Катера

Катера: тонкости выбора

Сейчас активный отдых пользуется большой популярностью во всем мире. Несомненно, вы заметили, насколько сильно возрос интерес людей к водному транспорту. Особенно это заметно становится с приближением летней поры. Прогулки по воде позволяют не только приносят огромное удовольствие всей семье, но и позволяют расслабиться и обрести гармонию. Для этого замечательно подойдет катер. Ходить на нем можно не только во время длительного отпуска, но и на уикэндах. Катера подходят для семейной туристической поездки, рыбалки и других приятных занятий.

Классификация катеров

Изначально катер оснащался исключительно стационарным мотором. Подвесные двигатели, как правило, использовались только для лодок. Все поменялось с появлением подвесников, мощность которых иногда бывает выше, чем у двигателей автомобилей. Катера делятся на такие типы:

Большинство любителей маломерных суден в последнее время отдают предпочтение именно подвесным двигателям, потому что они освобождают много полезного места внутри корпуса. Но, с другой стороны, они занимают корму катера. Однако, большим плюсом съемных моторов является индивидуальных подбор мощности к определенному типу катера.

Стационарные каретные моторы тоже имеют свои преимущества, особенно их дизельные варианты. Стоит заметить, что встроенные двигатели лучше использовать в суднах, которые имеют длину не менее 6 метров. Классификация современных моторных катеров должна соответствовать требованиям мировой судостроительной сертификации, согласно их назначению и использованию.
Виды катеров бывают следующие:

Спортивно-прогулочные катера являются самыми востребованными для широкого круга потребителей. Они предназначены для непродолжительных прогулок в пределах акватории и подходят для семейных пикников или катания на водных лыжах. Эти моторные суда изготавливаются из алюминия или пластика. Двигатели к ним используются бензиновые или дизельные.

Тремя основными видами плавания катеров являются водоизмещающий режим, режим гидродинамического поддержания и переходный режим из первого во второй.
Водоизмещающий режим относится к тихоходным катерам, не развивающим скорость больше 18 километров в час. Для таких суден характерны плавные обводы нижней части, находящейся под водой. Эти катера имеют сужение к корме не оснащены брызгоотбойниками. На них по обыкновению устанавливают стационарные двигатели с малой мощностью.

Режим гидродинамического поддержания сильно отличается от водоизмещающего. Такие катера обладают транцем – обрубленной кормой, к которой присоединяется подвесной мощный двигатель или водометная турбина. На такие судна обычно устанавливаются мощные моторы, потому что их ходовые качества позволяют преодолевать высокие волны.

Катера, спроектированные в переходном режиме, намного экономичней гидродинамических в плане расхода топлива и быстрее водоизмещающих. Они являются «золотой серединой».

Тонкости приобретения катеров

Человек, желающий купить катер должен отчетливо понимать, что это небыстрое действие. Рынок судостроения каждый день предлагает что-то новое потребителям. Многообразие вариантов неопытного покупателя может сбить с толку. Чтобы приобрести плавсредство данного типа, нужно проштудировать материалы, полностью описывающие все технические характеристики моделей, которые подходят по роду эксплуатации конкретному человеку (то есть, для каких целей он будет его использовать). Лучше всего будет выбрать несколько возможных моделей для покупки и проанализировать их по интересующим вас параметрам.

Не забудьте заранее определиться с бюджетом, который вы готовы выделить для покупки плавсредства. Сейчас многие прибегают к приобретению катеров не только с конвейера, но и бывших в употреблении. Эти суда стоят гораздо дешевле, но их внешние данные и технические характеристики ничем не уступают новым.

Еще стоит обратить внимание на район, в котором вы планируете эксплуатировать купленное судно. Это важный фактор, потому что от него зависит стоимость доставки и возможной растаможки (при необходимости).

Каталог катеров для продажи, предоставленный нашей организацией, предлагает большой выбор плавсредств. Каждый может подобрать себе именно тот вариант, о котором он давно мечтал. Катера различаются габаритами, скоростями, материалом изготовления, предназначением и стоимостью. Единственное, что их объединяет – это безупречное качество изготовления, хорошие ходовые возможности и высокие эксплуатационные характеристики, которые будут оценены по достоинству всеми любителями свободного времяпрепровождения на воде.

Кроме продажи обслуживания водных моторных средств, наша компания занимается реализацией комплектующих и аксессуаров для них.

Обзор моделей лодок, катеров, яхт, описания, технические характеристики катеров со стационарными двигателями

В классификации маломерных судов по специфике конструкции и назначению различают десятки категорий плавсредств. Но часто потребитель старается объединить в одной покупке сразу несколько факторов, например, купить прогулочный катер, но такой, чтобы на нем еще и рыбачить можно было, и в спортивных состязаниях участие принять. Да еще неплохо было бы и по цене уложиться в скромные рамки. Возможен ли такой вариант? А почему бы и нет, ведь прогулочные катера универсальные плавсредства. Об особенностях этого класса суден, моделях и их стоимости сегодня и поговорим.

Что относится к типу плавсредства «прогулочный катер»

Вообще понятие «судно для водных прогулок» довольно растяжимое. По сути ведь любое плавсредство подойдет для перемещения. Но, во-первых, есть зависимость от характера акваторий. Не каждый прогулочный речной катер способен отправиться бороздить морские просторы, равно как и наоборот, для мореходного судна по глубине доступна не каждая река. И, во-вторых, определенным параметрам должно соответствовать само плавсредство. Рассмотрим их.

Характеристики прогулочных катеров

По назначению прогулочные катера используются для выхода на воду, продолжительностью от нескольких часов до пары суток. При этом судно помимо водителя должно комфортно размещать еще 2-6 пассажиров. Эти особенности предназначения сильно влияют на конструкцию судна.

Габариты прогулочных катеров компактны, и ненамного превышают размеры моторных лодок. К слову, за эту особенность и ультрасовременный дизайн лодок, многие тоже включают их в понятие «прогулочный катер». Однако, это в корне не верно. Катер характеризуется мощным стационарным мотором, а прогулочные лодки снабжены подвесными двигателями. Также катера отличаются в лучшую сторону показателями качества материалов и сборки корпуса, скоростью, системой управления и др.

Конструкционно важнейший параметр прогулочных катеров – просторный кокпит с удобными местами (лавками, креслами, скамейками, палубным пространством) для размещения пассажиров. Для рулевого экипажа тоже предусмотрено комфортное размещение: либо закрытая рубка с креслами, либо места на палубе, накрываемые при непогоде навесом или жестким тентом. Как правило, на перевозку крупных грузов такое судно не рассчитано, поэтому под палубой какие-либо внутренние помещения отсутствуют.

В плане технических характеристик все зависит от конкретной модели прогулочного катера. Простые плавсредства оснащаются маломощным мотором, и мало чем отличаются от класса прогулочных лодок. Судна среднего класса уже показывают высокие ходовые характеристики, а катера премиум-класса вполне способны обгонять быстроходные яхты и спортивные суда. При этом помимо мощности двигателя, на ход плавсредства влияют материалы, технология сборки, размеры корпуса и вес судна.

Катер

Катер — это моторная лодка со стационарным или подвесным лодочным мотором, длина которой не превышает 7.6 метров (до 25 футов).

Однако не любая мотолодка может называться катером. Например, разборные надувные лодки с подвесниками по-прежнему остаются лодками, даже если их длина будет 10 метров. Ярко выраженные гребные лодки с ПЛМ — это тоже просто лодки с мотором. В то же время RIB, даже самый маленький, можно назвать катером.

Такое разделение — это просто сложившиеся культурные традиции речи, которые в англоязычной версии, например, будут более упрощены до motorboat или powerboat, поскольку голландское слово kater по понятным причинам закрепилось только в России.

Рабочие катера могут быть и более крупными, а также иметь рубку-убежище, простенький камбуз и гальюн. Классификация маломерного флота по размерам весьма относительна, здесь скорее надо смотреть на назначение судна, уровень его оборудования и степень обитаемости.

Какие бывают виды прогулочных катеров

Так как основное предназначение таких суден – прогулки по акваториям, то большое внимание уделяется удобному размещению на палубе водительского экипажа и пассажиров. При этом понятие комфорта для каждого человека индивидуально, поэтому судостроители производят прогулочные катера разных категорий. Так, по конструкционным особенностям выделяют следующие типы плавсредств.

Closed Bow

Прогулочные катера, отмеченные самыми миниатюрными габаритами. Из названия понятно, что данный тип суден оснащен закрытым отсеком, расположенным в носовой части. Это пространство используется как багажник, хотя места там хватит только на пару сумок. В России Closed bow широко известны благодаря модели «Казанка-5», выпущенной в СССР еще в 1950-ых годах.

Прогулочный катер «Казанка 5М4»

Bowrider

Эти небольшие по размерам суда отличаются открытым кокпитом, расположенным в носовой части корпуса и часто отделенным от рубки управления перегородкой. Ввиду открытой конструкции использование таких прогулочных катеров характерно только для стран с теплым климатом. Собственно, открытая палуба и создана для загара или ныряния с борта катера.

Cuddy Cabin

Словечко «Cuddy» с английского переводится как «маленькая каютка», из чего и следует, что за этим названием скрывается прогулочный катер с каютой. Это наиболее распространённый тип прогулочных суден в России, т.к. особенности климата вынуждают иметь «теплый угол» и «крышу над головой». Отметим, что в Cuddy Cabin крытое помещение всегда располагается в носовой части судна.

Midcab (Middle Cabin)

Судна средних габаритов с кабиной, размещенной на середине палубы (что, собственно, и отмечено в самом названии). При этом получается, что катер обладает двумя кокпитами: в носовой части и на корме. Данная разновидность плавсредств большую популярность приобрела в Скандинавии, в России же подобное транспортное средство встречается довольно редко.

«Hard Top»

Прогулочный катер с просторной рулевой рубкой, покрытой жесткой крышей, что опять же отражает название класса («hard top» — твердая крыша). Зачастую такие судна оснащены камбузом и койкой, что позволяет совершать длительные морские путешествия. Кокпит представляет собой открытое пространство, но при необходимости над ним натягивают тент.

Deck Boat

Прогулочные катера, рассчитанные на поездки по водным акваториям в компании друзей. Они отличаются высокой степенью комфорта и вмещают до 6-8 пассажиров. Помимо комфортных сидений и платформы для купания или загара, зачастую на борту предусмотрены даже такие приспособления, как барбекю, минибар, закусочный столик и т.п. Конструкция таких суден схожа с классом Bowrider, только у Deck boat более просторный носовой кокпит.

Круизные катера

Моторные круизеры — это катера, которые предназначены для отдыха и путешествий как по внутренним водоемам, так и по морским путям, если категория позволяет. Обязательное требование к круизным катерам — это наличие минимального комплекса удобств: каюта со спальными местами, гальюн, камбуз, душ.

Длина круизеров в основном находится в диапазоне от 7.6 до 13.7 метров (25-45 футов).

Известные марки прогулочных катеров

Как отрасль судостроительства производство и сборка катеров для прогулок довольно популярна, поэтому модели данного класса производят как зарубежные компании, так и российские. Среди заграничных фирм отдельно стоит отметить американские судоверфи, продукция которых заслужила доверие пользователей по всему миру. В частности, это такие производители, как:

Достойную конкуренцию американским судам составляют плавсредства из Северной и Центральной Европы. Среди европейских компаний наиболее известны:

Также немало качественных моделей прогулочных катеров сходит с отечественных судоверфей. Из наших производителей стоит отметить следующие заводы:

Конечно, все верфи перечислить просто невозможно, поэтому в материале представлены только популярные производители.

Моторные яхты

За круизными катерами следуют моторные яхты. Это более крупные суда для путешествий и отдыха со стационарными двигателями, позволяющие жить на борту столько, сколько вы захотите, вместе с вашими гостями, полностью закрывая ваши потребности в комфорте и жилом пространстве.

По общепринятой классификации, моторные яхты обычно имеют длину от 13.7 метров до 24 метров (45-79 футов).

Прогулочный катер – сколько стоит судно

Как мы отметили в самом начале, главные свойства катера для прогулки – удобство и комфорт. И тут трудно обобщать выбор пользователей: кому-то достаточно поддержанного двухместного судна с маломощным мотором, а кому-то требуется новый просторный катер с закрытой рубкой, мощнейшим мотором и кокпитом вместимостью на 5-6 человек.

Читайте также:  Насадка для карася и карпа, от которой они сходят с ума

Соответственно запросам меняется и стоимость. Бюджетные варианты катеров для прогулок продают в пределах 150 000 – 300 000 рублей. «Середнячки» обойдутся в 300 000 – 500 000 рублей, а прогулочные катера класса премиум достигают стоимости до 1, 5 – 2 млн рублей.

Суперяхты

Яхты, имеющие длину 24 метра и более в ряде стран обязаны иметь на борту обслуживающий персонал, то есть профессиональный экипаж, и законно управлять ими в одиночку уже не получится. Да и проблематично это физически. Поэтому такой класс судов автоматически относится к категории суперяхт.

Сегодня частная крупная моторная яхта с экипажем — это нормальное явление, поэтому термин «суперяхта» имеет тенденцию смещаться все дальше по шкале длин.

Мегаяхта

Мегаяхта — это неформальное название крупнейших в мире моторных и парусных яхт. Иногда этот термин употребляют как синоним суперяхты, но в основном он используется для обозначения плавучих дворцов длиной свыше 70 метров (200 футов).

Если пойти еще дальше, то можно найти даже выражение «гигаяхты», однако в яхтенной индустрии оно практически не используется, а его определение довольно размыто.

ликбез от дилетанта estimata

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

пятница, 4 декабря 2020 г.

Топографические условные знаки (легенда карты)

Отредактировано 23.01.2021

Группы условных топографических знаков

Внемасштабные условные знаки
12 — деревянный мост (длина 17 м и ширина 3 м); 13 — ветряная мельница; 14 — завод, фабрика; 15 — километровый столб, 16 — пункт геодезической сети

Расцветка карт (условное обозначение на карте цветом)

Условные знаки топографических карт

Справочник предназначается для офицеров всех родов войск и видов Вооруженных Сил. В нем помещены условные знаки и образцы топографических карт масштабов 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000 и 1:1000000.
Справочник составлен и подготовлен к изданию в Центральной научно-картографической ордена Красной Звезды части Военно-топографической службы Советской Армии. Авторы – составители справочника: С.С.Абрамов, Г.Н.Нежельский и Н.А.Никитина. Редактор В.А.Вишняков.
При составлении справочника было использовано его четвертое издание 1954 г. (авторы А.М.Комков и Е.И.Яцевич).

Условные знаки топографических карт всех масштабов по своему начертанию в подавляющем большинстве одинаковы, а поэтому знание условных знаков карт масштабов 1:25000, 1:50000 и 1:100000 делает возможным чтение топографических карт более мелких масштабов.

Обозначения на топографических картах

Рассекреченные топографические карты Генерального штаба СССР свободно гуляют по просторам интернета. Все мы любим скачивать их, рассматривать, а зачастую и печать на листах бумаги для дальнейшего использования их по прямому назначению – т.е. ходить с ними в походы.

Топографические карты Генштаба являются самыми точными и лучшими. Любые другие покупные карты, напечатанные в современное время, не будут нести в себе столько точности и конкретики. Условные знаки и обозначения на топографических картах Генштаба гораздо более сложны, нежели любые другие обозначения карт, купленных в магазине. Их мы все помним ещё с уроков географии в школе.

Как бывалый пользователь таких карт, я бы хотел в начале этой статьи описать самые важные, на мой взгляд, обозначения. Если остальные более-менее понятны, так как они почти все идентичны с другими видами карт (не Генштаба), то эти есть нечто новое и пока ещё непонятное. Собственно, я начну с условных обозначений рек, бродов, лесов и дорог.

Реки и водные ресурсы

Характеристика рек и каналов: 30 – Ширина (м), 0,8 – Глубина (м), К – Тип грунта (К – каменистый, П – песок, Т – твердый, В – вязкий)

Растительный покров

Породы деревьев. Характеристика древостоя: 22 – высота деревьев, 0,30 – толщина, 4 – расстояние между деревьями.

Тропы, дороги, похожие объекты

Лесная просека и ширина в метрах (2м)
Полевые и лесные дороги
Зимник, действующая автодорога только в зимнее время года, в холодный период. Может проходить по болотам.
Грунтовая дорога, 6 – ширина проезжей части в метрах
Гать – дорога с деревянным покрытием, настил из бревен, 3 – ширина проезжей части
Гать
Ж/Д полотно
Газопровод
Линии электропередач (ЛЭП)
Разобранная железная дорога
Однопутная железная дорога, узкоколейка. Также ж/д мост
Шоссе: 6 —ширина покрытой части, 8 — ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Щ — материал покрытия (Б — булыжник, Г — гравий, К — камень колотый, Шл — шлак, Щ — щебень)

Рельеф

Обрывистые берега рек, скальные обнажения, пармы
Горизонтали рельефа с обозначением относительной высоты (260 м)
Горная местность без растительного покрова, покрыта камнями-курумами и скалами-останцами
Горная местность с растительным покровом и редкими деревьями, видна граница леса
Скалы-останцы с высотой в метрах
Ледники
Скалы и скалистые обрывы
Отметка высот (479,2 м)
Степная область. Рядом граница леса
Пески, пустыни

Фото некоторых географических объектов

Граница леса и тундры, далее – горный пояс (гора Иремель, Юж. Урал)

Магистральный зимник, проложенный через таёжный лес. Летом здесь заросли (Якутия)

Лесная грунтовая дорога (Ивдельский р-н, Сев. Урал)

Гать – дорога с деревянным покрытием (Лобненский лесопарк, Моск. обл)

Скальное обнажение, парма (Камень “Великан”, Ср. Урал)

Скалы-останцы (скала Старик-камень, Ср. Урал)

Следует понимать, что все имеющиеся топографические карты Генштаба СССР уже давно устарели. Информация, содержащаяся на них, может датироваться 70-80 годами прошлого века. Если вас интересуют подробности прохождения по тем или иным тропам, дорогам, наличие населенных пунктов и географических объектов, то следует заранее проверить достоверность информации по другим источникам. Троп и дорог уже может не быть совсем. Мелкие населенные пункты могут быть заброшенными и представлять собой пустыри, зачастую уже поросшие молодняком.

Но, в любом случае, карты генштаба всё равно несут более точную информацию, и по ним можно более продуктивно рассчитать свой маршрут и расстояние. В данной статье я не стал забивать ваши головы лишними символами и условными знаками топографических карт. Я выложил только наиболее важные и значимые для горно-таёжного и степного региона. Кого интересуют подробности, могут посмотреть здесь.

Карты Генштаба СССР выполнены с использованием Советской системы разграфки и номенклатуры топографических карт. Эта система до сих пор применяется в Российской Федерации и в некоторых бывших Советских республиках. Есть более новые карты, состояние местности на которых примерно 60-80-х годов прошлого века, и более старые карты, так называемый Генштаб РККА, выполненные геодезической разведкой довоенного времени. “Карты составляются в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера, вычисленной по параметрам эллипсоида Красовского для шестиградусной зоны,” – а если не поняли,то не беда! Главное – запомнить (или записать, сохранить эту статью) те моменты, что я привёл выше. Зная их, вы можете умело пользоваться картами и планировать свой маршрут без использования gps.

Условные обозначения на топографических картах

Условные знаки топографических карт дают полную информацию о местности. Они являются общепринятыми и используются для топографических карт и планов. Топографические карты представляют собой важный материал не только для туристов, но и для геодезических организаций, для органов власти, которые занимаются планированием местности и перенесением границ участков.

Знания об условных знаках помогают не только правильно прочесть карту, но и составить детальные планы местности с учётом появившихся новых объектов.

  1. Топографические карты и планы
  2. Условные знаки и их виды
  3. Правила нанесения на карту условных знаков
  4. Нанесение ключевых знаков на топографическую карту

Топографические карты и планы

Топографические карты — разновидность географических. Они несут подробную информацию о плане местности, указывая расположение различных технических и природных объектов друг относительно друга.

Топографические карты различаются по масштабам выполнения. Все они несут менее или более детальную информацию о местности.

Масштаб карты обозначается сбоку или снизу карты. Он показывает соотношение размеров: обозначенного на карте к натуральному. Таким образом, чем знаменатель больше, тем материал менее подробный. Допустим, карта 1:10 000 будет иметь в 1 сантиметре 100 метров. Чтобы узнать расстояние в метрах между объектами, с помощью линейки измеряется отрезок между двумя пунктами и умножается на второй показатель.

  1. Самым детальным является топографический план местности, его масштаб 1:5 000 включительно. Он не считается картой и является не таким точным, так как не берёт во внимание положения о том, что земля круглая. Это несколько искажает его информативность, тем не менее план является незаменимым при изображении культурно-бытовых и хозяйственных объектов. Кроме того, план может показывать и микрообъекты, которые сложно найти на карте (допустим, растительность и грунты, контуры которых слишком малы для изображения в других материалах).
  2. Топографические карты масштабом 1:10 000 и 1:25 000 считаются среди карт максимально подробными. Их используют для хозяйственных нужд. Они изображают населённые пункты, промышленные объекты и объекты сельского хозяйства, дороги, гидрографическую сеть, болота, ограждения, границы и т. д. Такие карты наиболее часто используются для получения информации об объектах на местности, которая не имеет значительного лесистого покрова. Наиболее достоверно в них изображены объекты хозяйствования.
  3. Карты с масштабом 1: 50 000 и 1:100 000 менее подробны. Они схематично изображают контуры лесов и иных крупных объектов, изображение которых не требует большой детализации. Такие карты удобно использовать для аэронавигации, составляя маршруты дорог и так далее.
  4. Менее подробные карты используются в военных целях для выполнения поставленных задач по планированию различных операций.
  5. Карты с масштабом до 1:1 000 000 позволяют правильно оценить общую картину местности.
Читайте также:  Морские узлы как их завязать видео

Определившись с поставленной задачей, выбор материала представляется абсолютно не сложной задачей. В зависимости от того, насколько нужна детальная информация о местности, выбирается и нужный масштаб карты.

Условные знаки и их виды

Обозначения топографических карт в определённых случаях, особенно это касается отдельных групп объектов, допускают некоторые условности:

Правила нанесения на карту условных знаков

Карта должна быть объективной и это требование включает следующие положения:

Условные знаки топографических карт и планов наносятся в соответствии с едиными правилами.

Так:

  1. Размеры объектов отображаются в миллиметрах. Эти подписи принято располагать слева от условных знаков. В отношении одного объекта даётся два числовых показателя, обозначающих высоту и ширину. В случае совпадения этих параметров допускается одна подпись. Для круглых объектов обозначается их диаметр, для знаков в форме звезды – диаметр описанной окружности. Для равностороннего треугольника даётся параметр его высоты.
  2. Толщина линий должна соответствовать масштабам карты. Основные объекты планов и подробных карт (заводы, мельницы, мосты, шлюзы) наносятся линиями 0,2–0,25 мм, эти же обозначения на мелкомасштабных картах от 1:50 000 – линиями 0,2 мм. Линии, обозначающие второстепенные знаки имеют толщину 0,08–0,1 мм. На планах и крупномасштабных картах допускается увеличение знаков на одну треть.
  3. Условное обозначение топографических карт должно быть чёткое и читабельное, промежутки между надписями должны быть как минимум 0,2–0,3 мм. Стратегически важные объекты могут быть несколько увеличены в размере.

Отдельные требования выдвигаются и к цветовой гамме.

Так, фоновая окраска должна обеспечивать хорошую читаемость, а условные знаки обозначаются следующими красками:

  1. Объекты, обозначенные внемасштабными условными знаками на топографических картах и планах, должны соответствовать положению на местности. Для этого их нужно размещать по определённым правилам.

Положению на местности соответствуют:

Нанесение ключевых знаков на топографическую карту

Обозначение условными знаками групп объектов должно происходить согласно нижеприведённым правилам.

  1. Геодезические пункты. Эти объекты должны быть обозначены максимально подробно. Отметка центров пунктов наносится в точности до сантиметра. Если пункт находится на возвышенной местности, необходимо отметить высоту бугра или кургана. При нанесении границ межеваний, которые на местности обозначены столбами и пронумерованы, нумерация должна быть отображена и на карте.
  2. Постройки и их части. Контуры зданий нужно наносить на карту в соответствии с планировкой строения и размерами. Наиболее подробно изображаются многоэтажные и исторически важные постройки. Этажность обозначается начиная с двух этажей. Если здание имеет ориентировочную башню, её также обязательно отобразить на карте.

Мелкие постройки, такие как павильоны, погреба, элементы зданий, отображаются по желанию заказчика и только на подробных картах. Нумерация зданий воспроизводится только на крупных картах. Дополнительно буквами могут обозначаться материалы, из которых построено здание, его назначение, огнестойкость.

Условными знаками принято выделять строящиеся или полуразрушенные здания, культурные и религиозные постройки. Объекты на карте должны размещаться в точности, как в реальности.

В целом детализация и подробность описания характеристик зависит от цели составления карты и оговаривается заказчиком и исполнителем.

  1. Промышленные объекты. Этажность в зданиях роли не играет. Более важные объекты – это административные строения и трубы. Для труб более 50 метров необходимо подписывать их фактическую высоту.

На предприятиях, имеющих шахты и ведущих добычу ископаемых, принято обозначать объекты, размещённые на поверхности. Отображение подземных путей проводится по согласованию с заказчиком с указанием на рабочие и нерабочие ответвления. Для карьеров обязательно числовое обозначение их глубины.

  1. Железные дороги показывают с обозначением их ширины колеи. На картах необходимо обозначать и недействующие дороги. Для электрифицированных дорог и трамвайных путей должны рядом быть отображена линия электропередач.

На карте наносится обозначение уклонов дорог, насыпи и их высота, откосы, туннели и их характеристики. Обязательно наносятся тупики, поворотные круги и окончания дорог.

Автодороги обозначают определённым знаком, который зависит от покрытия. Проезжая часть должна быть выделена линией.

  1. Гидрографические объекты принято делить на три группы:

Постоянные водоёмы изображаются сплошными линиями, остальные – штрих-пунктиром.

  1. Рельеф. При изображении рельефа местности используют горизонтали или контурные линии с указанием высот отдельных уступов. Причём низменности и возвышения изображаются похоже, пользуясь штрихами: если они идут наружу, то изображено возвышение, если внутрь — это впадина, балка или низменность. Кроме того, если контурные линии находятся близко друг к другу, склон считается крутым, если далеко — пологим.

В зависимости от целей, для которых предназначена топографическая карта, допускаются некоторые упрощения или несущественные искажения второстепенных объектов, но общие требования должны быть соблюдены.

Условные знаки на карте

Условные обозначения карте или плане являются своего рода их азбукой, по которой их можно прочесть, узнать характер местности, наличие определенных объектов, оценить ландшафт. Как правило, условные знаки на карте передают общие черты с существующими в реальности географическими объектами. Умение расшифровывать картографические обозначения незаменимо при совершении туристических походов, особенно в далекую и незнакомую местность.

Условные обозначения на картах и планах

Все обозначенные на плане объекты можно измерить в масштабах карты, чтобы представлять их реальные размеры. Таким образом, условные знаки на топографической карте – это ее «легенда», их расшифровка с целью дальнейшего ориентирования на местности.Однородные предметы обозначаются одинаковым цветом или штрихом.

Все очертания объектов, расположенных на карте, по способу графического изображения, делятся на несколько видов:

Способы картографического изображения

Первый вид составляют объекты, занимающие большую площадь на топографической карте, которые выражены областями, заключенными в границы в соответствии с масштабами карты. Это такие объекты, как озера, леса, болота, поля.

Линейные обозначения – это очертания в виде линий, их можно заметить в масштабах карты по длине объекта. Это реки, железные или автомобильные дороги, линии электропередач, просеки, ручьи и т.п.

Точечные очертания (внемасшатабные) обозначают предметы маленьких размеров, не способные выражаться в масштабах карты. Это могут быть как отдельные города так и деревья, колодцы, трубы и прочие мелкие единичные объекты.

Условные обозначения наносятся для того, чтобы иметь как можно более полное представление об указанной местности, но это не говорит о том, что идентифицированы абсолютно все малейшие детали реального отдельно взятого района или города. План указывает лишь те объекты, которые имеют большое значение для народного хозяйства, службы МЧС, а также военнослужащих.

Виды условных знаков на картах

Чтобы опознавать знаки карты, нужно уметь их расшифровывать. Условные символы делятся на масштабные, внемасштабные и пояснительные.

Условные обозначения на геологических картах

Кроме этого, топографические планы помещают на себе другие обозначения, служащие дополнительной характеристикой для некоторых указанных объектов:

Некоторые подписи используются полностью, некоторые – в сокращенном виде. Полностью расшифровываются наименования населенных пунктов, названия рек, озер. Сокращенные подписи используются для указания более подробных характеристик некоторых объектов.

Применяются для обозначения ширины и длины рек, автомобильных и железных дорог, линий передач, высоты точек над уровнем моря, глубины бродов и т.д. Стандартное обозначение масштаба карты всегда одинаковое и зависит лишь от размера этого масштаба (например, 1:1000, 1:100, 1:25000 и т.д.).

Для того чтобы как можно проще ориентироваться по карте или плану, условные знаки обозначаются различными цветами. Чтобы отличать даже малейшие объекты, используется более двадцати различных оттенков, от интенсивно окрашенных областей до менее ярких. Чтобы карта легко читалась, внизу нее приводится таблица с расшифровкой цветовых обозначений. Так, обычно водные объекты обозначаются синим, голубым, бирюзовым цветом; лесные объекты зеленым; рельеф местности – коричневым; городские кварталы и малые населенные пункты – серо-оливковым; шоссе и автодороги – оранжевым; государственные границы – фиолетовым, нейтральная область – черным. Причем, кварталы с огнестойкими строениями и сооружениями обозначаются оранжевым цветом, а кварталы с неогнестойкими сооружениями и улучшенными грунтовыми дорогами – желтым цветом.

Условные знаки на картах

Единая система условных обозначений карт и планов местности имеет в своей основе следующие положения:

Читайте также:  Насадка из сладкого яичного желтка

Для установления ассоциативной связи знака и объекта существует 10 типов формирования композиций:

  1. Знаковый способ. Геометрические, буквенные, графические значки для обозначения положения объектов.
  2. Линейные знаки.
  3. Изолинии. Этот способ указывает на явления сплошного характера, обозначаемые числами – температуры, давления, выпавших осадков, земного рельефа. Это кривые линии, соединяющие несколько точек с одинаковым числовым значением. Они делятся на изотермы, изобары, изогипсы, изогисты, изотахи.
  4. Способ качественного фона. С помощью этого способа выделяются качественно однородные участки по природным, политическим, социально-экономическим показателям. Таким образом, можно увидеть типы почвы, виды растительности, районы на административной карте.

Способ качественного фона в картографии

  • Метод диаграммы. Отображает определенные количественные явления в конкретном месте, например, годовое изменение температуры, количество выпавших осадков и тп.
  • Точечный метод. Отображает массовые явления, которые трудно отобразить по отдельности – расселение народа, размещение поголовья скота и т.д.
  • Ареальный способ. Метод картографического отображения границ размещения какого-либо явления.
  • Метод знаков передвижения. Показывает пространственные перемещения.
  • Картодиаграммы.
  • Способ картограммы.
  • Условные обозначения на топографической карте

    На первый взгляд, печатные схемы местности потеряли свою актуальность и заменились приложениями для смартфонов и GPS-навигаторами. Электронные варианты ‒ удобные, способствуют быстрому определению собственного расположения на местности, однако обладают рядом существенных недостатков, одним из них является ненадежность. Умение распознавать условные обозначения на топографической карте необходимо для ориентировки в незнакомой местности без электронных устройств. Какой бы современной моделью навигатора вы не обладали, она будет нуждаться в регулярном подключении к электросети или портативным зарядным устройствам для поддержания стабильной работоспособности. Также навигационные программы далеко не всегда правильно определяют месторасположение, что способствует удлинению маршрута и усложняет процесс достижения пункта назначения. Бумажные схемы не нуждаются в таком тщательном уходе и всегда придут на помощь в условиях выживания. В жизни каждого человека возникают ситуации, когда необходимы познания о том, как расшифровываются условные знаки на топографической карте. Благодаря умению их определять можно легко пройти любой маршрут, имея при себе только печатную схему. В условиях выживания или заблудившись, наличие схемы местности в рюкзаке способствует быстрой ориентировке и существенной экономии времени. В статье мы рассмотрим, что такое топографические карты, их классификацию, условные знаки и правильную расшифровку.

    Условные обозначения на топографической карте

    Для начала рассмотрим, что такое крупномасштабный топографический план местности (Рисунок 1).

    Рисунок 1. Пример топографического плана

    По умолчанию это универсальная схема, которая предоставляет максимально возможное количество информации об определенном участке и знакомит пользователя со всеми важными деталями ландшафта: от классификации растений и видов почв до автозаправок и железнодорожных переездов. Универсальность заключается в том, что использовать такой план могут в абсолютно разных целях путешественники, автомобилисты, геодезисты, военные, инженеры, агенты строительных компаний, лесники, охотники, рыбаки и многие другие без ограничений.

    Создаются схемы таким же способом, что и онлайн приложения: путем использования снимков, сделанных при помощи летательных аппаратов (в последнее время популярны фотографии, заснятые космическими орбитальными спутниками), после чего переводятся в плоскость и упрощаются. Это позволяет создать максимально точный уменьшенный в масштабе ландшафтный план, на который в дальнейшем наносятся обозначения важнейших объектов. Существует два основных критерия, по которым должна создаваться топография карты, условные знаки.

    Критерии создания карты:

    1. Наглядность. Поскольку топографический план передает все детали местности визуально, он должен быть максимально понятным для восприятия. Наглядно отображаются особенности рельефа, наличие флоры (реже фауны), железнодорожные и транспортные развязки, водоемы, крупные сооружения, населенные пункты;
    2. Измеримость. Поскольку любая схема местности имеет масштаб, все обозначения можно замерить линейкой и произвести простой математический расчет, по которому вычисляется протяженность, например, здания или лесополосы.

    Рисунок 2. Пример генерализации

    Каким образом отбираются условные знаки топографических карт? Данный процесс называют генерализацией, в него входит выборочное размещение значков, которые несут для читателя максимальную важность (Рисунок 2). Маловажные постройки никак не отображаются для экономии свободного пространства.

    Алгоритм, как научиться быстро читать и переводить условные знаки географических карт, будет приведен далее.

    Значения условных знаков

    Схемы местности достигли пика популярности в СССР, почти у каждого жителя страны были карты того или иного района. Но и по сегодняшний день, огромным спросом пользуется книга условных знаков топографических карт. Это связано с тем, что существует более семи основных групп обозначений, в каждую из которых входят десятки и даже сотни разных значков. Все они считаются так называемой легендой (Рисунок 3) любой карты (от схемы в вагоне метро до узкоспециализированных военных или инженерных экземпляров). Подробное разъяснение каждого символа размещено в отдельных полях, что значительно упрощает процесс чтения. В картографии нет стандартов относительно прорисовки значков, поэтому в каждом экземпляре их дизайн может различаться при сохранении общего сходства и обязательного объяснения на полях.

    Рисунок 3. Пример легенды разных карт

    Распространенные знаки на топографической карте и их значения

    Условные символы предназначены для отображения на ландшафтном плане всех явлений и объектов, их основных характеристик.

    Разделяются на три группы по критерию масштаба:

    1. Внемасштабные (Рисунок 4)условные знаки топографических карт, которые также называются точечными. Используются для абстрактного обозначения особенностей местности без ограничений по размерам. Основное расположение отмечается главной точкой, которая ставится для значков в виде геометрических фигур в центре, в перспективе – посреди основания, с основанием под прямым углом – на вершине, при сочетании нескольких символов – посреди нижнего. Представлены схематическими фигурами;
    2. Линейные условные знаки топографических карт СССР имеют точную масштабированную протяженность при отсутствии достоверной ширины. Ширина подбирается дизайнерами для удобства чтения индивидуально к каждой схеме. К ним можно отнести дороги, заборы, водоемы, железнодорожные колеи, границы, газопроводы и многие другие постройки, имеющие строгую длину. Представлены линиями (прямыми, кривыми, изогнутыми, в разном цвете);
    3. Масштабные (они же контурные) передают точные контуры и размеры рельефа, возвышенностей и низменностей, водоемов. В отличие от линейных, имеют точную ширину и высоту, которая представлена в уменьшенном значении. Перевод производится путем умножения одного из значений на масштаб карты, который указан в легенде. Представлены заполненными цветом или штриховкой контурами, выполненными в вызывающем правильные ассоциации оттенке (рельеф в желтых и коричневых тонах, источники воды – в голубых или синих). Рисунок 4. Пример основных групп знаков

    Опорные и населенные пункты

    Условные знаки военной топографической карты «опорные и жилые пункты (Рисунок 5)» ‒ помогают первично сориентироваться:

    Промышленные и сельскохозяйственные объекты

    Условные знаки топографических карт, обозначающие промышленные (Рисунок 6) и хозяйственные строения, также могут послужить ориентиром.

    Ориентир по промышленным и с/х объектам:

    Отличительной чертой нанесения всех промышленных и сельских зданий на план является точность расположения средней точки.

    Рисунок 6. Пример обозначения промышленных объектов

    Социо-культурные объекты

    На ландшафтный план наносятся культурные памятники и социальные объекты, которые размещены на окраинах, вынесены за черту города и служат ориентиром. Однако в туристических экземплярах памятникам и важнейшим постройкам социального назначения уделено особое внимание. В их число могут входить соборы, крепости, руины, поместья, музеи, выставочные центры, а также санатории, больницы, туристические базы, курорты, отбирающиеся по критерию их важности. Рядом с внемасштабным значком указывается мелким наклонным шрифтом основное определение: монастыри «монаст.», памятник «пам.», санаторий «санат.», минеральный курорт «мин.курт» (Рисунок 7).

    Рисунок 7. Пример социальных объектов

    Железные дороги, шоссе и грунтовые дороги

    Такие условные знаки топографических карт, как дорожная и железнодорожная (Рисунок 8) развязка, присутствуют на любых схемах. Дорожная развязка играет наиболее важную роль для читателя и помогает выбраться как пешком, так и на транспортном средстве. Обозначается линейными обозначениями, масштаб которых точно измеряется только в длину.

    На всех схемах указывается:

    1. Тип дорожного покрытия: асфальтированное или грунтовое (без покрытия). Грунтовые дороги подразделяются на проездные, просеки и тропинки и обозначаются серым цветом. Шоссе, автострады и трассы обозначаются красным или оранжевым цветом;
    2. Ширина трассы или автострады, ее значение для региона;
    3. Количество колей и перронов для железнодорожных путей;
    4. Ширина колеи (стандартная, расширенная или узкая);
    5. Состояние пути (закрыто, в процессе строительства, доступно для общего пользования). Рисунок 8. Пример обозначения железных дорог

    Реки, озера, каналы и прочее

    Водные условные знаки на топографической карте разделяются на линейные и масштабные.

    Рисунок 9. Пример обозначения рек и озер

    Рельеф местности

    Поскольку все планы местности представлены в двухмерной плоскости вопреки изначальной форме эллипсоида планеты Земля, объем и рельеф изображается при помощи изогипс. Изогипсами называются линии, которые позволяют отобразить объем рельефа в двухмерном пространстве. Рельеф представлен не только сушей и возвышенностями, но и водоемами и впадинами. В зависимости от выпуклости или вогнутости ландшафт обозначается разными цветами. Состоит из элементов: основание, склон, вершина или дно, высота или глубина объекта (Рисунок 10).

    Такие условные знаки военной топографической карты как формы рельефа включают:

    1. Горы (холмы или насыпи в уменьшенных размерах). Обозначаются выпуклым куполом или конусом, имеющим самую высокую точку – вершину. Острый конец возвышенности называется пиком, а плоский – плато. Боковые стороны называются склоном, а основание подошвой. Возвышенность называется горой при высоте от 200 метров, до этого значения считается или холмом, или насыпью;
    2. Котловины (ямы, впадины). Обозначаются вогнутым конусом, имеющим самую нижнюю точку – дно. Боковые стороны также называются склоном;
    3. Хребты. Имеющая некоторую протяженность, вытянутая возвышенность с двумя параллельными склонами. Линия, на которой оба склона пересекаются под максимально острым углом, называется водоразделом, поскольку от нее дождевые осадки равномерно скатываются по обеим сторонам склона;
    4. Лощины (долины, ущелья, овраги). Обозначаются удлиненным углублением в ландшафте;
    5. Седловины. Обозначаются вогнутостью между двух возвышенностей, схожей по форме с конским седлом. Рисунок 10. Пример обозначения гор и холмов

    Грунты и флора

    Тип почвы и окружающей путешественника флоры поможет сориентироваться даже в той местности, где полностью отсутствуют любые опознавательные символы.

    Все грунты и растительность максимально подробно отображаются при помощи внемасштабных значков:

    1. леса делятся на хвойные и лиственные, обозначаются пиктограммой елки или лиственницы. Смешанные указываются двумя пиктограммами сразу. Также присутствует разделение по высоте, поэтому кустарники, пни от вырубленных стволов и трава указываются отдельными значками;
    2. грунты делятся на болотистые, солончаковые, глиняные с трещинами, песчаные. Самыми пригодными для езды считаются глиняные. Болотистых и песчаных на автомобиле лучше избегать.

    В статье мы подробно рассмотрели большинство условных знаки топографических карт, скачать которые можно в свободном доступе на просторах сети.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *