Правила безопасности в надувной лодке

Как вести себя на борту

При движении моторной лодки необходимо крепко упереться ногами в ее борта, а любой свободной рукой держаться за лодку — так в случае резкого непредвиденного маневра на большой скорости или при столкновении вы не выпадите из лодки и не получите травму.

Водитель на лодке с рулевым или транцевым управлением на свое запястье должен одевать аварийный шнурок, который соединен с кнопкой экстренного выключения работающего мотора — при выпадении за борт можно быстро выключить мотор, чтобы не покалечиться от работающего винта. К тому же доплыть до лодки будет проще, ведь она не уйдет далеко, а поплывет по течению рядом с вами.

Нужно четко знать действия при ударе лодки, ее перевороте или наполнении водой. Если нужно забраться в лодку с воды, то делать это необходимо только со стороны кормы или носа, чтобы не опрокинуть ее. В случае, если лодка опрокинется, всем пассажирам лучше держаться за нее, чтобы общими усилиями вытолкать лодку на мелководье или к берегу.

Помните: якорь должен находиться в кокпите. Даже при слабом ветре якорить лодку надо так, чтобы она была носом против ветра, навстречу волне.

На лодке должны присутствовать мощные фонари или хотя бы налобные фонарики для всех членов экипажа. На поясах всех присутствующих на лодке должны быть:
– зачехленный нож — поможет в некоторых критических ситуациях (например, освободиться от сетей и пр.);
– непромокаемые спички;
– рация или телефон в непромокаемом пакете.

Только без паники!

Основная причина возникновения трагедий на воде — паника. Никогда и ни при каких условиях не поддавайтесь панике!

Остерегайтесь теплового удара, гипертермии, не допускайте теплового переутомления:
– пейте больше жидкости;
– одевайте головные уборы;
– постарайтесь провести акклиматизацию за неделю до выхода на воду, если вы прибыли в другой климатический пояс.

Правила поведения в случае эвакуации на водном транспорте:

При объявлении массовой эвакуации необходимо выполнять следующие действия:

в первую очередь пропустить к шлюпкам детей и женщин;

всем пассажирам надеть спасательный жилет (в холодное время года следует надеть сначала тёплую одежду и только потом жилет);

при необходимости взять с собой только самые необходимые вещи (деньги, документы, одеяло, спички, аптечку, еду и воду);

не толкаясь спускаться в шлюпку.

При отсутствии или нехватки плавательных средств необходимо перед прыжком в воду подбородок с силой прижать к груди (голову стараться во время прыжка не отклонять назад), сделать глубокий вдох, закрыть правой рукой одновременно нос и рот, а левой рукой держаться за спасательный жилет.

После того, как погружение в воду прошло успешно, нужно вынырнуть, раскрыв широко глаза и посмотреть по сторонам (это необходимо сделать, чтобы не попасть под винт корабля). Затем нужно отплыть от тонущего корабля как можно дальше. Известно, что тонущее судно во время своего погружения под воду, создаёт своеобразную воронку, в которую и может затянуть близко находящиеся предметы и людей. После того как пассажир отплыл на безопасное расстояние, ему нужно обязательно зацепиться за какой-либо проплывающий рядом предмет (мебель, багаж, доска и т.д). Если крушение корабля произошло в ночное время суток, то следует помнить о том, что плавательные жилеты оснащены специальными лампочками, зеркалом и свистком. При помощи этих вещей можно подавать сигналы о помощи.

не толкаясь спускаться в шлюпку.

Памятка населению по соблюдению правил катания на лодке Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке

населению по соблюдению правил катания на лодке

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке.

Правила эти несложны, но необходимы для предупреждения несчастного случая:

Ø Перед тем как сесть в лодку, надо внимательно осмотреть ее, убедиться в ее исправности и прочности, проверить, на месте ли весла, руль, уключина, спасательные круги и черпак для отлива воды.

Ø Чтобы не нарушать во время посадки устойчивого равновесия лодки, надо входить в нее по одному, стараясь ступать на середину настила, равномерно рассаживаясь на сиденья.

Ø Во время движения лодки во избежание крена нельзя меняться местами и садиться на борт лодки.

Ø Грести веслами надо равномерно, сидящий «на вѐслах» должен быть особенно внимательным, чтобы не удариться о борт другой лодки.

Ø Совершая прогулки по воде, надо двигаться всегда по правой

стороне реки, по ходу лодки, стараясь держаться не дальше 20 метров от берега. Если же потребуется обогнать другую лодку, то это можно сделать, лишь обходя ее с левой стороны по движению лодки.

Ø Гребная лодка во всех случаях должна уступать дорогу паровым, моторным и парусным судам. Надо остерегаться пересекать путь теплоходам и катерам — это опасно. Услышав частые и короткие сигналы этих судов, гребная лодка должна уклониться в сторону или отойти от проходящего судна на безопасное расстояние. При этом, удаляясь от судна, надо стараться резать волну носом лодки. В противном случае волны от идущих по реке судов могут перевернуть лодку. Ни в коем случае нельзя допускать шалости во время движения лодки — это опасно для жизни.

Категорически запрещается:

v садиться на борт лодки;

v пересаживаться с одного места на другое;

v переходить с одной лодки на другую;

v раскачивать лодку;

v купаться и нырять с нее.

Лодка может перевернуться — пострадают катающиеся. Но если лодка опрокинется, теряться нельзя. В первую очередь надо оказать помощь не умеющим плавать. Очутившись в воде, следует держаться за борт лодки и общими усилиями толкать ее к берегу.

При оказании помощи утопающим требуется соблюдать осторожность, избегать резких движений и не наклонять лодку в одну сторону. Нужно помнить, что перевернутая лодка держится на воде и может служить хорошим спасательным средством.

Но несчастного случая не произойдет, если катающиеся на лодке будут строго соблюдать правила поведения на воде.

Меры безопасности

на водоемах в период купального сезона

Нарушение правил купания и плавания ведет к несчастным случаям, к гибели на воде.

1. Первое купание нужно начинать в безветренную солнечную погоду при температуре воды 18°-20°. В воде не следует оставаться более 1-5 минут.

Длительность времени последующих купаний можно

доводить до 15 минут.

2. Купаться рекомендуется два раза в сутки – утром и вечером, в заведомо безопасных или специально отведенных для этого местах.

3. Вода в выбранном для купания месте должна быть прозрачной, дно чистым, без коряг, подводных камней, свай, водоворотов, ям, заструг и т. п.

4. Следует избегать купания в одиночку, так как в случае беды оказать помощь будет некому.

5. После приема солнечной ванны нельзя бросаться в воду сразу; купание можно начинать только после некоторого отдыха в тени или сделать обтирание холодной водой в области сердца.

6. Никогда не следует толкать кого-либо в воду, в особенности неожиданно, так как эта шалость может вызвать у людей, очень чувствительных к холодной воде, шок со смертельным исходом.

7. Никогда не следует подплывать к водоворотам – это самая большая опасность на воде.

8. Нырять можно лишь в местах, специально для этого отведенных и оборудованных. Прыгать головой в воду с плавучих сооружений опасно, так как под водой могут быть опасные для жизни предметы.

9. Очень опасно купаться и плавать в пьяном виде. «Пьяный в воде – наполовину утопленник» – говорит мудрая народная пословица.

Читайте также:  Тесто для зимней рыбалки на плотву зимой: рецепт

10. Большую опасность представляет собой купание и плавание с досками, бревнами, адутыми резиновыми автомобильными камерами и надувными средствами.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Правильное и своевременное оказание первой помощи пострадавшему зачастую является единственным шансом для него вернуться к жизни. Если волею случая спасателем оказались Вы, то прежде всего необходимо:

1. Вытащив пострадавшего из воды, очистить ему полость рта от посторонних предметов (тина, трава и т. д.).

2. Уложить пострадавшего на согнутое колено животом и лицом вниз и удалить воду, попавшую в легкие и трахею, путем многократного надавливания рукой на спину.

3. Следует помнить, что отсутствие дыхания в течение 1-2 минут может привести к смерти пострадавшего. Основным признаком остановки сердца являются отсутствие пульса, расширенные зрачки. В этом случае необходимо немедленно приступить к проведению искусственного дыхания “рот в рот” и непрямого массажа сердца: 4-5 резких надавливаний на грудную клетку и затем одно вдувание воздуха (16 вдуваний в минуту, 64-90 надавливаний) .

У пожилых людей надавливание щадящее, маленьким детям надавливание производить не ладонью, а пальцами.

Помните! Жизнь пострадавшего целиком зависит от Вашего умения правильно и быстро оказать первую помощь!

В разгар лета так естественно стремление большинства населения провести часы отдыха у водоемов, в жаркую пору насладиться исходящей от воды прохладой, окунуться с головой в чистую воду и поплавать всласть до легкой приятной усталости. К тому же нет лучшего средства закаливания организма, чем регулярное купание на открытом воздухе.

Но отдых у воды подарит радость общения с природой и хорошее самочувствие для здоровья только тому, кто будет постоянно помнить, что вода – враждебная для человека среда.

Жара вынуждает многих людей забыть об осторожности.

Спасаясь от нее, ныряльщики ломают себе шею и на всю жизнь остаются инвалидами.

Как бы ни был крепок человек, сколько бы он ни заявлял, что сильнее

природы, на поверку он оказывается чрезвычайно хрупким.

Медики-травматологи говорят, что травмы при нырянии опасны тем,

что половина ныряльщиков погибает сразу, а остальным редко удается

Часть пострадавших получает тяжелые увечья, у другой — травмы такие, что о восстановлении подвижности речь уже не идет.

Одни лезут в воду, будучи в состоянии опьянения, другие плохо представляют последствия своего неразумного поведения на воде, третьи плохо проинформированы об опасностях, которые их подстерегают на незнакомом водоеме, выбранном ими для купания.

А многие просто не слышали о тех правилах, нарушение которых приводит к трагическим случаям.

Полную безопасность пребывания в воде не обеспечивают даже приобретение специальных навыков и длительная тренировка, тонут и хорошие пловцы.

Для неподготовленного же человека вода таит постоянную опасность, если он не выполняет определенные правила купания в открытых водоемах.

«01» – ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОН СПАСЕНИЯ МЧС РОССИИ

ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УТОПАЮЩЕМУ

Утопление наступает в результате погружения человека в воду или иную жидкость, в результате развиваются острые нарушения функций жизненно-важных систем организма.

1. Если отсутствует СОЗНАНИЕ, то:

Ø Освободить рот от ила, тины, рвотных масс.

Ø Наскоро обтереть пострадавшего.

Ø Дать понюхать нашатырный спирт.

Ø Для активизации дыхания подёргать пострадавшего за язык.

2. Если отсутствует ДЫХАНИЕ, то:

Ø Удалить воду из дыхательных путей.

Ø Освободить рот от ила, тины и рвотных масс.

Ø Уложить пострадавшего на спину, запрокинув голову и вытянув язык.

Ø Делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Всем пострадавшим обязательно должна быть оказана КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ, т. к. у спасённого высока вероятность развития отёка лёгких.

В случае происшествия на водоеме немедленно обращайтесь за помощью в ЕДИНУЮ СЛУЖБУ СПАСЕНИЯ по номерам телефонов:

Ø Грести веслами надо равномерно, сидящий «на вѐслах» должен быть особенно внимательным, чтобы не удариться о борт другой лодки.

Правильная развесовка на кокпите

Правильная развесовка гарантирует плавный ход, высокую скорость, комфорт и высокую управляемость судна. Для каждого типа лодки оптимальная схема распределения груза своя и прийти к ней можно только экспериментальным путем. Но все же существует несколько общепринятых правил:

  • не скапливайте весь груз в одной части кокпита;
  • при распределении веса принимайте в расчет наличие тяжелого подвесного мотора и его мощность;
  • вес водителя также имеет значение, так что не забудьте принять в расчеты и себя.

Если во время глиссирования ощущается проседание кормы, или лодка начинает дельфинировать, то необходимо заглушить мотор и перераспределить нагрузку на кокпит. Перенесите часть веса — груз, пассажиров — на нос лодки. Если же при движении, наоборот, нос опускается в воду, то распределение нагрузки происходит в обратную сторону.

Правила безопасности в надувной лодке

Отдых на воде – один из лучших видов отдыха людей, особенно летом. Много удовольствий приносят детям и взрослым купание, плавание, прогулки на катерах и лодках и т.д. Однако отдых может быть омрачен непоправимой трагедией.

Пренебрежительное отношение к выполнению правил поведения и мер безопасности на воде нередко приводит к несчастным случаям, гибели людей. По данным Всероссийского общества спасения на водах (ВОСВОД) в России за год в среднем гибнет 14,5 тысяч человек. Это 9 несчастных случаев на 100 тыс.человек в год. Детей погибает до 3000 человек, что составляет 15-20% от общего числа жертв. Для сравнения в Германии гибель на водоемах составляет не более 1 человека на 100 тыс. Человек. Несчастные случаи происходят чаще всего при нарушении правил поведения и несоблюдении мер безопасности на воде. Анализ данных последних лет убедительно показывает, что главными причинами гибели людей на воде являются:

  • неумение плавать;
  • купание в необорудованных водоемах, при волнении на водоемах и быстром течении;
  • купание в состоянии алкогольного, наркотического и иного опьянения;
  • нарушение правил пользования плав.средствами;
  • пренебрежение мерами безопасности во время переправ, в период паводков и наводнений;
  • при подледном ловле рыбы;
  • нарушение навигационных правил и т.д.

Плавание на гребных и моторных лодках (катерах и т.д.) – один из любимых видов отдыха на воде для многих людей и особенно детей. Многие граждане и организации имеют в личном пользовании различные плавсредства, остальные пользуются взятыми на прокат. В любом случае необходимо помнить, что катание на любых плавсредствах требует строгого соблюдения правил и мер безопасности при их эксплуатации, нарушение которых влечет за собой трагедию.

Меры безопасности при использовании маломерных плавсредств:

  • Все находящиеся на плавсредстве должны надеть (иметь) спасательные жилеты;
  • В случае опрокидывания плавсредства, если оно находится на плаву, не разрешается отплывать от него, необходимо находиться рядом и использовать плавсредство как опору и ориентир для спасателей;
  • В любой ситуации все обязаны безоговорочно подчиняться командиру плавсредства, а в его отсутствии старшему по должности или возрасту и выполнять его распоряжения;
  • В экстремальной ситуации старший на терпящем бедствие плавсредстве обязан предпринять меры для спасения людей и согласно Российского законодательства наделяется особыми правами по отношению ко всем терпящим бедствие людям и несет ответственность за предпринятые им действия (все люди, находящиеся на спасательном плавсредстве, согласно законодательства, переходят в категорию «Экипаж» и более не разделяются на пассажиров и команду);
  • Движение маломерных судов, особенно гребных, организуется в стороне от основного фарватера или хода по правой стороне водоема по ходу движения не далее 20 м от берега;
  • Не допускается движение в несколько рядов, за исключением проведения спортивных состязаний и водных праздников;
  • При прохождении мест купания необходимо быть осторожным, чтобы не нанести травму купающимся;
Читайте также:  Удилища для карповой ловли

Запрещено:

  • При посадке вставать на борта и сидения;
  • Перегружать плавсредство;
  • Выход плавсредств при силе ветра более 10 м/с баллов, а на незначительных водоемах, свыше 15 м/с;
  • Допуск к управлению плавсредствами лиц, не имеющих соответствующих документов на данный вид деятельности, разрешенный законодательством Российской Федерации (Ответственность за обеспечение безопасности при плавании на любых плавсредствах возлагается на капитанов судов, командиров шлюпок и руководителей организаций, проводящих мероприятия на воде, а так же владельцев плавсредств, которые обязаны строго соблюдать требования правил поведения и мер безопасности.);
  • Во время движения выставлять руки и перевешиваться за борт, сидеть на бортах, переходить на место, пересаживаться в другие плавсредства;
  • При катании на водном велосипеде допускать спуск людей с сиденья на корпус велосипеда;
  • Пользоваться плавсредствами детям до 16 лет без сопровождения взрослых, а так же лицам, не достигшим 7 лет;
  • Купание на любых плавсредствах детям до 16 лет разрешается только под руководством взрослых и при их участии;
  • Плавание ночью, в тумане и в условиях, при которых возможна потеря ориентации;
  • Нахождение маломерных плавсредств вблизи шлюзов, плотин, земснарядов, а так же приближение и остановка у мостов или под ними, переправ, приближение к судам и кораблям, пристаням, причалам, пляжам, купальням и иным местам отдыха людей у воды, а так же районам проведения любых гидротехнических работ;
  • Категорически запрещено пользоваться плавсредствами лицам в нетрезвом состоянии.

Необходимо помнить, что погода на водоемах меняется очень быстро. За короткий промежуток времени, при усилении ветра может измениться волновой режим.

Визуальная оценка волнения:

БаллыВысота волныПризнаки
Зеркально гладкая поверхность
1До 25 смРябь, небольшие гребни волн
2От 25 до 75 смГребни волн начинают опрокидываться, пена на воде не белая, а стекловидная
3От 75 до 125 смХорошо заметны, небольшие гребни волн, опрокидываясь, местами образуют белую пену, так называемые «барашки»
4От 125 до 200 смЧетко выраженные волны, «барашки» образуются повсюду

«Барашки» образуются при любом волнении в местах над каким-либо подводным объектом, камнем, скалой, затопленным кораблем и т.д., над так называемым топляком, который чрезвычайно опасен для двигающихся судов и купающихся людей.

При большом волнении нужно:

  • носом лодки резать волну, нельзя оставлять борт перпендикулярно волне, т.к. лодка может опрокинуться;
  • принимать пострадавшего на борт необходимо только с кормы, с бортов – категорически запрещается, т.к. это чревато переворотом маломерного плавсредства, а со стороны носа поднимать человека не всегда удобно;
  • при падении человека за борт на судне подаются три продолжительных звуковых сигнала, длительность которых определена от 4 до 6 секунд;
  • катание на любых плавсредствах детям до 16 лет разрешается только под руководством взрослых и при их участии;
  • к управлению маломерными судами допускаются только те лица, которые имеют специальные права на управление плавсредствами, утвержденные законодательством Российской Федерации.

При эксплуатации моторных лодок и катеров правила и меры безопасности аналогичны требованиям использования гребных и парусных плавсредств.

Типичные нарушения мер безопасности:

  • плавание на неисправном и неукомплектованном спасательными средствами судне;
  • превышение норм грузоподъемности;
  • управление судном лицом, не имеющим право на управление плавсредством;
  • управление и присутствие на борту судна нетрезвых людей;
  • перевозка детей до 16 лет без сопровождения взрослых.

Соблюдение правил эксплуатации плавсредств и выполнение мер безопасности позволяет избежать случаев травматизма людей на воде и уголовной ответственности для организаторов мероприятий на воде!

Меры безопасности при использовании маломерных плавсредств:

Какие вещи и предметы должны находится в лодке по закону – таблица

Вот вам пара таблиц на вскидку, что должно быть в лодке и чем должна оснащаться лодка при нахождении на водоёме (при эксплуатации на воде).

В первой таблице указаны обязательные вещи — комплектация предметами снабжения маломерных судов.

Во второй таблице указаны примерный табель оснащения маломерных судов необходимыми и обязательными вещами (в основном для безопасности жизнедеятельности судна, пассажиров и судоводителя). Картинка кликабельна — кликните увеличиться.

Смотрим внимательно и дополняем, если нет чего-то.

Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)! Семь футов под килем!


Собрался я походить на лодке по воде. Путешествовать. рыбачить. отдыхать с семьей.

1. Перечень бортового оснащения для байдарки

  • Индивидуальные средства безопасности – по числу людей, находящихся на борту,
  • Специальное весло по числу гребцов,
  • Звукосигнальное устройство – допускается замена на свисток спасательного жилета.
  • Индивидуальные средства безопасности – по числу людей, находящихся на борту,
  • Спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров 2 штуки
  • Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001,
  • Моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе,
  • Оборудование для откачки воды из трюма,
  • Ведро на 10 литров
  • Звукосигнальное устройство
  • Ракеты сигнала бедствия красного цвета 6 шт. Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.

Правила безопасности в надувной лодке

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Статьи

Стоит внимательно смотреть на курс лодки и на то, что у нее по носу, так например, притопленная бутылка, на скорости погнет лопасти винта, а коряга проткнет баллон лодки или днище. Поэтому, при волнении или плохой видимости, стоит уменьшить скорость до безопасной, при которой наезд на притопленный предмет будет безопасен.

Двойной проводник, или «заячьи уши»

Понадобится одна веревка. Складываем её вдвое и делаем петлю, в которую снизу продеваем ходовой конец с петлей, но сильно не затягиваем. Должна получиться «пустышка», развязывающаяся, если потянуть за петлю, в противном случае узел будет завязан неверно.

После того, как «пустышка» готова, нижнюю одинарную петлю проносим через двойную верхнюю, за которую после стягиваем узел. Контроль не нужен.


Берем моток, который нужно связать, и находим его конец, что будет ходовым. Складываем его пополам, получаем петлю. Наматываем ходовой конец вокруг нашего мотка. Количество мотков произвольно, но обычно по ширине равняется двум диаметрам обматываемой веревки. После ходовой конец вставляется в сделанную ранее петлю. Узел затягивается, контроль не вяжется.

Требование к связкам

Практически в каждой сфере, где используются узлы, они имеют свою форму и метод вязки, который в определенной ситуации является максимально удобным, надежным и красивым.

Сплетение может быть из нескольких или одной веревки (каната, троса, нитки) разного либо одинакового диаметра.

По применению сплетения могут быть туристическими, морскими, альпинистскими или рыболовными. Для каждой вязки существуют конкретные требования по прочности. Например, альпинистские и туристические связки должны быстро запоминаться, просто вязаться, быть надежными и легко развязываться. Кроме этого, не растягиваться под нагрузкой и не затягиваться намертво без надобности.


Например:

Вяжем встречный узел пошагово

Существует несколько разновидностей восьмерки, но есть универсальная схема вязаная рыболовного узла, применяемая чаще всего (рисунок 1).

Пошагово классическая вязка встречного узла выглядит так:

  1. На одной веревке вяжем обычную восьмерку. Для этого один конец троса нужно загнуть и сделать петлю. Далее нужно провести ее под основной веревкой и сделать вторую петлю.
  2. Свободный конец веревки нужно продеть в первую петлю сформировавшейся восьмерки. Со вторым концом троса нужно провести аналогичные действия, но в зеркальном отображении.
  3. Если вязка была выполнена правильно, получится переплетенная восьмерка. Останется просто ее затянуть, чтобы получить прочное соединение.
Читайте также:  Спиннинг каида фиш отзывы

Рисунок 1. Пошаговая схема вязки

Из этой пошаговой инструкции видно, что узел вяжется очень легко, но обладает достаточной прочностью для использования в туризме, альпинизме и морском деле. Единственный нюанс, который следует учитывать, это то, что для вязки лучше использовать веревки одинакового диаметра.

  1. На одной веревке вяжем обычную восьмерку. Для этого один конец троса нужно загнуть и сделать петлю. Далее нужно провести ее под основной веревкой и сделать вторую петлю.
  2. Свободный конец веревки нужно продеть в первую петлю сформировавшейся восьмерки. Со вторым концом троса нужно провести аналогичные действия, но в зеркальном отображении.
  3. Если вязка была выполнена правильно, получится переплетенная восьмерка. Останется просто ее затянуть, чтобы получить прочное соединение.

Рисунок 1. Пошаговая схема вязки

Узлы часть 1. Базовые узлы

Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов). Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука. Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.

Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.

Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться. Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу. К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.

Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.

Как вязать узлы на веревке: схемы

Рассмотрим туристические узлы. К ним предъявляют определенные требования: они должны просто завязываться, самопроизвольно не развязываться под нагрузкой или же после ее снятия, при переменных нагрузках не «ползти» и не затягиваться «намертво», если в этом нет необходимости. По назначению туристические узлы разделяют на:

7. Линьковая намотка

Очень удобный узел в тех случаях, когда длину веревки приходиться периодически корректировать (в том числе – поддерживая ее в натянутом состоянии). Применяется он при креплении грузов, поднятии предметов на высоту, швартовке лодок, установке растяжек для палаток и тентов, а также во многих других случаях.

Для правильного выполнения узла данного типа необходимо обернуть веревку вокруг прочного статичного объекта (например – дерева), затем завести конец внутрь образовавшейся петли, дважды обернуть его вокруг веревки, вывести из петли и вновь обернуть вокруг веревки, создав, таким образом, узел.

Для правильного выполнения узла данного типа необходимо обернуть веревку вокруг прочного статичного объекта (например – дерева), затем завести конец внутрь образовавшейся петли, дважды обернуть его вокруг веревки, вывести из петли и вновь обернуть вокруг веревки, создав, таким образом, узел.

Часто используемые морские узлы

Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.

  1. Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
  2. Далее его заводят за коренную часть.
  3. Возвращают назад в петлю.
  4. Маленький кончик должен остаться во второй петле.
  5. Выполняют тугое затягивание.

Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.

  1. Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
  2. Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
  3. Плотно затягивают.

Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.

При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.

Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.

Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.

Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:

  1. Две коренные части соединяют.
  2. Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
  3. Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.

Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.

Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.

Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.

Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.


Прочность узла не зависит от выбранной техники вязания. Чтобы крепление выполнило свою функцию, нужно правильно его завязать.

Добавить комментарий