздушного тракта, происходит интенсивное смешивание топлива с воздухом, образуется горючая смесь. При дальнейшем движении смеси наиболее интенсивное перемешивание и испарение ее происходит в кривошипной камере картера и заканчивается в цилиндрах двигателя во время такта впуска.

Диаметр главного жиклера 9 подобран таким образом, чтобы бензин и воздух смешивались в строго определенной пропорции. Проходящее через диффузор количество воздуха регулируется дроссельной заслонкой 5, расположенной в смесительной камере.

Одновременно заслонка регулирует и количество топливной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя, являясь основным регулирующим органом карбюратора и частоты вращения двигателя. Больше открыта заслонка — больше смеси попадает в двигатель, его обороты выше — расход топлива больше и наоборот.

Так работает главное дозирующее устройство, которое обеспечивает необходимый состав топливной (горючей) смеси и наиболее экономичные режимы при средних и максимальных нагрузках двигателя. При различных режимах требуется различный состав топливовоздушной смеси. Поэтому в карбюраторе имеются дополнительные системы: запуска двигателя, холостого хода и система запуска при пониженной температуре.

При запуске дроссельная заслонка почти полностью прикрыта, и скоростной поток в диффузоре практически отсутствует. Для обеспечения питания двигателя на этом режиме распылители 12 выведены не в диффузор, а за кромку почти прикрытой дроссельной заслонки, где имеется достаточное разрежение при прокручивании двигателя за стартер.

Система холостого хода состоит из топливного 13 и воздушного 14 жиклеров, которые позволяют получить в каналах системы обогащенную топливовоздушную смесь. По отверстиям распылителей холостого хода 12 эта смесь засасывается в смесительную камеру карбюратора, ее количество регулируется винтом качества смеси 15, а устойчивые минимальные обороты ограничиваются винтом на рычаге дроссельной заслонки 16.

Два отверстия распылителей 12, выходящие в смесительную камеру, обеспечивают плавный переход питания двигателя от системы малых оборотов и холостого хода на работу главного дозирующего устройства по мере открытия дроссельной заслонки.

Запуск двигателя при пониженной окружающей температуре требует еще более богатой смеси и осуществляется при помощи специальной системы. Она состоит из топливного жиклера 17, отверстия забора воздуха 18 и клапана 19. В каналах системы образуется смесь, которая при открытии клапана 19 и закрытой дроссельной заслонке через отверстие 22 всасывается на вход в кривошипную камеру двигателя.

Проверка и регулировка карбюратора

Если во время проверки мотора перед сезоном обнаружен плохой запуск, не спешите начинать регулировку карбюратора, как это делают начинающие любители. Чтобы правильно определить причину плохого запуска, выверните запальные свечи и осмотрите их. Если свечи мокрые (сырые), то причина плохого запуска в системе зажигания. Если сухие, следует осмотреть карбюратор и, прежде всего, его систему холостого хода.

Для регулировки системы холостого хода перед запуском мотора нужно вывернуть на 3- 5 мм винт 16 на рычаге дроссельной заслонки, затем запустить мотор и рукояткой румпеля установить минимальноустойчивые обороты двигателя.

Затем следует ввернуть до упора в корпус винт 16, не допуская при этом повышения оборотов. Это зафиксирует положение дроссельной заслонки. После этого рукоятку румпеля вращают против часовой стрелки до упора (положение «стоп»); двигатель при этом не должен глохнуть.

Затем плавно ввертывая и вывертывая винт качества 15 холостого хода, нужно определить «на слух» максимальные обороты на этом режиме. После этого винтом 16 опять необходимо добиться фиксации положения минимальноустойчивых оборотов.

Если во время этой повторной регулировки двигатель заглохнет, его нужно запустить и немного увеличить минимальные обороты путем ввертывания винта 16.

По окончании регулировки винт качества 15 нужно вывернуть на половину или четверть оборота. Благодаря этому топливная смесь будет несколько более богатой, а работа двигателя на холостом ходу вполне устойчивой.

Карбюратор «Вихря» может регулироваться любителями только для режима холостого хода, так как остальные режимы обеспечиваются специально подобранными и проверенными на заводе жиклерами.

При многолетней эксплуатации по мере выработки рычага 6 требуется регулировка уровня топлива в поплавковой камере. Но эту операцию может выполнять только опытный любитель, осторожно подгибая рычаг 6.

Обслуживание карбюратора.

Содержание карбюратора в хорошем техническом состоянии обеспечивает легкий запуск двигателя, его безотказную работу с минимальным расходом топлива, равномерность работы и получение максимальной мощности.

Перед началом сезона карбюратор рекомендуется осмотреть. Проверить затяжку всех резьбовых соединений и крепления карбюратора к картеру. Сняв крышку поплавковой камеры, ее нужно протереть чистой салфеткой от осадка и грязи. Эту операцию рекомендуется повторять в течение сезона дватри раза.

При снятой крышке следует убедиться в герметичности запорного игольчатого клапана и поплавка. Герметичность клапана проверяется путем легкого вдувания воздуха через входной штуцер при закрытом рычагом 6, клапане 7 Если клапан не «держит» воздух, его лучше заменить или притереть иглу с помощью мелкого сухого мела или зубного порошка.

При нарушении герметичности поплавка его лучше заменить, а если нет запасного, то, найдя поврежденное место, запаять его очень тонким слоем олова; важно, чтобы вес поплавка не увеличился, так как это влияет на работоспособность клапана.

Нарушение герметичности клапана и поплавка приводит к переливанию топлива, переобогащению смеси и плохому запуску. Двигатель не развивает максимальных оборотов даже на холостом ходу при полностью открытой дроссельной заслонке.

Далее нужно поочередно, чтобы не спутать, вывернуть все жиклеры, и продуть их. Имеющиеся калиброванные отверстия можно прочистить только остро отточенной спичкой.

Жиклеры изготавливаются из мягких антикоррозийных материалов, их отверстия ни в коем случае нельзя прочищать металлическими предметами, так как это нарушит правильную работу жиклера (увеличит производительность, изменит направление струи и т. д.).

Засорение жиклеров, а также уменьшение уровня в поплавковой камере ведет к работе двигателя на обедненной топливной смеси, его перегреву, потере мощности и другим неприятным факторам.

Работу двигателя на бедной топливной смеси обнаружить весьма просто: нужно на номинальных или максимальных оборотах включить «подсос» 23 (систему холодного запуска). Если при этом обороты двигателя возрастут — значит смесь бедная*.

При эксплуатации моторов «Вихрь» следует иметь в виду, что если холодный двигатель запускается без «подсоса», значит карбюратор дает богатую смесь.

В этом случае двигатель плохо запускается в горячем состоянии, поскольку в смеси явный избыток топлива, который мгновенно испаряется, и смесь получается переобогащенной. Поэтому, если при запуске холодного двигателя включать «подсос» не приходится, то на горячем двигателе его включать нельзя.

* Бедная смесь — это смесь с малым относительным содержанием топлива; богатая (обогащенная) — это смесь с повышенным против оптимального количеством топлива на единицу объема воздуха.

Донная снасть для ловли сазана

Добавить в избранное

Среди рыбаков умение правильно ловить сазана (карпа обыкновенного, «речного короля») является верхом профессионализма. И в этом деле донная снасть уже долгие годы служит рыболовам верой и правдой. Данная технология пользуется большой популярностью, поскольку сочетает в себе простоту, доступную цену и высокую результативность. Об основных тонкостях ловли сазана на донку и пойдёт речь в статье.

  • Устройство донки
    • Катушка
    • Груз
    • Крючки
    • Поводки
    • Кормушки
    • Леска
  • Изготовления донок своими руками
    • Классическая донка
    • Видео: Классическая донка
    • Макушатник
    • Соска
  • Прикормка и наживка для ловли
  • Техника и тактика ловли на донку
    • С берега
    • На течении

Устройство донки

Стандартная донная удочка сконструирована довольно просто. Она представляет собой отрезок лески, намотанный на шпульку или мотовило, к концу которого привязан большой груз. Немного выше от грузила находится несколько крючков с крупной наживой. В процессе ловли нет необходимости непрерывно следить за снастью, можно установить на неё звуковой сигнализатор и просто находиться неподалёку.

Удилище или мотовило

Данное устройство необходимо для гарантирования дальнего и безошибочного забрасывания оснастки при ловле всеми видами донки. Чем дальше будет заброшена наживка, тем более крупный золотистый красавец возьмётся на неё. Такое принцип действует на больших реках и озёрах. Выбор основной части рыболовной удочки зависит от тактики охоты. При отправлении на рыбалку с лодки достаточно взять с собой удилище длиной от 2 м. Но при надобности размещения корма на удалении 70 м и больше придётся воспользоваться длинной снастью. Сегодня мотовило изготавливают из лёгких материалов и с лучшими свойствами по дальности заброса и противодействию нагрузкам от рывков.

Для поимки сазана наиболее подходящей является фидерное приспособление длиной от 3,2 до 4,5 м. Оптимальный для такой ловли интервал тестов — от 60 до 140 г. Если охота на «речного короля» осуществляется в реке на хорошем течении, может понадобиться удочка с тестом до 150 г. Такая снасть должна иметь штекерное устройство.

Катушка

В случае с сазаном применяется в основном мощная безынерционная катушка. Универсальная модель — вариант размером от 3000 до 4000. Ловля пройдёт комфортнее, если данная деталь будет оборудована байтранером.

Главными требованиями к устройству являются:

  • резерв мощности;
  • вместительность шпули;
  • наличие надёжного фрикциона;
  • соотношение стоимости и качественных характеристик.

Грузило требуется для заброса с руки на дальние расстояния и удержания наживки на дне неподвижно, даже при сильном течении реки. Груз позволяет избежать частых повторных забросов, требующих рыбацкой сноровки и создающих определённые неудобства на рыбалке.

Но часто рыбак без опыта использует чрезмерно тяжёлое грузило и с разочарованием созерцает полёт оторвавшейся оснастки. Масса всего механизма не должна быть больше 120–130 г. На леску дополнительно оказывают нагрузку зацепы за водоросли или резкие рывки при вываживании крупной придонной рыбы. Максимальная огрузка требуется лишь при дальнем забросе и вылове карпа на течении. Проблема огрузки снасти решается приданием ей идеально подобранной формы.

Крючки

Не менее важное значение в процессе ловли сазана играет подбор надёжных крючков. Выбор следует остановить исключительно на коротком цевье. Остриё крючка нужно изготавливать с насечками. Пружинистый материал поддёва будет способствовать лучшей уловистости снасти. Подбирать номера крючков нужно в соответствии с размерами сазана, обитающего в месте рыбалки. При установке макушатника для охоты на потенциальный трофей лучше выбрать крючки не ниже 5 номера. Для резинки и ловли небольших рыб достаточно установить 2 номер.

Поводки

Данное приспособление должно быть изготовлено из нейлона или плетёнки сечением 0,14–0,18 мм. Такая леска даёт возможность справиться с высокими нагрузками. Кроме того, рыба не заметит эти поводки в воде.

Кормушки

Можно поставить простую фидерную кормушку.

Для охоты на карпа обыкновенного используют две техники фидерного вылова:

  • приманку забрасывают равномерно в течение всей рыбалки (здесь применяют кормушки в форме прямоугольников или треугольников);
  • прикормку вносят перед тем, как приступить к непосредственной ловле (много стартового прикорма вносят с помощью крупной кормушки, после чего приспособление меняют на грузило).

Леска

Базовой леской может служить монофил, плетёнка или флюорокарбон. Однако лучше всего для вылова «речного короля» подойдёт мононить. За счёт высокой растяжимости она хорошо справляется с погашением рывков, оказывая помощь при вываживании. Плюс плетёнки заключается в том, что она гарантирует дальнее забрасывание и очень высокую чувствительность удочки. Но выводить рыбу с ней намного тяжелее. Что касается флюорокарбона, то он обладает средними характеристиками растяжимости. Если в уловах ожидается сазан массой до 10 кг, достаточно взять леску толщиной 0,3 мм. Для вылова более крупного экземпляра необходимы диаметры 0,35 мм или 0,4 мм.

Изготовления донок своими руками

Удочки для донной охоты могут иметь различные конструкционные решения. При самостоятельном монтаже нужно учитывать немало тонкостей. Предварительно следует запастись необходимыми материалами. Далее представлены пошаговые инструкции по изготовлению трёх наиболее популярных донных снастей.

Классическая донка

Чтобы смастерить классический вариант донной снасти, нужно выполнить следующие операции:

  1. Изготовьте рамку в форме буквы П, используя нержавейку, предварительно обтянутую кембриком из пластика. Далее потребуется сделать рамку с маленькими выступающими частями на краях. На концах нарежьте резьбу. Рамка будет способствовать тому, что леска не спадёт.
  2. Из куска фанеры вырежьте деталь для фиксации рамки и крепежа на берегу. Сторону, которая будет уходить в землю, сделайте заострённой.
  3. Разметьте и просверлите пробоину. Заведите рамку и зафиксируйте её на шайбы с гайками.
  4. На мотовильце, сделанное своими руками, намотайте запас лески.
  5. Подготовьте 5 отрезов из подготовленной капроновой лески на поводки сечением 0,14 мм (длина каждого — от 150 мм). Разметьте место и привяжите на основную леску 5 поводков. Дистанция между ними — 150 м.
  6. Привяжите или установите на карабины грузило весом 80 г.
  7. Завершающий шаг — привяжите «восьмеркой» крючки к поводкам.
Читайте также:  Симфония прикормки (все о прикормках Сенсас).

Видео: Классическая донка

Макушатник

Вся работа по изготовлению макушатника делится на следующие этапы:

  1. На конец метрового отрезка лески нужно привязать плоское грузило.
  2. На втором конце закрепите карабин для установки донки на основную леску.
  3. Используя тонкую нить из капрона, смастерите 4 поводка длиной 150 мм. Привяжите крючки. На двух концах закрепите карабины.
  4. На леске нужно сделать самозатягивающуюся петлю, затем закрепить к ней карабины с поводками.
  5. От плитки свежей макухи отрежьте кусок размером 50×50 мм. В центре вырежьте маленькие отверстия для надёжной фиксации макухи в петле.
  6. На краях сделайте тонкие пропилы и вставьте в них крючки. Очередной вариант донки готов к эксплуатации!

Соска

Снасть «пробка» (или «соска») функционирует подобно макушатнику с единственной разницей, что для прикорма берётся набитая варёной кукурузной крупой пружина. Вылов на пружину даёт возможность использовать различные виды прикормки и усилителей вкуса (с учётом предпочтений конкретного водного обитателя).

На основной леске необходимо прочно закрепить кормушку и установить бусинку для стопора. Из плетёного шнура нужно сделать 4-5 поводков, затем закрепить их по всей окружности кормушки на одинаковом расстоянии. При дальнем забрасывании следует дополнительно установить груз. Для береговой ловли удобно использовать снасть, утяжелённую весом приспособления для корма и наполнителя.

Прикормка и наживка для ловли

Наиболее эффективной приманкой и наживкой для охоты на рассматриваемый вид считаются залежавшиеся сушёные кукурузные зёрна. Данный зерновой продукт гарантирует успешность рыбалки — даже после продолжительного нахождения в воде этот вид злаковых сохраняет плотную структуру и остаётся привлекательным для водных обитателей. Этот натуральный прикорм способен соблазнить на поклёвку даже самого крупного сазана. Зёрна сверлят поперёк и насаживают прямо на остриё крючка.

Хорошо себя зарекомендовал также кислый горох. Продукт является вторым по популярности среди рыболовов. На закрытых водоёмах можно использовать нарезанную кубиками варёный картофель и даже измельчённое жареное сало.

Техника и тактика ловли на донку

Поймать сазана мечтает каждый рыболов, однако не все его могут вытащить на берег. Донка даёт возможность ловить эту рыбу на дальних дистанциях, на глубине или на течении, куда точно забросить прикормку не представляется возможным. Способ вылова золотистого красавца на донку зависит от того, используется ли лодка при размещении оснастки и вываживании рыбы. Упростить процесс извлечения сазана из воды помогут описанные ниже советы.

С берега

При забросе снасти с береговой линии сначала выбирают место, прикармливают его, затем клипсуют удочку и забрасывают снасть всё время в одну и ту же зону. Не забывайте снимать леску с клипсы после заброса, в противном случае клюнувший сазан потянет удилище в воду. Чтобы легко определить и зафиксировать точку ловли, установите на выбранном месте специальный маячок. Используйте для этого бутылку из пластика или большой поплавок. Опустите в бутылку светлячок для поплавочной рыбалки — тогда маяк будет заметен ночью даже в полной темноте.

При забрасывании не старайтесь всегда попадать в область перед бутылкой, поскольку крупный сазан любит брать приманку с края кормушки. После заброса установите удилище на подставку. Чтобы видеть поклёвки, используйте электронные или механические сигнализаторы (колокольчики, звоночки). Так как для вылова «речного короля» требуется немало настойчивости и выдержки, применяйте несколько удилищ, забрасывая их в разные точки.

На течении

Использование лодки существенно облегчает процесс выбора зоны вылова золотистых красавцев, их прикармливания в этом месте, а также фиксации удочек и завоза снасти. В качестве прикормки берите зерновые (на одно удилище — литровую банку кукурузы и гороха) и кладите оснастку.

Выведите удилище на берег и установите на стойки с сигнализаторами, либо же повесьте колокольчик. При поклёвке сазана производите вываживание прямо с берега, а в случае, если рыба заводит в коряги или камыш придётся воспользоваться лодкой. После выматывания оснастки на берегу поменяйте насадку, а удочку снова поместите в выбранное место.

Рыбалка на сазана с донными оснастками — захватывающий процесс, требующий внимательности и терпения, поскольку поклёвки не слишком частые. Но если как следует подготовиться к вылову и принять во внимание все вышеизложенные рекомендации, хороший трофей непременно окажется в подсачеке.

Ловля сазана на донку

Сазан считается ценной рыбой. Его желает поймать, наверное, каждый рыболов. Наиболее распространенным способом его ловли с использованием донок. Подойдут как стальные пруты, так и специальные карповые удилища.

Сбор донной снасти для ловли сазанов

Ловля сазана на донку подразумевает использование надежных и крепких элементов оснастки. Удилище для лови сазана должно быть жестким и посылистым, чтобы без труда могло забросить насадку за 100 метров. Это карповики. Тест таких удилищ превышает 200 грамм. Длина их примерно 4 – 4,6 метров. Это складные удилища, состоящие из 3 частей.

Подойдет и советский прут. С его помощью можно забрасывать снасти под 100 метров. Используются такие пруты с невской катушкой. На карповики устанавливают катушки с байтраннером. Емкость шпули на таких катушках от 5000 до 8000. Чем больше емкость шпули, тем дальше будет лететь насадка с грузилом.

При ловле сазана на донку используются лески диаметром 0,35 мм. Хорошей альтернативой лескам являются плетеные шнуры. Леска должна полностью заполнить шпулю. Чтобы не тратить много материала используют так называемый бекинг. Наматывают старую леску примерно до половины шпули, а то и больше. Сверху бекинга мотают основную, на которую предполагается ужение.

Отдельно остановимся на донных оснастках для ловли сазана. Их существует большое множество, но практически все они во многом повторяют друг друга. На рисунке изображены основные типы:

1 – кормушка; 2, 6 – дробинки; 3 – плоский грузик; 4 – поводок; 5, 9 – вертлюжки; 7 – кольцо, одетое на трубку; 8 – основная жилка

Как видим, оснастки простейшие. Однако следует указать толщину поводка. Самое слабое место любой оснастки – это поводок. Для сазана толщина поводка не должна быть меньшей 0,25 мм. Причем, это флюорокарбоновый поводок. Если протестировать его на разрыв, то такой поводок уступает на 10-15 % основной леске. Вертлюжки должны быть самыми качественными и привязанными способами, указанными на нашем сайте.

Крючки для сазана донку ставим несколько крупнее, чем при ловле на поплавок. Подойдут № 4 закругленные. Обязательно проверяем, чтобы они были острыми.

Грузила ставим обычные: плоские, грушевидные и с шипами. Их вес варьируется от 40 до 100 грамм. Если ловим на реках с большим течением, то лучше использовать торообразные грузила с шипами.

Важнейшим элементом донной рыбалки на сазана являются сигнализаторы. Сегодня существует множество видов сигнализаторов. Есть с дистанционным управлением, светящиеся, звуковые. Если вы используете родподы в качестве подставок, то на каждую рогульку поставьте сигнализаторы, и они вас известят о поклевке.

Прикормка и насадки для ужения сазана на донную снасть

Кормить сазана следует за несколько часов до его ужения. Чтобы поймать сазана на донку требуется до ведра прикормки. В ее состав входит такие компоненты:

  • Жмых;
  • Гранулированный комбикорм;
  • Вареная кукуруза;
  • Сыпучие магазинные добавки;
  • Бойлы;
  • Горох;
  • Перловка

Все это перемешивается в одной емкости и доставляется в точку лова. Лучше всего забросить маркерное удилище, заплыть на лодке, и закормить место. Если нет лодки, то из прикормки лепят шары и бросают их с помощью рогатки или кобры.

В прикормку добавляют сиропы, дипы, жидкие и сухие ароматизаторы для сазана на донку. В рыболовных магазинах можно приобрести великое множество аттрактантов и добавок именно для карпа и сазана.

Ловят сазана на бойлы, горох нут, консервированную кукурузу, черви, вареный картофель, мастырку.

Пробивка дна для донной рыбалки на сазана

Чтобы поймать сазана на донку необходимо пробить дно и промерить глубину. Для этих целей отлично подойдет беспроводной эхолот. Он используется для исследования акватории с берега. Это устройство в виде шара коннектится к смартфону или планшету по блютузу. Шар цепляется к основной леске удочки и забрасывается в водоем. Дальность работы прибора 80 метров.

На смартфон передается информация о структуре дна, глубине, наличии рыбы. Если эхолота нет, то используется специальное грузило с шипами. Его также привязывают к основной леске и забрасывают на место ловли. С его помощью можно определить глубину и структуру дна.

Наша задача найти выходы из ям и бровки. Места с ракушкой и неровностями на дне. В таких точках естественный корм скапливается в больших количествах. Там собираются стаи крупных рыб, в том числе сазаны.

Тактика ловли сазана на донку

Ловля сазана на донку длится не один день. Опытные сазанятники проводят трехдневные и многодневные сессии. Они утверждают, что первый день используется для поиска перспективных точек, для закармливания и устройства места. И они правы. Приезжают на рыбалку на сазана после обеда. Обустраиваются и плотно закармливают место.

Начнет брать он поздно вечером или уже ночью. К этому времени все должно быть настроено и подсачек разложен. Поклевки сазана резкие, он не дает шансов рыбаку на раздумья и время на распитие напитков. Если поклевка хорошая, то рыба, как правило, уже на крючке. От рыболова требуется размашистая подсечка, чтобы крючок еще глубже впился в губу.

Дальнейшие действия рыболова – следить, чтобы рыба не ушла в коряги и не спеша работать катушкой. Рыба сначала будет гулять по водоему. Пусть поплавает. Если фрикцион настроен правильно, то рыба никуда не денется. Она немного погуляет, а потом постепенно устанет. Конечно, потребуется 10, 20,30 минут, а то и больше, в зависимости от величины трофея.

Поймать сазана на донку мечтает каждый. Однако, не все его могут вытащить на берег. Чтобы не усложнять процесс вываживания, используйте длинный сачок с большой головой. После извлечения такого экземпляра следует затишье в клеве, так как шум при выживании обычно хороший. Эту паузу можно использовать для селфи с пойманным трофеем, чтобы получить годные фотографии на память.

Ловля сазана на донку очень увлекательный процесс. Удача приходит к тем, кто умеет учиться, кто терпеливо ждет поклевок и аккуратен при вываживании рыб.

Хорошие рыболовные интернет магазины позволят вам приобрести любые товары для рыбалки по выгодным ценам!

Подписывайтесь на нас в социальных сетях – через них мы публикуем много интересной информации, фото и видео.

Популярные разделы сайта:

Календарь рыбака позволит вам понять, как клюют все рыбы в зависимости от времени года и месяца.

Страница рыболовные снасти расскажет о многих популярных снастях и приспособлениях для ужения рыбы.

Насадки для рыбалки – подробно описываем живые, растительные, искусственные и необычные.

В статье прикормки вы познакомитесь с основными видами, а также с тактиками их использования.

Изучите все приманки для рыбалки, что бы стать настоящим рыболовом и научиться правильному выбору.

Ловим все

Все о ловле рыбы, снастях и оснастках

  • Главная
  • Важное
    • Важные мелочи
    • Забавные истории
  • Донка
    • Фидер
  • Зим приманки
    • Балансиры
    • Блесна
    • Болды
    • Кивки
    • Мормышки
    • Чертики
  • Зима
    • Лещ
    • Окунь
    • Плотва
    • Судак
    • Щука
  • Поплавок
    • Боло
    • Матч
    • Мах
  • Прикормки
    • Наживки
    • Насадки
  • Приманки
    • Блесна
    • Воблеры
    • Комби
    • Мушки
    • Резина
  • Рыбалка
    • Беларусь
    • По месяцам
    • Прочие рыбы
    • Россия
    • Украина
  • Снаряжение
    • Кораблик
    • Крючки
    • Лески
    • Лодки
    • Эхолоты
  • Спиннинг
    • Джиг
    • Катушки
    • Нахлыст
    • Секреты

Ловля сазана на донку

Мечта поймать крупного сазана посещает многих рыболовов, ведь так хочется помериться силами с этой невероятной мощи, красивейшей рыбой. Но чтобы ловля сазана стала успешной, от рыболова потребуются некоторые знания о повадках этой рыбы, её поиске, тактике прикармливания и т.п.

Поиск мест обитания сазана

Хороши места для ловли под резкими обрывами, здесь сазан часто ходит совсем близко от берега по закоряженной бровке. Опытные береговые сазанятники накоротке рыбачат мощной береговой полудонкой, соблюдая максимальную тишину и маскировку. Хотя чаще сазанятники применяют лодку, очень удобно с ней рыбачить, даже если это обычная надувашка. С помощью ловля значительно упрощается, расширяются возможности по точности прикармливания, проще выбрать удачное место. Перспективны медленные глубокие обратки (7-9 м), идущие в противоположную сторону от фарватерного течения.

Очень интересны затопленные косы, полого уходящие в сторону русла, где резко сваливаются в глубину. Течение на таких участках бывает очень приличным, но крупные сазаны не чураются стремнины, хотя все же часто попадаются на более-менее спокойном течении. И конечно, очень интересны закоряженные места, в которых прячутся бронзовые речные красавцы. Там же, где дно чистое, крупный сазан тяготеет к речному простору, любит широко гулять по плесу, где непросто пересечься с рыбой. Так что чаще привязка идет к свалам тиховодных ям, именно там находятся основные колонии ракушки (перловицы и катушки) – любимый сазаний корм. Неслучайно рыбалка на Волге бывает очень эффективна в самую жару середины лета с началом массовой гибели ракушки.

Прикормка на сазана

Ориентиром хороших сазаньих мест обычно являются уловы специализирующихся рыболовов. Определив место, где есть этот красавец (или должен быть), самое время подумать о прикорме, в большинстве случаев он имеет решающее значение в успехе, и все хлопоты окупаются с торицей, когда над прикормленным местом появляются обильные пузыри – подошел родимый, а поймать это дело техники! Некоторые бывалые рыбаки хвалят прикорм давленой ракушкой, собирают ведра два, разбивают на плоском камне, замешивают с глиной, лепят крупные шары (практически с футбольный мяч), слегка подсушивают и завозят с помощью лодки в необходимую точку. И на растительный корм сазан отзывается не хуже леща, кушает основательно, мигом разгоняя разнообразную бель.

Большое количество корма гарантирует, что до подхода сазана другая рыба не выест чужую пайку – значительная часть должна остаться хозяину, иначе место не будет для него интересным, не в привычках сазана довольствоваться объедками леща или густеры. Неспроста и в Западной Европе, и на Волге сазанятники по 2-3 ведра растительного корма бухают в воду. Благо отличный результат дает и дешевый корм в виде простой «деревенской еды»: распаренный комбикорм, бросовый горох, подсолнечный жмых, распаренные зерна пшеницы или перловки. Очень хорошо добавить вареной или консервированной кукурузы, великолепно срабатывает подкисшая (пару дней подержать на солнце) – бель отпугивает, а сазан обожает кукурузу с душком. И улов не заставит себя ждать!

На участках с относительно умеренном течением корм подкидывают россыпью с лодки, закармливая участок в 20-30 кв. м. На более сильной струе закатывают в глину, бросая шары немного выше точки лова, закармливая все тот же достаточно обширный участок. Точечно прикорм на дно не укладывают по следующим причинам. Во-первых, сазаны лучше «пасутся» на довольно обширном кормовом поле. Во-вторых, чем компактнее лежит корм, тем кучнее собирается мелочь, часто смелеющая до такой степени, что далеко не сразу сазану удается разогнать малявок. В-третьих, если ловля идет с лодки, то очень сложно ловить по компактному пятну корма. Ведь лодку обычно ставят на один якорь, да еще на фале раза в два больше глубины, чтобы ничто не мешало вываживанию рыбы. Соответственно, судно немного перемещается поперек течения (особенно существенно при ветре), и теряется прикормленная точка. В ее районе иногда ставят буй, но при вываживании сазан часто накручивает леску за фал, идущий к грузу.

Читайте также:  Грузило-головка

Напрашивается применение традиционной у речников большой сетчатой кормушки, опуская ее в отвес чуть ниже лодки. Но что хорошо для леща или язя, не очень-то годится для волжского сазана – осторожная рыба неохотно подходит к лодке, да и самой сетки побаивается. При ловле с берега нередко используют сетчатые кормушки, но если забрасывать их вниз по течению, то часто именно она ловится крючком вместо сазана. Поэтому используют спиральные или обычные проволочные модели. Дополнительно подкидывается несколько плотных шаров корма, замешенного в глину – чтобы создать более обширное кормовое поле.

Идеально привадить сазана, пару-тройку суток подкидывая корм рано утром и поздним вечером. Если планируется с одной ночевкой, то массированно кормят на закате, а ловить начинают на рассвете, прикормив в 2-3 раза меньше. Когда рыба подойдет, то ее не помешает подразнить, подкинув совсем немного отборного, самого лакомого корма. Только такой идет и на приманки.

Лучшие насадки на сазана

Несмотря на свою огромную пасть и неслабый аппетит, сазан любит побаловать себя разнообразными маленькими вкусностями вроде верткого молодого червячка, опарыша, шитика, кузнечика. Да и всевозможные «крошки» растительного происхождения не побрезгует подобрать. Но чаще применяют достаточно крупные приманки, которые откровенной мелочи в рот не лезут. Вообще-то нет «самой лучшей» приманки, признаваемой всеми доночниками, сазан – большой гурман и привереда. Только ранней весной и в начале лета однозначно тяготеет к животной пище. И в эту пору технологии массированного прикармливания собирают крупную бель – леща, язя, трофейную плотву, которые часто вместе с сазанами идут в прилове. К этой пирушке очень часто подходят и сомы, но опытные рыболовы используют снасти достаточной мощности и прочности, поэтому сомы вываживаются без особых проблем.

Весной и в начале лета хорош выползок. Хвалят рыбаки и раковую шейку, также любит сазан ракушку-перловицу, причем без особых проблем заглатывает целую крупную.

Особенность ловли на ракушку – применение жесткого поводка, ведь при подмотке эта наживка активно вращается как заправский пропеллер, скручивая мягкую леску или плетенку. Хорошо показывает себя жесткая толстая (0.45-0.5 мм) монолеска длиной 20-30 см. Крючки при ловле на ракушку применяют крупные, почти сомовьи — №1-2. Надеваются 2-3 ракушки. Как шутят старые сазанятники – «приличный сазан ловится лишь тогда, когда наживка тяжелее груза». В летнюю жару ловля сазана на донку становится трудовой, и тогда переходят на растительные насадки – недоваренный молодой картофель, подсолнечный жмых, крупный горох, фасоль, тесто и пр.

Идут эксперименты с бойлами, которые отлично держатся на крючке, продолжительное время остаются целыми в воде, не по зубам мелочи, из-за пористой структуры долго удерживают запахи ароматизаторов – «одно но – речной сазан должен въесться в непривычную для себя насадку, требует приваживания этими же бойлами или хотя бы добавления значительной их части в другой более доступный прикорм. Это очень дорого, если покупать хорошие бойлы, поэтому делают их самостоятельно на основе кукурузной и соевой муки, манки, сухого молока, перемолотого жмыха и ароматизаторов. Хвалят и «пышки», известные многим отечественным сазанятникам с незапамятных времен. Из теста (мука с манкой) катаются галушки размером с лесной орех и обжариваются в кипящем подсолнечном масле. В тесто добавляют ароматизатор, к примеру, в самых низовьях Волги рыбаки хвалят чеснок.

Снасти для ловли сазана

Снасти обязательно должны быть надежными и прочными. Обычно ставят не более двух-трех донок. Как правило, это мощные с тестом под 100-120 г, стеклопластиковые или «композитные» двухколенные спиннинги. В качестве катушки отлично подходят модели типа «Невские», особенно на небольших и средних дистанциях заброса. Оригинальные «Невские» очень надежны, обладают мощной трещоткой, при сноровке удобно вываживать рыбу, подматывать и стравливать леску. При этом не бояться грязи и воды. Но также в качестве катушки подойдут и мощные карповые безынерционки.

В качестве основной лески часто ставят традиционные 0.5 – 0.6 мм, иногда и более тонкие, вплоть до 0.3 мм. Но при береговой ловле леска подвергается сильному контакту с острым донным ракушечником, обильно устилающим сазаньи бровки, быстро приходя в негодность, зачастую после каждой рыбалки приходится отрезать десяток метров. И если применяется мягкая плетенка диаметром 0.10-0.13 мм, то ее может хватить буквально на 3-4 рыбалки, хотя при озерной карповой ловле она может прослужить не один сезон. Поэтому речные береговые сазанятники сознательно упрочняют свои снасти. Один из вариантов: основная леска 0.6 мм, поводок 0.5 мм. Хотя монтажей существует немало.

Один из простейших, проверенный десятилетиями: плоский скользящий груз весом 80-200 г (масса зависит от силы течения) пускается на основную леску, которая соединяется с поводком через мощный надежный вертлюг, между ним и грузом традиционный пластиковый или силиконовый отбойник.

Процесс вываживания

Вываживание сазана вызывает даже у опытных рыбаков немалые проблемы. У некоторых доночников отработан своеобразный способ, также работающий на крупном судаке и соме средних размеров, которому еще можно диктовать свои условия прочной снастью. После успешной подсечки вываживание не форсируется – удилище просто удерживается вертикально, вся инициатива отдается рыбе. Пусть делает, что хочет, удочка и растяжимая леска гасят рывки. Если потяжки особо сильные, на грани прочности поводка, дают отработать катушке, но минимальное количество метров – лишь бы не оборвала поводок. И лишь почувствовав, что рыба капитально ослабела и поднялась от дна, начинают выкачивать, переваливая ее через бровку. Если все же сазан упрется в нее, ни в коем случае не тянут дальше, а ослабляют фрикцион, давая возможность рыбе чуть отойти, вновь пусть погнет удилище – рано или поздно все равно поднимется, тогда провести ее через бровку будет легче.

Ловля сазана на донку

Сазан — он же карп обыкновенный. Сазан — дикий представитель семейства карповых рыб. Это желанный трофей для рыболовов, ведь он достигает больших размеров от 20 до 50 килограммов. Ловля сазана на донку предпочтительнее всего, так как он обитает на глубине. Особенно часто его можно найти в глубоких ямах, вплоть до 20 метров. Там у сазана располагаются «лежки».

Особенности донной снасти для ловли сазана

Так как сазан — сильная рыба, то и выбор снаряжения должен быть подходящим, чтобы укротить крупного противника. Донная ловля предполагает использование тяжелых кормушек.

  • при выборе удилища отдаем предпочтение крепким и гибким палкам с тестом до 200 гр;
  • для того чтобы успешно вываживать сазана, подойдет средняя длина удилища 2.5 — 3.2 метра;
  • можно использовать безынерционные и мультипликаторные катушки с размером шпули от 4000 до 6000;
  • в качестве основной лески рекомендуем использовать плетеный шнур с толщиной 0.35 — 0.4 мм:
  • используем скользящую оснастку с тяжелым грузилом.

Выбираем место для ловли

Как уже сказано выше, сазан любит глубину. Широко распространен на больших пресных реках, например на Нижней Волге, Каме, Нижнем Дону, на некоторых реках Урала.

С помощью эхолота или другим способом отыщите места, где относительно неглубоко, но при этом рядом находятся крупные глубокие ямы. В этих ямах, с большой вероятностью, и обитает сазан. Находить подходящие места нужно заранее, не в день рыбалки.

Также рассмотрите глубокие места возле омутов, среди камышей. Места, в которых есть затопленные деревья, коряги тоже часто являются пристанищем для сазана.

Тактика ловли

После выбора подходящего места нужно его «прикормить». Забрасываем прикорм по течению к месту будущего заброса удочки. Для эффективной ловли используется несколько удилищ.

Снаряжаем их и забрасываем веерным методом. То есть, один заброс делаем немного поодаль от потенциального места скопления рыбы, другой делаем максимально близко к этому месту, а третий ближе к руслу реки. Подплывать на лодке можно достаточно близко, следовательно, забросы получаются недальние.

При вываживании нужно проявить терпение, не спешить. После подсечки постепенно подтягивайте леску, чтобы не оборвать ее и не упустить рыбу. При попытке зажать фрикцион может произойти обрыв поводка. Рыбачить лучше с напарником, ведь в момент подведения рыбы к лодке нужно подцепить ее сачком.

Ожидая поклевку, главное — не спешить. Легкие колебания кончика удилища, скорее всего, сигнализируют о том, что до прикормки добралась мелкая рыбешка, мы же ждем сильную поклевку.

Самая удачная ловля происходит в теплые месяцы (май-октябрь), в это время рыба наиболее активна. Рыбалку лучше начинать до рассвета солнца, до наступления сильной жары, от которой сазан прячется в камышах.

Оснастка для ловли сазана

Для ловли сазана применяют оснастку со скользящим грузом со сквозным отверстием, то есть такую, по шнуру которой груз спокойно перемещается. Скользящий груз практически не запутывается на течении. Вес грузила подбирается в зависимости от силы течения и глубины. Обычно достаточно 30−60 гр, в местах с сильным течением вес может доходить до 200 гр.

Для насадки на крючок воспользуемся пропаренной кукурузой. Кукурузу можно приготовить в микроволновке. Для этого заливаем зерна водой и ставим ее в печь на 20 минут. Такая кукуруза остается достаточно жесткой, но теперь ее можно насадить на крючок.

Жмых выбираем быстрорастворимый для того, чтобы он оставлял за собой шлейф в сторону насадки, привлекая рыбу. Жмыха понадобится много, так как периодически его придется менять.

Этапы монтажа оснастки:

  • продеваем основной шнур через сквозное отверстие в грузиле;
  • надеваем на шнур резиновую бусинку, потом обычную жесткую бусинку, а затем силиконовый стопор;
  • привязываем карабин, стопор доводим до карабина вплотную;
  • поводок из лески 0.2 — 0.25 мм с крючком 4 — 6 номеров также оснащаем стопором для жмыха, след от которого будет привлекать сазана. Стопор расположен в 15 — 20 см от крючка;
  • в жмыхе делаем отверстие и насаживаем его на поводок;
  • поводок соединяем с карабином основной леске;
  • на крючок достаточно насадить одно зернышко кукурузы.

Закидушка

Это разновидность донной ловли без использования удилища, для ловли с берега. Для этого нам понадобится леска, длиной около 50 м, с толщиной 0.8 мм. В качестве груза используем грузило весом примерно 150 гр, со сквозным отверстием. Плетенка 0.6 мм. Несколько крючков 1−2 номера.

Этапы монтажа оснастки:

  • продеваем леску через сквозное отверстие в грузиле, надеваем;
  • делаем затягивающуюся петлю;
  • делаем поводок из плетенки длиной 25 — 30 сантиметров. На краях поводка привязываем крючки;
  • поводок продеваем через петлю на леске. Фиксируем поводок на леске, продев через образовавшуюся петельку поводка крючки и затянув ее;
  • жмых устанавливаем в петлю и затягиваем ее. В местах соприкосновения с леской, на жмых можно сделать небольшие углубления для большей крепости;
  • крючки втыкаем в жмых.

Насадки

При ловле могут применяться как животная приманка, так и растительная. Самым распространенным вариантом остается кукуруза. Это простой и бюджетный вариант. Приобрести сухую кукурузу можно на рынке или в магазине в нужном количестве. Приготовление такой кукурузы уже было описано выше. Для ленивых рыболовов подойдет консервированная кукуруза, приобрести которую можно в любом продуктовом магазине.

Другие виды насадки:

  • ловля на бойлы — специальные шарики с ароматизаторами;
  • ловля на вареный картофель;
  • ловля на беззубку (моллюск);
  • ловля на червей и опарышей.

Макушатник

Очень схож с закидушкой. Отличие состоит в том, что макуха закрепляется на металлической пластине, иногда это непосредственно грузило. Макушатник часто используют для ловли с удилищем, в отличие от закидушки. В таком случае применяют леску длиной 150 метров и диаметром 0.25 мм.

Донка с пружиной

Это разновидность донок с кормушкой, которую рыболов может изготовить своими руками или приобрести в рыболовном магазине. Подходят для любых быстрорастворимых приманок.

Принцип работы: внутренняя пружинка сдавливается, фиксируется подкормкой (любая легко растворимая в воде, чаще всего кусочки хлеба) и забрасывается в воду. У кормушки имеются 2 отверстия, через которые можно пропихнуть продолговатый хлебный кусочек, что позволит закрепить пружинку. Спустя несколько минут приманка размокает, и пружинка разжимается, выбрасывая содержимое наружу.

Как прикармливать сазана

Прикармливается сазан заранее, задолго до рыбалки. Опытные рыболовы начинают прикормку за несколько дней до дня ловли, так они достигают максимального улова. Прикормка должна быть частично или полностью совпадать с приманкой на поводке.

Таким образом, оптимальная приманка это смесь из круп, комбикорма и жмыха. В сущности, для приманки подойдет все съедобное, что имеется под рукой. Также отдельно продаются специальные прикормки, но они выходят дороже и не всегда подходят для рыбы в вашем водоеме.

Другие снасти, которые можно использовать при ловле сазана

  1. «Соска». Разновидность донной снасти с удилищем 3 — 3,5 м, оснащенной безынерционной катушкой с размером шпули 3500 — 4000. К концу основной лески привязывается кормушка под названием «соска». Ее делают из пробки от пластиковой бутылки. К кормушке привязываются короткие поводки 7 — 10 см из плетенки толщиной 0,14−0,16 мм. Пробка набивается прикормкой, всасывая которую сазан заглатывает крючки.
  2. Фидер. Для речной ловли на сазана используют удилища длиной 3.5 — 4 метра с тестом до 200 гр. Вес приманки обычно около 100 — 120 гр. Размер шпули катушки 3500 — 4000. Леска длиной 150 — 200 м, толщиной 0.3 — 0.35 мм. Преимущество фидера — дальность и точность заброса.
  3. Болонская удочка. Эта поплавочная снасть позволяет ловить сазана в проводку. Удилище должно быть длиной 6 — 8 м, катушку лучше использовать инерционную с легким вращением барабана. Основная леска нужна диаметром 0,3−0,35 мм, поводок толщиной 0,25−0,28 мм. Для болонского способа ужения требуется специальный поплавок для ловли на течении и соответствующее грузило.
  4. Маховая удочка. Эта поплавочная снасть применяется рыболовами при ловле на участках с подводными препятствиями (упавшие деревья, кусты, окна водорослей). Удилище используется мощное длиной 4 — 5 м, основная леска 0,5−0,7 мм, поводок длиной 40 — 60 см и толщиной 0,3 — 0,5 мм. Поплавок и грузило можно установить легкие, а вот размер крючка должен быть в пределах № 6−4.

Оцените статью
Добавить комментарий