Глубоководные воблеры

🎣 Лучшие воблеры для троллинга на 2021 год

Многие рыбаки переходят со стандартных удочек на специальные спиннинги, потому что они удобнее и порой дают неплохие результаты. Но важно не только знать все об «орудии», но и применять только правильную наживку, что позволит удить рыбу на береговой линии или лодке. Если выбирается последний вариант, есть высокая вероятность заинтересовать хищника, но чтобы его поймать требуется использовать особую приманку.

Редакция сайта «ЯНашла» подготовила для Вас рейтинг лучших воблеров для троллинга на 2021 год.

Особенности такой наживки

Большинство профессиональных рыбаков считают ловлю троллингом – пассивной рыбалкой. Однако, это неверное суждение, потому что правильно подобранная наживка способна заинтересовать даже крупную рыбу, а все что останется сделать рыбаку – правильно вывести добычу. Чтобы это удалось выполнить с первого раза, человеку важно изучить некоторые особенности основных приманок – воблеров. Часто при их выборе отталкиваются на следующие характеристики:

  • Изделие должно обладать хорошим показателем заглубления. Минимальное значение составляет 2.5 м;
  • Чтобы поймать крупного хищника, человеку следует подбирать соответствующую приманку, потому что миниатюрные исполнения не справятся со своей задачей;
  • Некоторые рыбаки активно применяют изделие, обладающие вспомогательным звуковым эффектом. Однако другие рыболовы не рекомендуют их покупать, так как считают пустой тратой денег. Поэтому здесь, человек должен решить самостоятельно, покупать модели с дополнительными функциями или нет;
  • Важно понимать, что воблеров продается большое количество, но не факт, что все они отличаются хорошими свойствами. Поэтому начинающему рыбаку рекомендуется приобретать модели известных производителей, так как их испытал не один рыболов.

Также при покупке этого изделия уделяется внимание окрасу, который должен приобретаться индивидуально под каждый водоем. Учитывается время года, сезон, погодные условия, и на какого хищника идет человек.

Правильная покупка воблеров

Начинающему рыболову подобрать хороший вариант не так легко. Потому что нужно учитывать многие факторы. Чтобы не было никаких проблем, рекомендуется немного ознакомиться с различными моделями и знать какие изделия подойдут для применения в выбранном водоеме. Сделать это можно как в беседе, так и найти ответы на тематическом форуме.

Большая часть пользователей, которые предпочитают троллинг, разделяют выбор по двум критериям:

  • Виды рыбы;
  • В какой сезон проводится рыбалка.

Выбор в зависимости от рыбы

Важно понимать, что при охоте на один и тот же воблер каждый хищник реагирует по-разному. При этом нередки случаи, когда человек оставался с ничем, хоть рыба и показывала хорошую игру. Чтобы не было никаких проблем стоит покупать модели для каждой рыбы индивидуально. Поэтому человеку следует тщательно изучить все тонкости этого дела, прежде чем приступать к ужению рыбы:

  • При охоте на судака стоит отдать предпочтение моделям, которые имеют яркий кислотный окрас, при этом заглубление должно быть хорошее. Связано это с тем, что подобная рыба часто обитает в небольших ямах, поджидая свою добычу.
  • Щука лучше всего клюет на воблер, который имеет более удлиненную форму, при этом заглубление его не должно быть минимальным. Желательно, чтобы наживка находилась посередине. Окрас следует подбирать исходя из сезона и мутности воды. Универсальных вариантов здесь нет.
  • Самое сложное – привлечь внимание окуня. Для этого нельзя использовать крупные воблеры с большим заглублением. Если результата так и не будет, то стоит начать экспериментировать, потому что общие правила не всегда гарантируют успех.

Сезон

Любой опытный рыболов скажет, что перед походом за хищником нельзя забывать о сезоне. Потому что он указывает на возможное местоположение рыбы, а также ее вкусовые предпочтения. При выборе наживки от этих показателей зависит конечный результат. В зависимости от времени года используются различные варианты:

  • Если человек собирается удить рыбу в весенний или летний период до наступления жары, лучше отдавать предпочтение моделям с заглублением не более 2.5 м. Потому что в это время хищник не уходит далеко ко дну, а присутствует на отмели, чтобы погреться. На окрас изделия влияет мутность воды, чем она грязнее, тем ярче следует подбирать приманку, иначе рыба ничего не увидит. Не стоит покупать модели естественных цветов, так как есть вероятность, что хищник просто проплывет мимо и не заметит такую рыбу.
  • В жаркую летнюю погоду большая часть рыбы забирается в глубокие места, чтобы охладиться. Поэтому для этой рыбалки необходимо покупать изделия, которые легко туда проходят. Уделяется внимание моделям способным погружаться от 3 метров и ниже. Часто используется яркая окраска, однако здесь можно попробовать и естественные цвета, потому что хищник может клевать и на них.
  • Но лучше всего проводить троллинг осенью, так как это время года наиболее благоприятно для такой рыбалки. Чтобы впечатлить друзей или знакомых хорошим уловом, следует использовать различные приманки, наибольшим спросом пользуются модели с большим заглублением и кислотного цвета.

Что требуется для троллинга

Особенность троллинга — в том, что им может заняться практически каждый человек. В этой рыбалке нет никаких нюансов и недоговоренностей, все предельно просто. Однако для положительного результата, человеку потребуется хорошая лодка с мотором, специальный спиннинг и приманки. Когда все пункты соблюдены, можно приступать к охоте на рыбу.

Чтобы процесс всегда давал положительный результат, никогда нельзя забывать о составляющих снасти. Потому что от этого и зависит успех:

  • Рекомендуется подбирать спиннинговые удилища, которые имеют тест до 40 граммов. Больше этого значения приобретать не рекомендуется.
  • Желательно приобретать только безынерционную катушку, которая имеет шпулю в 3000-4000. Однако встречаются рыбаки, которые игнорируют это правило и используют мультипликаторы, при этом у них все хорошо получается.
  • В качестве основы рекомендуется устанавливать специальный шнур, прочность которого должна превышать 15 кг, он гарантирует максимальную надежность.
  • Используется фурнитура только хорошего качества, однако размер ее должен быть небольшой.

После того, как человек найдет качественный спиннинг, можно приступать к охоте. Для этого потребуется закрепить приманку через вертлюг с застежкой, после чего забросить ее и медленно двигаться по водоему. Удочку желательно закрепить на специальные застежки, но если таковых нет, то ее можно держать в руках. Особенность такой рыбалки в том, что человек может применять от 1 до 5 различных удилищ, при этом везде будет использоваться разные приманки. Такое решение дает возможность легко ловить рыбу на большом участке.

Определить клюнула рыба или нет можно по кончику спиннинга. Если он сильно изогнется, рекомендуется немедленно проводить подсечку и аккуратно вываживать добычу. А чтобы это сделать лучше всего, следует уметь работать с фрикционном. Потому что только так, человек без особых проблем вытащит хищника. Конечно, с первого раза может не получиться, но по мере опыта все встанет на места.

Топ лучших глубоководных моделей

Хорошая модель, которая была разработана для применения на глубоководных горизонтах. Продукт отличается надежностью и качеством изготовления. Приманка легко привлечет внимание хищника и заставит его следовать. Изделие стабильно держит заданную глубину. Продукт отлично подойдет для троллинга, а также ловли спиннингом с лодки. Продукт изготовлен из качественного ударопрочного пластика, которые при движении вызывает сильные колебания.

Средняя стоимость – 560 рублей.

  • Привлекательный окрас;
  • Качественное исполнение;
  • Эффективность;
  • Простое использование.

Лучшие воблеры для троллинга на водохранилище.

Впервые приступая к рыбалке на водохранилище, рыболов испытывает восхищение и растерянность от размеров водоема. Километры водной глади! Кажется, рыбы должно быть тоже море, но на практике не всегда удается с наскока, традиционным джигом, воблерами или блеснами, поймать вообще хоть что-то. На выручку может прийти такой способ ловли как троллинг.

Для начала берете любой глубоководный воблер из вашей коробки и, распустив за кормой своей моторной лодки леску с этой приманкой, начинаете на холостом ходу не спеша двигаться по водохранилищу. Вы поймете, что у водоема есть затопленные бровки – бывшие берега русла, и вдоль бровок очень легко на глубине найти хищную рыбу, и получить первые поклевки.

Троллинг помогает изучить водоем, найти хищника, быстрее приступить непосредственно к ловле рыбы на незнакомом водохранилище.

Кого-то троллинг «зацепит» и как самостоятельный способ ловли. И тогда вам придется подбирать специфические приманки, предназначенные для глубоководной ловли с моторной лодки.

Рассмотрим наиболее уловистые по щуке и судаку воблеры, используемые многими на водоемах со стоячей водой и фоновыми глубинами 6-8 метров. Забегая вперед скажем, что, регулируя длину отпуска шнура, можно увеличивать или уменьшать глубину хода троллингового воблера на пару метров в каждую сторону. Заглубление приманок довольно сильно зависит от скорости хода лодки. Средняя скорость троллинга (на холостом ходу мотора) составляет от 3 до 5 км/час.

Лодка у вас есть, спиннинг в принципе подойдет любой не сильно мягкий (длиной 2,4м, тестом 20-40гр.) – какие приманки использовать чтобы получить успешный результат?

Наша цель – судак и щука. Хищники схожие по приманкам, но имеющие и свои специфические отличия. Щука – более агрессивный и скоростной хищник. Судак – рыба очень самобытная, ведет часто ночной или сумеречный образ жизни. Обладает хорошим ночным зрением. И щука, и судак прекрасно различают звуки под водой. Подавляющее большинство воблеров имеют встроенную «погремушку» из стальных шариков. Щука любит более грубый звук крупных шариков, судак отдает предпочтение приманкам с мелким, «сыпучим» звуком. Также приманки для щуки, как правило, более крупные, чем судаковые. Средний размер воблеров на судака 6-9см; на щуку – 10-12см. Конечно, не без исключений: есть успешные приманки на судака 125мм и более; часто и щука берет на небольшие «судаковые» воблеры. Но мы пока говорим о закономерностях.

Еще один важный момент, прежде чем мы перейдем к рассмотрению непосредственно моделей троллиговых воблеров, – суточная и сезонная активность щуки и судака на водохранилищах.

Троллингом, как и другими спиннинговыми методами, ловят хищную рыбу в периоды её активности. Именно в это время получается добиться наилучших результатов. Все знают весенний жор хищников после нереста (и снятия запрета на рыбалку). Далее, в течение лета, с прогревом воды до 20-23 градусов, активность хищников падает. Щука ловится только ранним утром (в 5-7 часов), судак тоже активен в основном на зорях, с короткими всплесками клева в начале шторма и перед дождем. В жару некоторые рыболовы переходят на ночную ловлю судака. Ночной троллинг широко не практикуется из-за высокой опасности нахождения на большой воде в темное время суток. Но, в принципе, троллингом можно попробовать ловить в светлые лунные ночи при снижении скорости троллинга до 2 км/час (с помощью специального троллингового тормоза) и использовании приманок с ультрафиолетовым свечением (такие воблеры имеют маркировку на упаковках буквами UV).

В самую жару активность хищников может сильно падать, и для того чтобы хоть что-то поймать придется применять различные хитрости: подсадки живых насадок (тюлька, свежая резка леща, кусок щучьих кишок и т.п.) на задний тройник троллингового воблера. Часто выручает использование комбинированных троллинговых оснасток: комбинации твистера с вращающейся блесной и т.п. Следите, чтобы ваша рыбалка не пришлась на полнолуние. В полнолунный период хищные рыбы днем как правило бастуют.

С осенним похолоданием активность хищников увеличивается, но возникает новая задача: рыбы уходят с традиционных летних стоянок, и концентрируются на отдельных площадках. Рыболовы начинают по-новому рыбу искать. Часто судак скапливается в предустьевых участках впадающих в водохранилище рек. Крупные особи мигрируют к большим ямам. Приходится сказать: судак – чрезвычайно сложная рыба в плане предсказуемости поведения и миграций.

Каждый год у судака всё по-разному. Подчиняется ли он магнитным бурям, солнечной активности, предчувствует погодные катаклизмы – неизвестно. Реликтовая рыба. Ученые говорят, что судак сохраняется в неизменном виде уже несколько миллионов лет. Судак европейский (которого мы сейчас ловим повсеместно) еще пару столетий назад, до начала искусственного расселения, обитал только в водоемах Европы от Эльбы до Дуная. В наше время это крупнейший представитель семейства окуневых, известный не только прекрасными гастрономическими качествами, но и высокой осторожностью, капризностью и склонностью к неожиданным миграциям и колебаниям популяции.

Со щукой несколько проще, но тоже стоит иметь в виду, что эта «дама» тяготеет к травянистым заливам, коряжникам, и искать её троллингом стоит на бровках вблизи таких мест.

Учитывая, что троллинг судака и щуки происходит одновременно, в оснастке перед воблером обязательно надо ставить стальной поводок . Судак не любит блестящих поводков, используйте поводки из темного поводкового материала. Также можно применять в качестве поводка толстый (0,45-0,5мм) флюрокарбон .

Для троллинга оптимально использование плетеных шнуров , хорошо передающих поклевку на большой дистанции. Шнуры для контроля отпуска лучше использовать цветные, с переменной окраской через каждые 10 метров. Использование слишком тонких или слишком технологичных и дорогих шнуров не обязательно. Точнее, наоборот: для наименьшей потери приманок лучше использовать довольно толстые плетенки (0,16-0,22 мм) с разрывной нагрузкой 20-50 либров (lbs), а на уловистости это почти не скажется. Сказывается на заглублении приманок: толще шнур – воблер пойдет выше.

Ну и самое важное: приманки.

Начало лета. Высокая вода, мутноватая, рыба активна. Клевать может почти весь день с небольшим перерывом на полуденный солнцепек. Воблеры: высокочастотные, громкие, не очень большие. По щуке подойдет лучше всего Bomber FatFreeShad 7 (7см), заглубление 5-6 метров (в зависимости от скорости лодки). Расцветка – зеленый с желтым (fire tiger), с золотыми блестками. Также на этот воблер попадается некрупный судачок с верхних краев бровки.

Второй воблер – Duel Hardcore LongBill 90sp . Судаковый, заглубление до 6м. Блестящие, натуральные расцветки. «Вертлявая» модель, имитирующая узкого малька. Лучшие результаты воблер показывает на самой заре. В прилове попадается окунь.

Один из основных и самых универсальных летних воблеров – Bomber B24A . Девятисантиметровая модель с положительной плавучестью. Масса расцветок от натуральных – до «кислоты» и «золота». Ловят все! Рабочая глубина при троллинге – в районе 6м. Вдоль бровок в начале лета косит все подряд: и щуку, и окуня, и судак очень любит этот воблер. Однозначно – лучшая модель.

Читайте также:  Копия Tiny Magallon соблазняет щуку на маленькой речке

Но мы не назвали пока хиты . А хит будет от фирмы Yo-Zuri – 3Ds crank 65DD! Глубоководный плавающий кренк с революционной системой трехмерного отражения лучей от внутренних плоскостей воблера.

Воблер – среднегабаритный, крепкий и мощный. Мощный по бочковатому корпусу и рубленой лопатке. Лопатка очень прочная. Пластик без пузырей, и в воде лопатка почти невидима. Попадая в воду, воблер показывает себя юркой, энергичной приманкой с легкой и устойчивой игрой.

Высокое техническое качество исполнения: петелька переднего тройника развернута поперек корпуса и своими плечиками прочно вклеена в обе половинки воблера.

Отдельно стоит отметить неубиваемость окраски этого «танка»: отражатели и голографические элементы сделаны внутри корпуса. Корпус – из прочного прозрачного пластика. Пластик качественный, не тускнеет, хорошо противостоит царапинам. Приманка сохраняет рабочий вид на протяжении нескольких лет интенсивной рыбалки. В гамме этих воблеров есть и модели с простой внешней окраской. Красочный слой тоже очень прочный и долговечный.

Особенный плюс этой выдающейся модели – высокая и стабильная уловистость в течение всего периода открытой воды. Судак балдеет от этой приманки!

Будьте осторожны с крючками: у 3Ds crank 65DD они очень острые, из тонкой кованой и анодированной проволоки. Не вздумайте брать щуку рукой на этом воблере: щука тряхнет башкой и моментально пробьет вам пальцы крючками насквозь! Используйте подсачек и липгрип!

Еще раз: 3Ds crank 65DD – самый шедевральный и безотказный воблер для троллинга на водохранилищах! Про него можно очень долго рассказывать, описывая его преимущества в различных троллинговых ситуациях. Купите и проверьте все его очевидные и скрытые плюсы – порадуйтесь сами!

Едем дальше. Обязательный участник успешного троллингового арсенала – воблер Bomber серии DeepLongA – B25A . Длина 11,4см, плавающий, заглубление до 8-9м. Зеленую и натуральные расцветки очень любит крупная щука; золото, фиолет – судак. Проверенная, как автомат калашникова, модель. Работает в середине лета. Тройники, фурнитура, пластик, окраска – всё безупречно и практично, как у настоящего «американца».

Также в середине лета под глубокими бровками неплохо ловит воблер от австралийской фирмы HALKO – Sorcerer 125XDD . Плавающий крупный воблер с широкой лопаткой. Три тройника. Заглубление до 8-9м. Ловит судака на глубинах до 12м. Рабочие расцветки: рэдхед, голд тайгер, перламутр. Много расцветок на подбор под специфические условия. Удивительно, но на этот воблер клюют судаки как трофейного размера, так и совсем небольшие: признак незаурядной уловистости.

В верховьях водохранилищ, там, где присутствует течение , и собственно в самой реке лучшую уловистость показывают несколько иные воблеры, т.к. скорость движения лодки уменьшается, а скорость движения приманки относительно воды увеличивается. Работают прогонистые модели. Очень хорошие результаты показывают воблеры американской фирмы Bandit – Bandit Walleye Deep (12см, рабочая глубина 6-9м – в зависимости от длины отпуска); Bandit Shallow (12см, глубина 3-5м); Bandit B-shad (9см, глубина2-4м). Воблеры, на первый взгляд, похожие на приманки от фирмы Bomber. Но это только на первый взгляд. «Бандиты» имеют специфическую лопатку сложной формы, которая дает приманкам устойчивую и не напряженную игру при проводке на течении. Воблеры Bandit – одни из лучших для троллинга на реках. «Собирают» и судака, и щуку, и сом запросто может зацепиться. В мутноватой воде рек хорошо работают желтоватые и ред-хед расцветки, по щуке вдоль тростников – классический маттайгер (расцветка зеленая с черными полосами). Есть масса флуо-расцветок. В холодной воде предпочтительнее: оранж (по щуке), пурпур – для судака. В жару часто выстреливают зеркальные расцветки.

С похолоданием воды, просветлением водной толщи водохранилищ судак переключается на новые модели. По-прежнему хорошо ловит 3Ds crank 65DD , но Бомберы в целом уступают несколько более крупным своим же аналогам. Именно более крупные копии воблеров Bomber поздней осенью в судаковых базарах показывают хорошие результаты. Можно назвать модель TsuYoki CASPER 120F . Этот воблер – точная копия Bomber B24A, но только на пару миллиметров крупнее аналога во всех измерениях. И вот поди ж ты: B24A хуже ловит, а более крупная копия – судака провоцирует! Хорошо работают расцветки под окуня и желто-золотая.

Подобных воблеров от других производителей можно найти много. Например, Воблеры German .

Недорогие приманки, интересные судаковые и щучьи расцветки. Может неожиданно порадовать вас при отказе рыбы клевать на традиционные хиты. Особенно хорошо зарекомендовали себя модели GG Bandit 120F и Aggressor 125F

данной торговой марки, удостоившись большого числа положительных отзывов.

Завершая этот материал о приманках для троллинга, стоит сказать, что уловистых троллинговых воблеров – большое множество. Есть прекрасные модели от фирмы Rapala . Известны приманки для тролла от фирмы Kosadaka . Manns, Nils master и другие фирмы с мировым именем тоже прославились своими троллинговыми приманками. Мы лишь назвали свои самые успешные воблеры, зарекомендовавшие себя в троллинге на большой воде водохранилищ в последние несколько лет.

Воблеры на судака для глубины

Успешные воблеры для ловли судака на большой глубине. Краткий обзор приманок. «Косилки для судака».

В этом обзоре речь пойдёт о воблерах, способных заглубляться на относительно большую глубину с применением синкеров и других различных заглубителей или благодаря конструкции самой приманки. О более крупных и глубоководных воблерах для ловли троллингом мы ещё, вероятно, поговорим в следующих статьях. Это тема совершенно другого способа ловли судака и прочих хищников. Здесь будут рассматриваться воблеры, которые применяются на водохранилищах, средних и больших реках для ловли с берега и с лодки путём заброса. Итак, воблеры для ловли на глубине.

Evergreen LB-Roller

Эта приманка входит в топ рейтинг лучших воблеров для ловли судака. Она отличается сильным роллингом, то есть колебаниями вдоль продольной оси, а также очень живой и естественной игрой, как на равномерной проводке, так и в проводке способом твичинг. Если хищник окажется неподалёку от этого активного воблера, привлекающего яркой игрой, то судак обязательно возьмёт. Главное найти свал на яму в диапазоне 4-6 метров и чтобы в этом месте держался судак. И тогда с этим воблером без добычи не останетесь. Правда, нужно ещё точно провести приманку вдоль бровки и желательно по средней и верхней кромке свала на яму, где обычно держится вся живность и охотится судак.

Evergreen LB-Roller

Yo-Zuri Duel Hardcore 50

Данный диповый воблер называют ещё «косилкой для судака», что говорит о его тотальной уловистости. К числу диповых воблеров относят обычно приманки с длинной лопаткой и большим заглублением, насколько это возможно для кастингового спиннинга. Этот воблер Yo-Zuri Duel Hardcore 50 способен заныривать на глубину до 3 метров. Если рассматривать многочисленные и положительные отзывы по поводу этого воблера, то выходит, что эта приманка находится в верхнем ряду самых рейтинговых воблеров на судака. И реально отлично ловит клыкастого на глубине. Причём, несмотря на малые размеры, привлекает и крупных щук. При таких отличных качествах воблер нельзя назвать очень дорогим. Его стоимость около 400 руб.

Yo-Zuri Duel Hardcore 50

ZipBaits Orbit 90SP-DR

Клыкастые питают к этому воблеру тёплые чувства. Это – факт. Так отзываются многие рыболовы об этой приманке. Особенно хорошо подходит для ловли судака диповый вариант воблера ZipBaits Orbit 90SP-DR. Этот воблер суспендер способен заглубляться до 2,5 метров. Наиболее лучшие свои характеристики показывает при равномерной проводке с выдержанными паузами. Это на слабом течении и в почти стоячей воде. На течении отлично работает с применением твичинга.

Imakatsu Riprizer Slow Rizer

Теперь речь пойдёт о более крупном воблере, который отлично работает на больших просторах водохранилищ. А на большой воде крупная приманка с яркой расцветкой более эффективна в режиме поиска, чем небольшие воблеры, которые издалека плохо видны для хищника. Итак, воблер Слоу Райзер длиной 110 см, отличающийся активной игрой и просто феноменальной уловистостью, когда в месте ловли имеется достаточная плотность хищника. И тогда эта приманка ловит всё подряд, вплоть до сомов, не говоря об окунях, щуках и судаках.

Воблер Imakatsu Riprizer Slow Rizer способен заглубляться до 3 метров, служить медленно всплывающей приманкой, медленно тонущей и даже быть суспендером. Это зависит от многих факторов, где играет роль толщина «плетёнки», длина поводка и даже температура и плотность воды. Воблер лучше всего работает на равномерной проводке. А, как известно, судак часто предпочитает именно неторопливую равномерную проводку.

Imakatsu Riprizer Slow Rizer

Nories Tadamaki 112sp

Эта приманка также входит в число глубинных воблеров, отлично ловящих судака, причём за своей естественности и схожести с живой рыбкой – судака осторожного. Причём, в отличие от большинства судаковых воблеров, обычно довольно шумных, этот воблер явный тихоня, но при этом отлично ловит хищника, как при помощи равномерной проводки, так и с твичингом. Особенно хорош этот воблер в твиче, просто волшебник. На него отлично берут кроме судака крупные щуки и окуни.

Nories Tadamaki 112sp

Естественно списком и описанием этих воблеров, перечисленных выше, не ограничивается то великое множество самых разнообразных воблеров, придуманных разработчиками рыболовных приманок в известных фирмах и компаниях. И, конечно, есть другие приманки, отлично ловящие судака.

Глиссер. Виды и принцип работы. Применение и особенности

Глиссер (от французского «glisseur» — скользить) — легкое быстроходное судно, которое движется по воде по принципу скольжения. Глиссирующие плавсредства можно повстречать на реках, морях и водохранилищах. Несмотря на многообразие видов, такие суда еще не слишком распространены по сравнению с обычными водоизмещающими. Пока они применяются в качестве прогулочных, туристических, спортивных или служебных, а также для перевозки небольших грузов или немногочисленных пассажиров. Но за счет современных разработок их двигатели становятся более легкими и мощными, экономно расходующими горючее. Поэтому у подобных судов очень хорошие перспективы.

Глиссер — история возникновения

В 1872 г в английское Адмиралтейство пришел пастор Рэмус со своим проектом корабля с плоским дном. По его уверениям, этот корабль мог развивать невиданную доселе скорость. При этом он должен не плыть, а скользить по воде. Судно пастора успешно прошло испытание в бассейне. Но запустить такой корабль в производство в то время было невозможно — существовавшие тогда двигатели были слишком тяжелыми, а без них судно не смогло бы развить скорость, необходимую для глиссирования.

Спустя много лет, в 1881 г, аналогичная идея пришла в голову русскому эмигранту, проживающему во Франции, — маркизу де Ламбер. Его проект был прост — 4 бочки на общей раме из четырех досок, которые должны были служить плавсредству опорой при его движении по воде. Двигатель отсутствовал. Судно развивало скорость за счет лебедки, соединенной с ним и установленной на берегу. Испытания прошли успешно, и за ними последовал второй эксперимент. На этот раз Ламбер сидел на бочках, а буксировщиком была лошадь, бегущая по берегу. Опыт был удачным, но к глиссерам изобретатель вернулся лишь через 12 лет. Все это время он занимался конструированием судов с подводными крыльями и даже получил на них первый патент.

В 1897 г на реке, Ламбер протестировал свой первый аппарат, представлявший собой две байдарки, под днищем каждой из которых были закреплены по 4 пары досок. Угол наклона досок по отношению к воде можно было изменять. Поверх байдарок была установлена двухцилиндровая паровая машина массой 16 кг. А для образования пара служил 15-ти килограммовый котел, работающий на мазуте.

Опыты показали, что судно развивает скорость 38 км/час. Это был прекрасный для того времени результат. Ламбер продолжил свои разработки, и в 1905 году появился первый глиссер на бензиновом двигателе. При своей массе в 300 кг он был способен развить скорость в 35 км/час. Ученый не прекращал работу, и в 1931 г им был построен однокорпусный с мотором компании «Renault» мощностью 450 л.с., вмещавший на борт 40 человек и развивающий скорость 80 км/час.

В начале нашего столетия в Западной Европе и Америке уже существовали компании, выпускавшие глиссирующие суда для пассажирских перевозок и транспортировки почты. Имелись даже постоянно действующие маршруты для глиссеров: в Европе — по Дунаю, Эльбе, Рейну, Сене, Роне, а в Америке — по рекам Колумбии и Аргентины.

Скорость, которую мог развивать аппарат, сделала его объектом интереса спортсменов. Поэтому вскоре появились и спортивные судна самых разных модификаций: со стационарными и подвесными двигателями, с водяными и воздушными винтами и пр. Первый скоростной рекорд в 444,6 км/ч установил английский глиссер Blue Bird в 1939 году.

В России подобный агрегат впервые появился в Питере, на Воткинском озере, в 1912 г. Он был оснащен мотором в 35 лошадиных сил и плыл со скоростью 40 км/ч. В 1920 г ЦАГИ начал постройку деревянного пассажирского глиссера с водяным винтом при участии Н.Г. Жуковского и А.Н. Туполева. Это принято считать началом глиссеростроения в СССР.

Принцип глиссирования

В основе движения обычных водоизмещающих судов лежит сила Архимеда. Эта сила всегда имеет одинаковую величину и не зависит от скорости судна. Осадка при этом также не изменяется. А вот сопротивление таких судов по мере увеличения скорости растет в арифметической прогрессии.

Глиссер движется за счет другой силы — гидродинамической. По мере ускорения судна эта сила возрастает и приподнимает лодку из воды. Соответственно, сопротивление увеличивается намного медленнее. Достичь максимально эффективной гидродинамической силы позволяет особая конструкция днища глиссера. Оно плоское, и благодаря этому при ускорении лодки давление на днище возрастает и осадка становится меньше. А снизить сопротивление помогает форма корпуса — широкая, мало килеватая, с острыми скулами и тупой кормой.

Читайте также:  Мотолодка - из катера "С-54": технические характеристики, отзывы

Принцип глиссирования привлекателен еще и тем, что доступен даже на мелководье. Ведь гидродинамическая сила уменьшает осадку судна. Поэтому в некоторых ситуациях устройство с воздушным винтом становится единственным возможным плавсредством.

Режимы глиссирования
Их всего три:
  1. Водоизмещающий. Осадка судна максимальна, а скорость, наоборот, минимальна. При движении глиссер образует волну.
  2. Переходный. Нос судна высоко поднимается, скорость возрастает до 18 км/ч.
  3. Спортивный. Движение происходит по поверхности, скорость резко возрастает, а сопротивление становится минимальным. При этом снижается расход топлива.
Для выхода на высокоскоростной спортивный режим конструкция глиссера должна отвечать определенным требованиям:
  • Плоское днище.
  • Правильное положение центра тяжести.
  • Малый вес судна с мотором и всеми приспособлениями.
  • Прочность.
  • Обтекаемость корпуса.
  • Минимальное число выступающих деталей в подводной части судна.
Виды глиссеров
В первую очередь, глиссеры различаются по материалу изготовления.
  • Деревянный. Для его производства используются ясень, вяз, красное дерево, береза, сосна или дуб. Снаружи корпус обшивается узкими дощечками из красного дерева, которые кладутся по диагонали. Обшивка состоит из нескольких слоев, между которыми укладывается полотно, пропитанное льняным маслом или лаком для обеспечения герметичности. Недостаток такой конструкции заключается в том, что дерево мокнет, и вес судна возрастает.
  • Глиссер из легкого металла. Обычно это дюралюминий или кольчугалюминий. Для придания конструкции герметичности между швами укладываются прокладки из полотна на сурике или же на мастике.
  • Лодки из поливинилхлорида. Этот материал наиболее доступен. К тому же он легкий и эластичный, то позволяет судну из этого материала получать высокие показатели скорости. Однако есть и существенный минус — неустойчивость к внешним повреждениям. Поэтому главное условие повышения срока эксплуатации таких глиссеров — это бережное отношение.
  • Стеклопластик. Его неоспоримыми преимуществами выступают внешний вид таких судов, гладких и блестящих, а также эффективность глиссирования. Однако имеются и существенные недостатки. Прежде всего, стеклопластик токсичен. Поэтому не рекомендуется слишком часто прикасаться к корпусу. Во-вторых, он накапливает влагу, которая при замерзании разрушает его структуру. Поэтому стеклопластиковое судно требуется систематически просушивать, а межсезонное хранение осуществлять в отапливаемых помещениях.

По виду винта в конструкции выделяют глиссеры с водяным и воздушным винтом. Причем от выбора винта зависит эффективность судна. Воздушный винт необходим в мелководных водоемах или реках с бурным течением.

Однако он имеет и недостатки:
  • Низкий КПД на небольших скоростях.
  • Зависимость от встречного ветра.
  • Необходимость высокого устанавливать двигатель и использовать цепные передачи.

При установке водяного винта на своей подводной части глиссер не должен иметь большого числа деталей. А тем, что имеются, придается обтекаемая форма.

На глиссеры с воздушным винтом устанавливают двигатели с воздушным охлаждением, а в сочетании с водяным винтом используются авиационные моторы, адаптированные для лодок.

По внешнему виду глиссеры подразделяют на лодки и плотики. Лодки устойчивее на волнах, поэтому применяются на течении. А плотики — легкие, пустотелые агрегаты — эффективны в спокойных водах.

По числу реданов глиссер может быть:
  • Однореданным.
  • Двухреданным.
  • Многореданным.

Реданы — это уступы на днище в виде ступеней. По своим характеристикам однореданные глиссеры похожи на водоизмещающие моторные лодки с плоским днищем и широкой срезанной кормой. Их главный недостаток — потеря скорости. Для повышения скоростных показателей достаточно двух реданов. А их большее количество применяется в основном для плотиков.

Воздушный глиссер — это судно, приводимое в движение воздушным винтом или самолетной турбиной. Аэроглиссер устойчив, манёвренный и имеет уникальные характеристики: способен набирать рекордную скорость и применяться там, где обычные суда пройти не в состоянии. Такие плавсредства применяются на охранных, пожарных, спасательных и некоторых почтовых объектах.

Применение глиссирующих судов связано, в первую очередь, со стремлением снизить затраты на горючее. Однако из-за высокой стоимости авиационных двигателей, применяемых в нем, такое судно могут себе позволить только военные и пограничные объекты. В гражданских целях их эксплуатация ограничивается перевозкой почты, пассажиров, легких ценных грузов при отсутствии более дешевых средств сообщения. Для спортивных соревнований применяются легкие глиссеры на маломощных двигателях.

Не следует забывать и о недостатках глиссирования. Прежде всего, это быстрый износ днища у кормы, что особенно проявляется у лодок из стеклопластика или ПВХ. Повреждения поливинилхлорида чаще всего связаны с порезом ткани на мелководье, а стеклопластик чувствителен к воздействию песка и мелких камешков. Поэтому такие глиссеры регулярно требуют починки.

Что такое глиссирование лодки?

Такой максимально экономичный режим передвижения плавательных средств, как глиссирование, стал доступен суднам сравнительно недавно – с момента появления достаточно мощных, но в то же время самых лёгких двигателей внутреннего сгорания.

  • Что такое глиссирование ↓
  • Глиссирование лодок ПВХ ↓
  • Как выйти на глиссирование ↓
  • Скорость ↓
  • Минимальная скорость ↓
  • Лодка не выходит на глиссирование ↓
  • Как улучшить ↓

Что такое глиссирование

Глиссирование – это такой вариант передвижения плавательного средства по поверхности воды, при котором судно как бы скользит по её поверхности, не раздвигая воду, как при передвижении на небольшой скорости, а удерживаясь на поверхности за счет скоростного напора воды и создаваемой им подъемной силы. Одна из особенностей такого режима передвижения – затраты усилий на выход на глиссирование гораздо больше, чем усилие, нужное для поддержания такого состояния.

Основные условия, необходимые для возникновения глиссирования, это двигатель достаточной мощности и плоское днище плавательного средства. Существенный недостаток такой конструкции – низкая мореходность, особенно при значительном волнении. Частично это исправляется приданием днищу определённой формы, или, как говорят специалисты, килеватости.

Глиссирование лодок ПВХ

Поливинилхлоридные надувные лодки, как и любое другое плавательное средство, могут передвигаться по водной поверхности в трёх режимах:

  • Водоизмещающий. Скорость передвижения в этом режиме сравнительно небольшая – до 15 км/ч, лодка поднимает высокую волну и кильватерную струю. Именно в этом режиме перемещаются лодки со слабыми моторами. Вследствие большой смачиваемой поверхности и, как результат, относительно большого трения, этот режим является наименее экономичным.
  • Переходный. Еще не глиссирование, но водоизмещение лодки уже уменьшается, происходит достаточно сильное приподнимание носовой части плавательного средства. В зависимости от веса лодки переход на этот режим происходит на скорости от 16 до 18 км/ч.
  • Глиссирующий. В среднем переход на этот режим передвижения происходит на скорости больше 20 км/ч. Смачиваемая водой поверхность днища лодки достигает на этом режиме минимума, наблюдается снижение нужной на поддержание режима мощности – глиссирующий режим наиболее экономичен. Лодка перестает поднимать высокую волну.

Главная особенность ПВХ лодок заключается в пригодности подавляющего большинства моделей для глиссирующего режима – они легкие, могут оснащаться мощными навесными моторами, а также в большинстве своем имеют плоское дно.

Как выйти на глиссирование

В случае с поливинилхлоридными лодками, осуществляется выход на глиссирование достаточно просто – после удаления от берега, а также от разнообразных преграждающих путь объектов, нужно плавно дать «полный газ», а после достижения режима глиссирования можно сбросить газ до половины – благодаря экономичности этого будет вполне достаточно для поддержания нужной скорости.

Скорость

Максимально возможную скорость глиссирования для каждого конкретного плавательного средства можно вывести из формулы числа Фруда: Fr= V/√(g*L), под V подразумевается скорость передвижения плавательного средства, g – всем известное ускорение свободного падения, а L- длинна корпуса лодки вдоль ватерлинии.

Как правило, значение числа Фруда для небольших плавательных средств, имеющих возможность перемещаться в глиссирующем режиме, превышает единицу, для водоизмещающих судов оно чаще всего составляет 0,2-0,3.

Минимальная скорость

В зависимости от веса, нагрузки в конкретный момент установленного двигателя и гребного винта, расположения груза, конструкционных особенностей днища конкретного плавательного средства и даже от плотности воды минимальная скорость, необходимая для перехода в глиссирующий режим может несколько меняться.

Лодка не выходит на глиссирование

Причины недоступности для плавательного средства глиссирующего режима могут быть следующими:

  • Слишком низкая мощность двигателя. Примерная минимальная необходимая мощность вычисляется из расчета, что на 25 кг веса лодки должна приходиться 1 лошадиная сила мощности мотора.
  • Материал изготовления лодки. Плавательные средства из поливинилхлорида требуют от мотора несколько большей мощности, чем, к примеру, цельнопластиковые.
  • Неправильный угол наклона двигателя. Оптимальный вариант для большинства лодок и моторов находится в диапазоне 5-15 градусов, меньшее или большее значение угла наклона будет препятствовать переходу лодки на глиссирующий режим передвижения. В целях безопасности регулировка угла наклона выполняется только при выключенном двигателе.
  • Неправильно установленный транец. Если гребной винт оказался так высоко, что захватывает лопастями воздух, то ни о каком глиссировании думать не приходится. Если же винт оказывается слишком глубоко, то кроме всего прочего, такая ситуация при достаточной мощности мотора приведёт к переворачиванию лодки.
  • Неправильно распределённый груз. Слишком перегруженная корма или один из бортов может стать непреодолимым препятствием при попытке выхода на глиссер.
  • Изначально неподходящая для глиссирования форма корпуса лодки.

Как улучшить

Существует несколько способов, позволяющих улучшить выход плавательного средства на глиссирующий режим передвижения:

  • Распределение нагрузки лодки. Если основной вес перевозимого груза приходится на нос плавательного средства, то переход на глиссирующий режим будет осуществляться быстрее.
  • Максимально снизить вес лодки.
  • Немного нестандартная установка антикавитационной плиты. По инструкции эта плита должна быть установлена параллельно днищу, на расстоянии 30-50 см. Если установить ее немного ближе, то это может немного увеличить скорость, и, как следствие, ускорить выход на глиссер.
  • Гребной винт. Несоответствие гребного винта мотору и лодке может приводить не только к ускоренному износу двигателя, но и к проблемам при передвижении.

Можно попробовать поискать гребной винт с большим дисковым отношением, например, четырехлопастной.

В случае если причиной плохого, неполного или долгого выхода лодки на глиссирующий режим является гребной винт, можно предложить следующие варианты:

  • Если у разогнанной до максимума лодки показатели тахометра ниже, чем рекомендованные в инструкции к мотору, то следует подобрать винт с меньшим шагом, это не только продлит срок службы двигателя, но и несколько улучшит динамические характеристики.
  • Заменить лёгкий пластиковый или алюминиевый гребной винт на стальной, желательно с хорошей полировкой. Правда, у винтов из стали и нержавейки есть существенный недостаток – если лопасть такого винта ударяется о что-нибудь, то есть риск повреждения редуктора.
  • Если позволяет мощность подвесного мотора, то возможна установка гребного винта большего диаметра, но следует помнить, что при эксплуатации слишком большого винта многократно возрастает вероятность повреждения редуктора.

Глиссер

ГЛИССЕР, быстроходное судно, движение которого происходит по принципу скольжения, в отличие от судов водоизмещающих. Благодаря специальной конструкции плоского днища, при возрастании скорости глиссера его осадка быстро уменьшается вследствие развивающегося динамического давления воды на днище; когда это давление становится по величине близким к весу глиссера, он выходит на редан и начинает скользить (планировать). При дальнейшем же возрастании скорости осадка еще несколько уменьшается. Это явление сопровождается относительно резким уменьшением лобового сопротивления по сравнению с водоизмещающим судном и дает возможность глиссеру развивать сравнительно большие скорости. Если на оси ординат (фиг. 1) отложить сопротивление Р, а на оси абсцисс – скорость V, то кривая Оаbс дает кривую сопротивления глиссера. Пунктирная линия ad показывает рост сопротивлений для водоизмещающего судна.

Скольжение глиссера основано на том, что плоская пластинка, движущаяся в жидкости с небольшим углом наклона (атаки) к горизонту, способна развивать большую подъемную силу при сравнительно малом лобовом сопротивлении, т. е. на том же принципе, что и полет аэроплана (см. Аэродинамика).

На фиг. 2 представлена схема движения плоской тонкой пластинки в воде под некоторым углом атаки α.

Пусть величина площади погружения S = l·b. Полное сопротивление воды движению пластинки м. б. разложено на две составляющие: вертикальную Ry и горизонтальную Rх. Первую называют подъемной силой пластинки, а вторую – ее лобовым сопротивлением . Для того чтобы нагруженная пластинка (не имеющая водоизмещения) не тонула, ее подъемная сила Ry д. б. всегда равна нагрузке на пластинку. Величины сил Ry и Rх и их соотношение меняются с изменением скорости V, 2 /S (фиг. 3).

Отношение Ry/Rх называют качеством планирующей пластинки . Чем больше подъемная сила Ry и чем меньше лобовое сопротивление Rх, тем выше качество. Качество растет с ростом удлинения и при угле атаки от 4 до 6° достигает максимума, который, по опытам Беккера и Миллера в Англии, находится для пластинок между 7 и 8; для лодок при тех же, примерно, углах максимальное значение Ry/Rх приблизительно составляет 4 … 6. Полная аналогия между крылом аэроплана и рабочей частью днища глиссера нарушается тем, что днище глиссера омывается водой с одной нижней стороны, тогда как крыло обтекается воздухом со всех сторон. Это обстоятельство не позволяет получить коэффициенты подъемной силы и лобового сопротивления пластинки или днища. Характерной особенностью глиссера является т. н. редан, т. е. поперечный уступ на днище для отделения струй жидкости на значительном участке днища за реданом и уменьшения общего сопротивления путем устранения прилипания и подсасывания струй и ослабления трения (см. Гидроаэроплан). На фиг. 4 изображен первый глиссер постройки ЦАГИ – АНТ-1 (деревянный), конструкции инженера Туполева (закончен постройкой и испытан в 1920 г.). Он снабжен одним реданом и подвижными плавниками, вместо второго редана, для изменения угла атаки; мотор – Изотта-Фраскини в 160 л. с. Этот глиссер с 4 пассажирами развивает скорость до 75 км/ч.

По числу реданов, различают глиссеры однореданные, двухреданные и многореданные. К однореданным глиссерам приближаются, до известной степени, водоизмещающие моторные лодки современной формы с плоским к корме днищем и сравнительно широкой срезанной кормой. Для правильной работы глиссера необходимо и достаточно иметь два редана, причем вторым может служить обрез кормы. Увеличение числа реданов свыше двух, как показала практика, не дает сколько-нибудь значительной выгоды и применяется гл. образом в так называемых плотиках. Плотик – легкий, пустотелый, прямоугольный в плане плот, снабженный реданами. Французский конструктор де-Ламбер составлял свой плотик из нескольких прямоугольных (в плане) поплавков. Главным недостатком глиссеров с одним реданом является их работа на невыгодных углах атаки, что приводит к потере скорости. Вторым существенным недостатком, при близко расположенном к редану центре тяжести, является «дельфинирование» на больших скоростях, вследствие недостаточной длины опорной площадки. Центр тяжести двухреданных глиссеров обычно располагается вблизи переднего редана(лучше немного позади его).

Читайте также:  База отдыха "Ермак" в Смоленской области - официальный сайт, контакты, описание, видео

По внешнему виду различают два основных типа глиссеров: лодки и плотики. Первые лучше справляются с волной и, следовательно, обладают большей мореходностью. Вторые – на тихой воде дают хорошие результаты, но на волне сильно бьются, и поэтому их применяют только на реках и мелких озерах.

По роду движителя (винта) различают глиссеры с водяным винтом и воздушным винтом. Правильный подбор винтов – одно из главных условий успешной работы глиссера. С воздушным винтом глиссеры незаменимы для движения по мелководью; они также могут хорошо справляться с быстрыми течениями, благодаря своим высоким скоростям. Воздушный винт ставится гл. образом на плотики, в виду их сравнительно большой поперечной остойчивости. Недостатки воздушных винтов: 1) низкий КПД винта на малых и средних скоростях и вредное влияние встречного ветра; 2) необходимость высокого размещения мотора, что связано с уменьшением остойчивости и с возрастанием воздушных сопротивлений; 3) применение дорого стоящих и ненадежных, при больших оборотах мотора, цепных передач. На фиг. 5 показан второй глиссер постройки ЦАГИ – АНТ-2, конструкции инженера Туполева.

В 1927 г. на нем (с мотором Сименс 50 л. с.) при неблагоприятных условиях погоды был совершен поход Москва—Ленинград по водной системе. Общая длина пути составляла около 2615 км; средняя скорость достигала 32,6 км/ч, при водоизмещении около 920 кг; наибольшая достигнутая скорость, при водоизмещении в 850 кг (на участке около 200 км) – 47,9 км/ч. Применение водяных винтов требует устройства хорошо обтекаемых кронштейнов и доведения подводных деталей до минимума, с приданием им наиболее обтекаемой формы. Моторы для глиссеров применяют только авиационные, причем для глиссеров с воздушным винтом отдают предпочтение моторам с воздушным охлаждением, как в отношении легкости, так и для уменьшения воздушных сопротивлений. Для глиссеров с водяным винтом имеются авиационные моторы, приспособленные для лодок (реверс и охлаждение забортной водой). Примером может служить лодочный мотор «Райт-Тайфун» 500 л. с. (переделанный Райт Т-3).

Основные требования, которым должен в конструктивном отношении удовлетворять хороший глиссер, следующие: 1) рациональная форма днища; 2) размещение нагрузки, обеспечивающее достаточную метацентрическую высоту, а также правильное положение центра тяжести по длине; 3) минимальный вес корпуса и механизмов; 4) прочность; 5) хорошо обтекаемая форма корпуса и всех выступающих из него частей, число которых, в особенности в подводной части, д. б. минимальным. Конструкцию корпуса можно понять из фиг. 6, на которой показана форма днища глиссера-лодки Торникрофта – типа «С. М. В.».

Правая половина фигуры представляет поперечное сечение корпуса глиссера впереди редана, а левая – за реданом (в корму). Рабочая часть днища впереди редана имеет килеватую форму с отогнутыми книзу краями у бортов. Угол килеватости около 25—30°; к носу килеватость увеличивается. Отогнутые книзу края рабочей части днища впереди редана способствуют увеличению поперечной динамической остойчивости и быстроте выхода на редан. Непосредственно за реданом (к корме) поперечные обводы сильно приподнимаются и плавно переходят в борт, образуя на боковой проекции борта значительный уступ, обеспечивающий отставание боковых струй и доступ воздуха в зареданное пространство. Необходимо отметить, что для полного отделения струй и устранения подсасывания рабочие поверхности должны заканчиваться острой кромкой. От редана к корме поперечные обводы днища постепенно распрямляются и заканчиваются пологой кривой линией на обрезе кормы. В диаметральной плоскости, как видно на фиг. 7 (боковая проекция), кормовая линия днища за реданом поднимается, образуя с передней носовой линией угол около 3°30′, что примерно соответствует наклону носового участка линии днища при скольжении.

Для получения угла атаки кормового рабочего участка днища средняя линия на середине своей длины начинает снова перегибаться книзу и подходит к обрезу кормы с углом атаки около З°15′.

Материалом для постройки корпуса может служить как дерево, так и легкий металл (дюралюминий или кольчугалюминий). Из древесных пород наиболее употребительны: ясень, вяз, красное дерево, береза, мелкослойная сосна и дуб. Для наружной обшивки деревянных корпусов применяется красное дерево в 2—3 слоя из узких тонких дощечек, укладываемых по диагонали, с прослойкой из полотна, обработанного сырым льняным маслом или масляным лаком для водонепроницаемости. Можно также применять гидроавиационные сорта трехслойной березовой переклейки в два ряда с полотняной прослойкой в подводных частях и на некоторой высоте надводного борта. Для крепления обшивки к шпангоутам и стрингерам служат оцинкованные проволочные гвозди. Между собой слои обшивки проклепываются специальными гвоздями-заклепками красной меди с плоскими потайными головками и с шайбами изнутри. Для непотопляемости обычно каждый корпус снабжается, по крайней мере, двумя водонепроницаемыми переборками. Одним из главных недостатков деревянной конструкции является намокание дерева и связанное с этим увеличение веса. Торникрофт в своих глиссерах применяет заполнение пространства между двойным днищем (рабочий участок) мастикой из пробковых опилок в парафине. Это заполнение уменьшает проникновение воды внутрь корпуса и в то же время играет роль буфера при передаче ударов от наружного днища на внутреннее. В металлических корпусах водонепроницаемость швов достигается применением полотняных прокладок на сурике. За границей наряду с суриком применяют для этой цели более легкую мастику на каменноугольном лаке.

Расчет необходимой мощности двигателей и определение главных конструктивных размеров корпуса производятся на основании данных по испытанию моделей, возможно большого масштаба, в опытных бассейнах.

Для расчета, например, мореходного глиссера с водяным винтом, общим водоизмещением D = 5 тонн и заданной скоростью V = 40 узлов можно применить следующий метод. На график (фиг. 8) нанесены результаты испытаний, произведенных J. Е. Thornykroft и Bremner, трех моделей одинакового веса и размеров, отличающихся только формой днища.

Из графика видно, что модель Торникрофта «С. М. В.» имеет наименьшее сопротивление. Зная вес и размеры модели, можно определить ее масштаб относительно проектируемого глиссера, а затем главные размеры:

Если, далее, обозначить для полномерного судна: D – водоизмещение, Р – тягу и V – скорость, а через d, р и v – соответствующие величины для модели в 1/m натуральной величины, то между ними, по закону Фруда, существует следующая зависимость:

Следовательно, при V = 40 узлов и m = 13, соответственная скорость модели: v = 40/3,6 = 11,1 узлов = 1129 футов/мин., а соответственное сопротивление модели по кривой р = 0,735 англ. фунтов. По формуле Р = р·m 3 получается Р = 0,735·13 3 = 0,735·2200= 1615 англ. фунтов = 733 кг. К полученному сопротивлению поплавка необходимо прибавить вычисленное сопротивление подводных частей (валов, дейдвудов, кронштейнов, рулей, кингстона и др.), а также воздушные сопротивления надводных частей. Если предположить, что все вычисленные сопротивления в сумме составляют, например, 30% сопротивления поплавка, то определится необходимая тяга: Рх = 1,30·733 = 954 кг. Эффективная мощность глиссера N = P·V/75 л. с., где Р выражено в кг и V – в м/сек.

Принимая КПД винта, с учетом трения в валопроводе, η = 0,65, можно определить необходимую тормозную мощность двигателей (40 узлов = 20,5 м/сек):

Если задаются водоизмещение и располагаемая мощность двигателей, а требуется определить скорость V, то вопрос решается построением кривой сопротивления полномерного глиссера по скорости и наложением на нее характеристики винтомоторной группы.

Применение глиссеров для гражданских целей, вследствие высокой стоимости моторов и дороговизны эксплуатации, ограничивается перевозкой почты, пассажиров, легких ценных грузов и имеет серьезное значение лишь при отсутствии других более дешевых и удобных путей и средств сообщения. Для военных целей глиссеры, вооруженные торпедами и пулеметами, находят применение для охраны берегов и пограничных морских и речных пунктов. Для учебных и спортивных целей в морской авиации применяются легкие глиссеры с установкой маломощных моторов. Такие учебные аппараты имеют значение для обучения технике управления гидросамолетом, так как они при скользящем движении дают в точности весь процесс разбега морского самолета.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 5 – 1929 г.

Что такое глиссирование

В этой статье описаны такие темы:

  1. Глиссирование – общая информация
  2. Режимы движения судна
  3. Теория глиссирования
  4. Каким должен быть глиссирующий катер
  5. Список характеристик глиссирующего катера
  6. Преиумщества глиссирования
  7. Недостатки глиссирования

Что такое глиссирование

Глиссирование – на английском звучит, как «AquaPlaning» – планирование над водой или, по-другому, скольжение по водной глади. Плоский камешек, пущенный сильной рукой, прыгает по водной поверхности как глиссер. Сёрферная доска сначала плывет, а потом скользит по волнам.

Для любых водных средств, скольжение по поверхности воды – одна из важнейших составляющих ходовых качеств. Прежде чем купить катер в Украине, важно почитать о глиссировании, потому что от этих знаний будет зависеть правильный выбор судна.

Итак, на ходкость судна влияют два фактора – это сопротивление воды и эффективность двигающей силы. Как правило, судно, движущееся с постоянной скоростью, ощущает силу сопротивления воды, равной скорости его движения. При замедлении сопротивление снижается, а при увеличении скорости можно перейти в другой режим передвижения – глиссирование или скольжение по поверхности воды. В этом режиме вода касается только небольшого участка днища.

Признано считать три основных режима движения судна:

  1. Водоизмещающий режим.
  2. Переходной режим.
  3. Режим глиссирования.

Чтобы пройти из водоизмещающего в переходной режим и дальше в режим скольжения необходимо иметь определенные характеристики корпуса и двигателя.

Теория глиссирования катера

При глиссировании архимедова сила выталкивания плавающего объекта практически перестает работать, и лодка уже держится на поверхности за счет другой – гидродинамической силы поддержания. При этом возникает тангенциальная касательная сила, которая зависит от трения воды о поверхность мокрого днища. На гидродинамику и тангенциальность влияет общая скорость воды по отношению к днищу, направленная от носа к корме.

Во время глиссирования днище ударяется о воду и разделяет ее на два потока: первый основной уходит к корме, другой выбрасывается в виде брызг вперед. В точке удара возникает гидродинамическое давление, пропорциональное скорости катера и плотности массы воды. При этом в точке удара давление будет максимальным и постепенно уменьшаться к кормовому краю. На корме давление уже становиться равным атмосферному. Соответственно будет изменяться и скорость обтекающего потока: от нулевой в точке удара к максимальной у кормового края. Таким образом, уменьшается сопротивление воды, и увеличиваться скорость движения катера – от носа к корме. Сопротивление воды в основном сводится к трению и давлению брызгообразования.

Плавность распределения давления напрямую зависит также от продольного угла расположения днища к водному потоку, и от продольной конструкции днища. Чем больше угол и более плоское днище, тем выше гидродинамическое давление.

В поперечной плоскости давление резко падает до атмосферного сразу же на кромках днища, образовывая угловые расходящиеся волны.

Из всего выше сказанного становится ясно, что на скорость катера в режиме глиссирования влияет величина давления, водоизмещение судна и сила сопротивления движению.

Каким должен быть глиссирующий катер

Катера и лодки бывают разные по форме, массе и другим конструктивным особенностям. В отношении глиссирования очевидным является тот факт, что лучше всего подходят для этого режима небольшие легкие катера и лодки. Массивному тяжелому судну будет крайне тяжело достичь того предела скорости, который позволил бы выйти в режим глиссирования. В основном это могут сделать моторные лодки, маломерные катера, гидроциклы, спасательные катера и другие судна с небольшим водоизмещением.

Кроме того, чем более выпуклое днище (особенно на корме), тем хуже распределяется гидродинамическое продольное давление. Это напрямую влияет на подъемную силу и на скорость катера. Другими словами, на корме днище должно быть максимально плоским, иначе в режим глиссирования перейти будет крайне сложно. Чем более плоская поверхность днища, тем ниже сопротивление воды и выше коэффициент глиссирования.

Мы собрали список факторов влияющих на способность катера к глиссированию:

  • Форма днища (килеватость).
  • Материал корпуса.
  • Угол атаки.
  • Полная масса судна (включая пассажиров, двигатель, запас горючего, вес оборудования).
  • Мощность двигателя (на каждый кВт должно приходиться не больше 20-34 кг судна).
  • Тип двигателя и угол его установки.
  • Тип гребного винта.
  • Длина судна.
  • Ширина смоченного участка днища.
  • Осадка судна на корме (отстояние центра тяжести от транца).

Также можно устанавливать дополнительные специальные апгрейды (транцевые плиты, продольные реданы и т.д).

Преимущества глиссирования

Главное преимущество режима глиссирования – это его экономические факторы. В отличие от водоизмещающего режима, когда лодка всем корпусом погружена в воду, борясь с сопротивлением воды, режим глиссирования помогает экономить топливо и значительно ускоряет лодку.

Недостатки глиссирования

1) Плоское дно – важная характеристика глиссирующего катера. Но плоское дно очень чувствительно к ударной нагрузке волн, которые оказывают разрушительное воздействие на корпус и доставляют дискомфорт пассажирам.

2) Мореходные качества лодок с плоским дном не совсем подходят для средних и крупных водоемов. Такие лодки больше подойдут для закрытых водоемов, где образование волн минимальное.

Для выхода в большие водоемы и открытые акватории, необходима форма днища с переменной килеватостью. На носу должна быть V-образная форма, для прохождения волн, и практически плоская поверхность у кормовой части. Почему не полностью плоская корма на корме? Потому что лодку начнет водить из стороны в сторону (увеличение угла рыскания), значительно снизиться устойчивость (дельфинирование), а про резкие развороты можно будет попросту забыть.

В общем, можно в конце статьи сказать, что выбрать идеальный универсальный катер невозможно. Придется заранее определиться, в каких пределах вы будете его использовать.

Посмотрите видео о глиссирующих катерах:

Оцените статью
Добавить комментарий