АЭРОСАНИ: ИДЕИ И КОНСТРУКЦИИ

Особенности изготовления лыж

Аэросани самодельные будут иметь в составе, как уже было сказано, скобы-кабанчики, с помощью которых лыжи монтируются на болтах М10 к уголкам. Последние сопрягаются с брусками поперечной балки.

Рассказы об оружии. Аэросани НКЛ-26

Сегодня у нас на повестке дня истинно русская техника — сани. И не простые, а самоходные, которые снабженные двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом. То есть аэросани. И все равно не простые, а бронированные.

История появления отечественных аэросаней восходит к эпохе царской России. Действительно, еще в начале ХХ века, вслед за появлением компактных двигателей внутреннего сгорания были разработаны и построены первые аэросани, которые предназначались отнюдь не для военных нужд, но в качестве легких прогулочных и спортивных экипажей.

Тем не менее, огромные просторы Российской империи при слабой сети дорог, суровые климатические условия русского Севера давно ставили перед конструкторами задачу создания надежного и скоростного зимнего транспортного средства. Поэтому незадолго до начала Первой мировой войны, в 1912 году, на Русско-Балтийском заводе начался серийный выпуск первых отечественных транспортных аэросаней. Однако в войну аэросани использовались весьма слабо, первое боевое применение было зафиксировано в 1915 году, но значительного количества фактов применения аэросаней в военных целях в истории не сохранилось.

Первая советская конструкция аэросаней от Туполева появилась в 1919 году, а к 1930-м годам технологии и конструкторские идеи были доведены до воплощения в серии.

Предтечей НКЛ-26 были аэросани НКЛ-16 конструкции Н. М. Андреева.

Аэросани НКЛ-16 широко использовались на фронтах Великой Отечественной войны, особенно в зиму 1941/42 года. Они применялись для оперативной связи, доставки военных грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции.

При переброске десантов аэросани не только принимали бойцов с полным вооружением на борт, но и буксировали на специальных тросах 18—20 лыжников. В боевых условиях они по бортам буксировали прицепные волокуши, в которых размещались бойцы с пулеметом максим и второй номер расчета с необходимым боекомплектом. Кроме того, огонь из автоматов могли вести через открывающиеся в крыше корпуса люки сидящие в машине бойцы.

Недостатком НКЛ-16 было отсутствие собственного вооружения и бронирования, поэтому в декабре 1941 — январе 1942 года под руководством Н. М. Андреева и М. В. Веселовского началось строительство новых аэросаней НКЛ-26 на Московском глиссерном заводе.

Уже в январе 1942 года на льду Ладожского озера аэросани работали по переброске грузов в Ленинград, а боевые аэросани типа НКЛ-26 несли патрулирование и охранение дороги жизни. С началом войны на базе транспортных аэросаней НКЛ-6 были разработаны специальные разведывательные аэросани НКЛ-26.

После окончания войны большая часть транспортных аэросаней была переданы для использования в народном хозяйстве. Значительная часть НКЛ-26 и НКЛ-16 была передана Министерству связи РСФСР. Они обслуживали доставку почты на регулярных линиях по рекам Амур, Лена, Обь, Северная Двина, Мезень, Печора и других мест, где было невозможно использование обычных транспортных машин. Производство аэросаней было прекращено в 1959 году.

Сани НКЛ-26 имели 10-мм бронированный корпус, обеспечивающий противопульную и противоосколочную защиту.

Вооружение состояло из одного пулемёта ДТ (Дегтярев танковый) калибра 7,62 мм на турели, обеспечивающей почти круговой сектор обстрела. Запас патронов 10 магазинов и 10 гранат РГД-33.

В движение сани приводились двигателем М-11, аналогичным устанавливаемому на самолёте По-2. Мотор, мощностью 110 л.с. обеспечивал саням скорость до 70 км/ч по ровной поверхности и 30-35 км/ч по пересеченной.

На двигатель для запуска с места водителя дополнительно ставили электрический стартёр и генератор. Их место — слева и справа от внешних сторон нижних цилиндров. Двигатель сопрягали ещё с одним агрегатом — подогревателем воздуха на входе в карбюратор. Его установка улучшала работу двигателя при низких температурах, исключая обеднение рабочей смеси, поступающей в цилиндры, и вымерзание всасывающих каналов и карбюратора.

Первые модели были выпущены с деревянным корпусом с четырьмя независимо подвешенными управляемыми лыжами. Каркас собирался из поперечных шпангоутов и продольных стрингеров, а потом обшивался 10-миллиметровой водостойкой фанерой.

Его передняя часть защищалась укреплённым под углом в 60° к вертикали броневым щитом — листом противопульной брони толщиной 10 мм. В щите, перед водителем, находился смотровой люк с откидной створкой, в которой выполнена узкая прорезь. Единственная дверь располагалась слева от водителя, по бортам имелись два небольших окна из обычного стекла для бокового обзора.

В крыше корпуса, над командиром, находилось круглое отверстие, снабжённое усиленной окантовкой. На окантовку закреплялось кольцевое основание, на которое устанавливалась турель для пулемёта типа ДТ. Турель имела бронированный щиток с фигурным вырезом для пулемёта.
Механизм поворота обеспечивал горизонтальный угол обстрела до 300°; 60° приходилось на зону вращающегося воздушного винта.

Были попытки усилить огневую мощь НКЛ-26, например, за счет направляющих с реактивными снарядами.

В задней части, за отсеком командира, размещался бензиновый бак.

Ходовая часть аэросаней состояла из четырёх одинаковых по размерам лыж, полуосей и пружинных телескопических амортизационных стоек. Лыжи открытые, Т-образного сечения, взаимозаменяемые. Передняя часть шире, чем задняя, что способствовало уменьшению бокового трения при движении по рыхлому снегу.

Управление аэросанями осуществлялось с помощью рулевого колеса, через систему тросов и рычагов. При вращении колеса одновременно поворачивались все четыре лыжи, что резко повышало манёвренность.

Состояли на вооружении боевых аэросанных батальонов, которые действовали совместно с общевойсковыми частями (главным образом с лыжниками) и выполняли самостоятельно задачи по службе боевого обеспечения — разведка, связь, преследование и прочее.

Аэросани НКЛ-26 были рассчитаны на экипаж из двух человек — командира машины, одновременно выполняющего в боевых операциях функции стрелка, и водителя-механика.

Аварийный комплект на всякий случай: запасной винт и лыжи. На случай аварии или нехватки топлива.

В целом, НКЛ-16 и НКЛ-26 несли свою службу довольно успешно. И продолжали свою работу после войны.

Данный (и, возможно, единственный в стране) экземпляр НКЛ-26 можно увидеть в экспозиции Музея Отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области.

Возможно, где-то в стране в музеях на Севере остались отдельные экземпляры, но эти сани в музее военной истории в Падиково полностью восстановлены и находятся в полностью рабочем состоянии.


Ходовая часть аэросаней состояла из четырёх одинаковых по размерам лыж, полуосей и пружинных телескопических амортизационных стоек. Лыжи открытые, Т-образного сечения, взаимозаменяемые. Передняя часть шире, чем задняя, что способствовало уменьшению бокового трения при движении по рыхлому снегу.

АЭРОСАНИ: ИДЕИ И КОНСТРУКЦИИ

Самодельные аэросани с аэрокабиной

Опыт работы в области строительства разнообразной автомототехники позволил создать удачную конструкцию самодельных аэросаней, отличающуюся хорошими ходовыми качествами. Аэросани просты в изготовлении, имеют хороший внешний вид, сравнительно высокую скорость. Выбранная схема наиболее подходит для простых и надежных аэросаней индивидуального пользования. Мы рекомендуем ее любителям аэросанного спорта, связистам, рыбакам, охотникам, всем тем, кто хочет сделать аэросани и иметь надежное транспортное средство в заснеженных районах страны.

Рис. 1. Общий вид самодельных аэросаней. Основные размеры.

Конструкция корпуса аэросаней

В конструкцию корпуса самодельных аэросаней входят наборный каркас и обшивка. Каркас состоит из двух лонжеронов 9 размером 35х35х2350 мм, двух силовых стрингеров размером 25х16х2850 мм, пяти стрингеров размером 20х12х2100 мм в передней части корпуса и трех — размером 22х18х745 мм в моторном отсеке. Все детали к передним концам сужены и доведены до размеров: лонжероны — 28×28 мм, стрингеры — 18х10 мм.

Четыре шпангоута 20, 21, 25, 26 выпилены из 10-миллиметровой фанеры (см. шаблоны на рис. 2, вид А), а шпангоуты 20, 21 усилены в верхней части распорками. Сначала монтируется нижняя рама с распорками 49, затем устанавливаются шпангоуты, которые соединяются с распорками угольниками, и стрингеры. Весь каркас самодельных аэросаней собирается на казеиновом клее, а места стыковки тщательно бинтуются марлей, пропитанной клеем. Размеры шпангоутов можно изменить в зависимости от роста водителя, а крепления стрингеров в шпангоутах сделать так, чтобы в каркасе получились замкнутые треугольники и трапеции. Противопожарная перегородка 17 изготовлена из дюралюминиевого листа толщиной 1,5 мм; к ней крепится накладка из липы, в которой сверлится отверстие для установки датчика дистанционного тахометра, соединенного гибким валом с валом винта.

Рис. 2. Узлы и детали самодельных аэросаней:
1 — полуось; 2, 53, 54 — детали рессоры; 3 — кронштейн; 4 — плита; 5 — поднос; 6 — двигатель; 7 — вентилятор; 8 — подшипник; 9 — лонжероны; 10 — шкив; 11 — заливная горловина картера вала винта; 12 — вал винта; 13 — накладка; 14 — картер; 15, 16, 20, 21, 25, 26, 27 — шпангоуты; 17 — противопожарная перегородка; 18 — датчик дистанционного тахометра; 19, 24 — направляющая фонаря кабины; 22 — козырек; 23 — фонарь; 28 — швеллер; 29 — рычаг; 30 — фланец; 31 — рессора; 32 — кронштейн лыжи; 33 — обтекатель; 34 — пружина; 35 — шайба; 36 — пружина; 37 — рычаг; 38 — трос; 39, 40 — болты; 41 — вилка; 42 — кронштейн; 43 — амортизатор; 44 — качалка; 45 — манжета; 46 — основание крепления передней подвески; 47 — уголок; 48 — шайба; 49 — распорка; 50 — сиденье; 51, 52 — подмоторная рама; 55 — соединительная планка; 56 — винт; 57 — опора полуоси; 58 — деталь крепления; 59 — кабанчик.

Борта кабины и обтекатель корпуса вала обшиваются трехмиллиметровой фанерой. Обшивка аэросаней — дюралюминиевые листы толщиной 0,5 мм. В кабине установлено сиденье, изготовленное из трехмиллиметровой фанеры. За сиденьем расположен багажник, где размещаются запчасти, инструмент, запасная канистра с горючим.

Винтомоторная установка аэросаней

На аэросанях применен двигатель от мотоцикла ИЖ-56. Вал винта ставится в подшипниках на каркасе, изготовленном из трубок и швеллеров № 6,5 размером 65х36х5 мм. Двигатель крепится к деревянной плите 4 (размером 385х215х40 мм) четырьмя подкосами 5 и двумя кронштейнами. Она сверху и снизу обшивается пятимиллиметровой фанерой. Под лапки подкосов подкладываются дюралюминиевые уголки. Между плитой и швеллерами помещаются пластины (фанера, текстолит) для регулировки натяжения клиновидны ремней. Вентилятор (300 мм, с большим шагом) системы охлаждения двигателя устанавливается на кронштейне картера. Он изготовлен из липы и пропитан эмалитом.

Читайте также:  Теплообменник для зимней палатки своими руками — чертежи, сборка и монтаж

Передаточное отношение привода вентилятора — 1:2. Цилиндр двигателя заключен в кожух, который способствует лучшему охлаждению. Шкив коленчатого вала (рис. 3) выточен из стали 15ХГС без термообработки. Конусное отверстие шкива тщательно подогнано по размерам коленчатого вала.

Рис. 3. Деталировочные чертежи аэросаней:
1 — вал винта; 2 — картер; 3 — шкив ведомый; 4 — шкив ведущий (коленчатого вала двигателя); 5 — разъемная ступица винта; 6 — деталь крепления магнето; 7 — шпилька; 8 — вал; 9 — фланец; 10 — втулка текстолитовая; 11 — болт крепления фланца (муфты);
А — узел соединения вала двигателя с магнето; Б — магнето.

Винтомоторная установка очень компактна, позволяет в любой момент снять ее с аэросаней и установить на аэроглиссер (на последнем обязательно дополнительное охлаждение).

Вал винта установлен в двух подшипниках (радиальном и радиально-упорном).

Ходовая часть аэросаней

Лыжи изготовлены из 10-миллиметровой фанеры, усилены березовыми брусками размером 30х20х1000 мм, листами из нержавеющей стали толщиной 0,3 мм. Кабанчик 59 крепится к лыже болтами М6 с потайной головкой. Лыжи имеют подрезы, изготовленные из стальных трубок 8 мм, длиной 430 мм. Концы последних сплюснуты. Подрезы крепятся к лыже в средней части под кабанчиком болтами М6 с потайной головкой. Они устраняют нежелательные изгибы полуосей при поворотах и наездах на препятствия. Носовые части лыжи слегка распаривают в кипятке и выгибают на стапеле. Чтобы сохранить эту форму, устанавливают стяжную алюминиевую пластину толщиной 3 мм. Подвеска лыж — деревянная рессора изготовлена из трех частей. Нижняя выполнена из березовой доски размером 25х130х1400 мм (к концу сужена до 70 мм), к которой крепится полуось 1 длиной 300 мм (стальная трубка 20 мм). Вторая часть 54 (18х130х1160 мм) и третья 53 (15х130х750 мм) изготовлены из сосновых досок. Все три части стягивают дюралюминиевыми уголками и болтами М8. Амортизаторы 43 предотвращают зарывание лыжи в снег. Они изготовлены из резинового жгута сечением 1 см 2 . Точка приложения равнодействующей веса аэросаней и силы тяги, которая направлена в нашем случае по передним подкосам кабанчика, располагается сзади центра площади лыж на 100 мм, что создает последним при движении уклон 1—2°. Задние лыжи нагружены немного больше, чем передняя. Все это создает условия для быстрого выхода лыж на поверхность снежного покрова.

Передняя лыжа аналогичной конструкции управляется ногами с помощью педалей, качалки 47 (дюралюминиевый уголок), двуплечего рычага 37 (велосипедный руль, рукоятки срезаны) и тросов 38. Кожаная манжета между ними предохраняет тросы от повреждения. Вилка лыжи — от старого велосипеда. Недостаток — пружинная амортизация не обеспечивает надежного гашения колебаний, и лыжа имеет тенденцию к произвольному повороту. В последнем варианте нами разработана другая подвеска передней лыжи, которая показана на рисунке 2 (вид Б). Вилка с пружиной заменена амортизирующим элементом, состоящим из дюралюминиевого швеллера 28, фланца 30 (который крепится четырьмя болтами к швеллеру) и куска автомобильной рессоры 31, которые соединяются болтами. Очень важно, чтобы ось вращения лыжи отстояла от оси вращения амортизирующего элемента на 100—150 мм назад. Это необходимо для того, чтобы лыжа в случае обрыва троса могла находиться во флюгерном положении, то есть была горизонтальна.

Расчет и изготовление винта — дело сложное и кропотливое. Здесь даны лишь шаблоны двух типов винтов (рис. 4), применявшихся в нашей конструкции.

Рис. 4. Винты.
Углы атаки винта в сечениях таковы:
для винта 1300 мм (25% — 25°; 50% — 14°; 75% — 10°; 90% — 8°; 100% — 6°);
для винта 1400 мм (25% — 27°; 50% — 20°; 75% — 15°; 90% — 13°; 100% — 10°).

Первый — 1300 мм, шаг — 760 мм, при N = 15 л. с. — для движения аэросаней в нормальных дорожных условиях, второй — 1400 мм, шаг — 850 мм, узколопастный — для достижения максимальной скорости при хороших дорожных условиях.

Практика показывает, что при числах оборотов винта 1400—1600 об/мин и мощности двигателя 13—15 л. с. наиболее подходит винт диаметром 1500 мм и шагом 500—600 мм. При той же мощности, но при числах оборотов 2200—2400 об/мин диаметр винта — 1200—1300, шаг — 650—700 мм.

В кабине водителя имеется приборная доска, изготовленная из листового текстолита, в нее вмонтированы приборы: указатель уровня топлива, питающийся от двух батарей карманного фонаря, тахометр, амперметр, замок зажигания и др. С левой стороны установлено зеркало. Козырек 22 изготовлен из оргстекла толщиной 3 мм, а фонарь 23 — из двухмиллиметрового.

В кабине слева находятся рычаги управления дроссельной и воздушной заслонками карбюратора; на полу — ручка управления тормозным щитком; на ручке сверху — рычажок декомпрессора. Тормозной щиток изготовлен из половинки тонкостенной трубы V-образной формы и дюралюминиевого листа. Он крепится к нижней доске рессоры шарнирно. В нерабочем положении он удерживается резиновым амортизатором, а при торможении отклоняется вниз и вперед ручкой управления.

По такой схеме можно построить двух- и трехместные аэросани с более мощным двигателем. Придется только увеличить размеры. Можно сделать каркас сварной конструкции из тонкостенных трубок, улучшить заднюю подвеску самодельных аэросаней — сделать ее с пружинно-гидравлическими амортизаторами.

© “Энциклопедия Технологий и Методик” Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Борта кабины и обтекатель корпуса вала обшиваются трехмиллиметровой фанерой. Обшивка аэросаней — дюралюминиевые листы толщиной 0,5 мм. В кабине установлено сиденье, изготовленное из трехмиллиметровой фанеры. За сиденьем расположен багажник, где размещаются запчасти, инструмент, запасная канистра с горючим.

Устройство аэросаней

Любые аэросани состоят из трех основных компонентов:

  1. корпуса;
  2. двигателя;
  3. воздушного винта.

Технически их конструкция предельно простая, что позволяет при некоторых знаниях, навыках и, желательно, опыте сделать аэросани своими руками. Конструкция может быть оснащена 3-4 лыжами, или же опираться всей своей нижней поверхностью, что обычно используется на амфибиях. Воздушные винты для аэросаней в большинстве случаев используются толкающие двух-, трех- или четырехлопасные. Управляется транспортное средство с помощью поворотных лыж или воздушных рулей, а тормоз может быть реализован посредством реверса воздушного винта или конструкции, упирающейся в снег.

Аэросани Lotus

Аэросани часто оснащаются закрытой кабиной с отоплением, т.к. передвигаться приходится при низких температурах и сильном ветре, который создается воздушным винтом. Мощность двигателя может составлять от 5 до 300 и более л.с. Кузов делается с максимально низким коэффициентом лобового сопротивления, что улучшает эффективность и снижает расход топлива. При малой массе и хорошей аэродинамике скорость аэросаней даже с 15-20-сильным двигателем может составлять более 100 км/ч. Расход топлива при этом может быть даже ниже, чем у снегохода. Многое зависит от воздушного винта, низкая эффективность которого не позволит реализовать всю мощность двигателя.


Технически их конструкция предельно простая, что позволяет при некоторых знаниях, навыках и, желательно, опыте сделать аэросани своими руками. Конструкция может быть оснащена 3-4 лыжами, или же опираться всей своей нижней поверхностью, что обычно используется на амфибиях. Воздушные винты для аэросаней в большинстве случаев используются толкающие двух-, трех- или четырехлопасные. Управляется транспортное средство с помощью поворотных лыж или воздушных рулей, а тормоз может быть реализован посредством реверса воздушного винта или конструкции, упирающейся в снег.

Двигатели для аэросаней

Для создания саней своими руками можно использовать двигатель от мотоцикла ?Юпитер? или автомобиля ?Жигули?. Основные узлы и детали двигателя включают в себя: крышку редуктора, заднюю и переднюю пластины, прокладки, ведущую шестеренку, корпус цилиндра и кронштейн крепления. Наиболее часто используемыми моторами являются:

? Карбюратор К-62И с двумя цилиндрами ? в данном механизме используется редуктор от газораспределительного устройства трактора МТЗ-80. Двигатель оснащен специальным электростартером и аккумулятором. Механизм зажигания работает от батареи. Топливный бак способен вместить до 30 л бензина.

? Д-30 ? в данном модуле отсутствует редуктор на воздушный винт. Тяга составляет 40 кгс. Применяется на легких аэросанях, в основном на тех, которые сделаны своими руками, а не на серийных. Установка такого типа устройства зависит от расчета характеристик корпуса.

? Д 15 ? отличается от аналогов наличием цепного редуктора, прикрепленного на воздушный винт. Последний имеет диаметр 1,4 м и развивает достаточное тяговое усилие в 60 кгс. Разновидность двигателя Д15 ? Д-15z ? оборудован зубчатым редуктором. Рекомендуется к использованию в аэросанях и парапланах. Шестеренки, которые установлены в редукторе, также применяются в газораспределительном механизме КАМАЗ-740. Все двигатели данной серии имеют топливный бак на 15 л.


В качестве основного материала будут служить фанера и доски. Лучшим вариантом станет использование разновидностей БС-1 или ФСФ, потому что обычный элемент не может выдержать повышенную влажность. Фанера предварительно обрабатывается лаком, наносятся другие специальные покрытия.

АЭРОСАНИ: ИДЕИ И КОНСТРУКЦИИ

Конструктивные схемы аэросаней

В течение более пятидесяти лет отрабатывалась конструктивная схема аэросаней, и теперь, говоря «аэросани», можно зрительно представить себе, что это за машина. Но тем не менее этого еще недостаточно, так как сама схема аэросаней может быть выполнена различно как по компоновке, так и по конструктивному выполнению ее отдельных узлов, агрегатов и деталей.

Обычно аэросани (рис. 7) состоят из корпуса, винтомоторной установки, ходовой части, управления лыжами и двигателем и оборудования.

В корпусе 4 размещается все оборудование, водитель и пассажиры. На нем крепят детали винто-моторной установки и элементы ходовой части — подвески лыж.

Винто-моторная установка состоит из двигателя 14; воздушного винта 13; подмоторной рамы 15, 16> ограждения воздушного винта 10; деталей и агрегатов, обеспечивающих нормальную работу двигателя; топливного бака 18; аккумуляторной батареи; выхлопных труб; обтекателей или капотов двигателя и проч.

В ходовую часть входят передние 1, обычно управляемые, лыжи; задние 21 лыжи с кронштейнами-кабанчиками для их крепления; задняя стойка 22 с подкосами и амортизаторами, воспринимающими удары лыж о неровности и препятствия, встречающиеся на пути.

Управление лыжами и двигателем состоит из румпеля или рулевой колонки и рулевого колеса; передачи от рулевой колонки на лыжи, выполненной тросами, переброшенными через ролики, или жесткими тягами; передней поворачивающейся оси 3 с указателем поворота передней лыжи; тормоза ручного или размещенного в лыжах 23—25; педали или ручного сектора управления двигателем и его агрегатами.

Читайте также:  Балансиры для зимней рыбалки: на судака, на окуня, новинки 2019

В оборудование входит все электрооборудование, включая и фары 2 для обеспечения движения в ночное время, сиденье 6; ветровое стекло; противопожарные средства и проч.

Схема аэросаней может изменяться в зависимости от требований, положенных конструктором в основу создания машины и конструктивного выполнения ее отдельных элементов.

Если не касаться оформления конструкции, то есть

не рассматривать тип корпуса (закрытый он или открытый и т. п.), а иметь в виду лишь те положения, которые определяют принципиальное различие и позволяют конструктору получить то или иное преимущество, то все существующие типы аэросаней можно классифицировать по расположению и количеству лыж, по расположению воздушного винта, двигателя и передаче крутящего момента на воздушный винт.

Рис. 7. Легкие аэросани с двигателем «ПД-10» (конструкция П. В. и Г. П. Мухиных из г. Ханты-Мансийск, Тюменской области): 1 — передняя лыжа; 2 — фара; 3 — поворотная ось; 4 — корпус; 5 — ручка управления двигателем; 6 — сиденье; 7 — узел крепления подкоса моторной рамы; 8 — подкос рамы, 9 — спинка сиденья; 10 — ограждение воздушного винта; 11 — магнето; 12 — бензиновый насос; 13 — воздушный винт; 14 — двигатель «ПД-10» с цилиндром от двигателя мотоцикла «ИЖ-49» или «ИЖ-56»; 15 — моторная рама; 16 — стойка рамы; 17 — бензиновый трубопровод; 18 — бензиновый бак; 19 — узел крепления на корпусе; 20 — поперечная доска;
21 — .задняя лыжа; 22 — стойка крепления лыжи; 23 — лопатка тормоза; 24 — ось рычага тормоза; 25 — рычаг тормоза.

Рис. 8. Наиболее распространенные схемы расположения и количества лыж.

По расположению и количеству лыж возможны следующие схемы.

Трехлыжная с одной передней управляемой лыжей (рис. 8, а).

Трехлыжная с одной задней управляемой лыжей (рис. 8,б).

Трехлыжная мотоциклетная схема с одной лыжей, расположенной сбоку (рис. 8, в). В этом случае движущиеся аэросани оставляют на снегу два следа, что значительно снижает сопротивление их движению по сравнению со схемами, показанными, на рисунке 8, а, б.

Четырехлыжная схема с двумя передними управляемыми лыжами (рис. 8, г). При движении по прямой аэросани оставляют два следа, но при входе в поворот все четыре лыжи идут по разным радиусам и оставляют четыре следа, что повышает сопротивление движению.

Четырехлыжная схема со всеми управляемыми лыжами (рис. 8, д). Аэросани при движении по прямой и на повороте оставляют только два следа. Недостатками этой схемы являются: довольно сложная схема подвески

лыж, которая должна осуществляться на карданных сочленениях, позволяющих лыжам двигаться во всех направлениях; более сложное управление лыжами; неустойчивость хода аэросаней на больших скоростях из-за повышенной чувствительности машины к изменению положения лыж по отношению к продольной оси машины и наличия больших люфтов в многочисленных соединениях подвески лыж и системы управления.

По расположению воздушного винта аэросани подразделяются на машины с толкающим воздушным винтом и с тянущим воздушным винтом.

Преимущество последней схемы заключается в том, что воздушный винт работает в невозмущенном потоке воздуха и, следовательно, с большим к. п. д. Недостаток — плохой обзор дороги водителем и сильный обдув машины струей воздуха, отбрасываемого винтом.

По расположению двигателя и передаче крутящего момента на воздушный винт возможны следующие схемы.

Рис. 9. Схемы расположения двигателя.

С высоким расположением двигателя и винта (рис. 9, а). При этом воздушный винт устанавливается обычно непосредственно на хвостовик коленчатого вала двигателя или на специальный вал, являющийся продолжением коленчатого вала. Преимуществом этой схемы является сравнительная простота установки винта, недостатком — высокое расположение центра тяжести, ухудшающее устойчивость аэросаней.

Со средним расположением двигателя (рис. 9, б) и с установкой воздушного винта на специальный вал с передачей вращения на него через редуктор, зубчатый или цепной.

С низким расположением двигателя (рис. 9, в), установкой воздушного винта на отдельном валу, который расположен на специальной раме — раме винта, и с передачей крутящего момента на этот вал цепью или клиновидными ремнями. Преимуществом этой схемы является низкое расположение центра тяжести, недостатком — наличие специальной рамы для установки вала винта и деталей передачи крутящего момента на винт — цепей и зубчатых колес или ремней и шкивов.

Практика показала, что в большинстве случаев выбор схемы расположения двигателя зависит не от желания конструктора, а от имеющегося у него того или иного двигателя.

Тип двигателя во многом диктует конструктору и схему его установки, о чем будет сказано несколько позже.

лыж, которая должна осуществляться на карданных сочленениях, позволяющих лыжам двигаться во всех направлениях; более сложное управление лыжами; неустойчивость хода аэросаней на больших скоростях из-за повышенной чувствительности машины к изменению положения лыж по отношению к продольной оси машины и наличия больших люфтов в многочисленных соединениях подвески лыж и системы управления.

АЭРОСАНИ: ИДЕИ И КОНСТРУКЦИИ

+7 47133 2-17-83
+7 47133 2-13-92

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

  • Главная
  • Новости
  • Стратегия президента
  • Статьи
  • Фото
  • Конкурсы
  • Финансовая грамотность
  • ЖКХ
  • Баннеры
  • О нас
  • Видео
  • Контакты
  • Объявления

РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МАЯК»

Наш адрес: 306800

Прием рекламы: (47133)

Аэросани своими руками

Наверное, в детстве у каждого из нас была какая-то мечта. Но далеко не всем удалось ее осуществить. А вот у Александра Овсянникова из поселка Горшечное, хоть и спустя годы, но это получилось. Нынешней зимой он успешно опробовал сделанные своими руками аэросани.

– Мечта была давняя, но все как-то то времени не хватало, то возможностей, – рассказывает горшеченский умелец, заводя и вывозя для показа свое техническое творение.

Необычная конструкция на трех лыжах и с винтом сзади движется неожиданно легко. Да и выглядит, несмотря на ширину с легковую машину и длину метра в три, воздушно. Хотя это впечатление, скорее всего, обманчиво. Все-таки вес «воздушных лыжных саней» 110 килограммов.

– Год назад увидел в Интернете как сделать аэросани своими руками, вспомнил детскую мечту и, что называется, «загорелся», – продолжает рассказ Александр Борисович, – решил попробовать.

Посмотрел несколько вариантов, взял из них самое подходящее, нарисовал свою конструкцию аэросаней. Летом во время отпуска начал воплощать идею в реальность. На это понадобились около пяти месяцев времени и немало труда.

-Двигатель и амортизаторы покупал, винт по моему заказу сделали. А все остальное – моя работа.

Основа конструкции из металлической профтрубы – три легкие пластиковые лыжи, укрепленные на таких же пластиковых трубах. Их мастер сделал из подручных материалов, имевшихся дома. Профтрубу покупал, вымерял, сваривал сам, кропотливо все вымеряя и подгоняя. Передняя лыжа соединена с рычагом, с помощью которого аэросани управляются. Еще один рычаг внизу сидения – тормоза в виде (было неожиданно!) небольших граблей. Сзади – винт 170 сантиметров, мотор 18,5 лошадиных сил и бензобак на шесть литров. Вот собственно и все аэросани, цель которых – передвижение по снегу с помощью воздушно-винтовой тяги.

Несмотря на внешнюю простоту, сделать и «довести до ума» конструкцию оказалось не так-то легко. Но руки у нашего героя умелые (неслучайно учителем технологии в школе трудится), а желание было большим.

– Мастерская у меня прямо во дворе была, работал в свободное время. Его, как всегда, было мало, но к снежному сезону успел.

Уже в конце ноября Александр Борисович опробовал свою работу. Сначала во дворе, учась, потом проехался по снегу за Горшечным. Испытания показали надежность аэросаней, без проблем поднимавших своего создателя даже на крутую горку, не говоря уже о простом движении по снегу.

– Вообще аэросани могут развивать скорость до 80 километров в час. Конечно, на такую я не рискнул, но и скорость вполовину меньше по снежному бездорожью впечатлила, – улыбается мастер.

А вот жена Александра, хоть и поддержала мужа в его желании сделать аэросани, покататься на них решилась только во дворе на минимальной скорости. Кстати, аэросани спокойно везут двоих человек.

Испытания выявили и те моменты, которые нужно доработать. Первое – это установить переднее стекло и сделать пластиковую кабину. Аэросани предназначены для езды зимой, а без них, когда ветер в лицо, сложновато. Еще мастер подумывает установить глушитель, усовершенствовать тормоза и установить вместо рычага руль с усилением, чтобы было легче управлять. Сомневаться, что у него все это получится, не приходится.

– Вот здесь под сидением хочу сделать багажник для перевозки вещей, фотоаппарата. Я занимаюсь фотоохотой, и аэросани делал с прицелом для этого. Вообще, они удобны для передвижения по снегу, экономичны – на полном бензобаке в шесть литров (заправляю 92-й бензин) может проехать около 80 километров.

А уж об их проходимости и говорить не приходится – проедут по самому глубокому снегу. И даже липкий и «тяжелый» снег для них не помеха.

Свои аэросани и их возможности А.Б. Овсянников снял и продемонстрировал на ютубе. Видеоролик нашего земляка, несмотря на то, что появился всего неделю назад, собрал сотни просмотров и множество восторженных отзывов.

Официальный сайт газеты «Маяк» Горшеченского района Курской области. Газета «Маяк» издается с сентября 1931 года.

Использование в мирный период

Конструкторским Бюро Н. И. Камова разработали в 1959 году аэросани «Север2» серийный выпуск составлял сто моделей. В 1962 году завод «Прогресс» выпускает в производство серию усовершенствованных аэросаней Ка-30. Предприятием «Дальмашзавод» в 1966 году выпускалось до 30 моделей за год.

Данная модель вмещала 8-10 пассажиров.

Предназначалась для регулярных перевозок людей, грузов, врачей в малодоступную местность, такую как:

  1. Сибирь;
  2. Крайний Север;
  3. Дальний Восток;
  4. Казахстан.

Часто работа аэросаней проводилась в тяжелой погодной обстановке, при морозе ниже 40 градусов, по снежным и ледовым торосам.

За год транспорт пробегал до 15 тыс. км. В летнюю пору машину оборудовали поплавками и применяли для передвижения по рекам в качестве глиссеров. Сняты с эксплуатации в 1980 году из-за износа.

Читайте также:  Катушки Shimano


Для военных нужд, в первые, машинами начали пользоваться в 1915 году как транспортом передвижения или для поддержания связи между военными отрядами. В 1939-1940 годах Красная Армия обладала аэросанными батальонами, использовавшиеся в боевых вылазках в войне с белофиннами. Также их задача заключалась:

Автомобильный портал. Ответы на вопросы

При создании “Кометы” выдерживался основной принцип конструирования: использование минимума дефицитных и дорогостоящих материалов при максимальной простоте изготовления. Особое внимание” было обращено на снижение веса машины. И несмотря на то, что “Комета” имеет не три, как “Старт”, а четыре лыжи, она легче на 21 кг (вес “Кометы” – 84 кг, “Старта” – 105 кг). Корпус “Кометы” изготовлен из брусков и цельных еловых досок толщиной 16 мм. Его конструкция показана на рисунке 2. Лыжи крепятся симметрично к двум поперечным доскам. Передние лыжи управляемые.

Аэросани:ИДЕИ И КОНСТРУКЦИИ:Обзор ЛЫЖ для Аэроса́ней

  • เผยแพร่เมื่อ 19 พ.ย. 2019
  • Аэроса́ни:ИДЕИ И КОНСТРУКЦИИ:Обзор ЛЫЖ для Аэроса́ней
    Аэроса́ни – самоходное транспортное средство с воздушным винтом в качестве движителя, опирающееся на лыжи, предназначенное для передвижения по снегу и льду.
    Интерес к аэросаням как индивидуальному средству передвижения по зимнему бездорожью и спортивному типу моторной техники проявлялся давно. Но столь массовому, как сейчас, увлечению любительскими аэросанями способствовало, несомненно, повышение общего технического уровня молодежи. По далеко не полным сведениям, число аэросаней, построенных любителями с 1968 года, увеличилось почти вдвое.
    На THclips канал ВРЕМЯ ПЕРВЫХ thclips.com/video/WzV6-YzKm9o/วีดีโอ.html
    ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА
    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ДОБРОВОЛЬНЫХ НАЧАЛАХ
    ☑️ВСЕХ БЛАГ ВАМ ДРУЗЬЯ!
    ЖМУ ВАМ РУКИ!
    ️Помочь проекту (не забывайте указывать имя или ник)
    Донат $$ www.donationalerts.ru/r/fedortv
    Сбербанк: 4276 0215 5573 2556
    QIWI кошелек: +79132799924
    ———————————————————————————————————–
    самаЯ лучшаЯ оценкА для Нас этоЛАЙК,РЕПОСТ,коММЕнтарий
    ———————————————————————————————————–
    Помощь каналу! Не забывайте указывать Ник или Имя
    Сбербанк: 4276 0215 5573 2556
    ———————————————————————————————————–
    ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА Донат www.donationalerts.ru/r/fedortv
    Альтернативная ссылка:www.donationalerts.ru/c/fedortv
    Вы можете использовать альтернативную ссылку если основная по каким-то причинам не подходит (например, не проходит антиспам систему). Гараж 22
    Понравилось? Нажимай и подписывайся:goo.gl/d87J6p
    ———————————————————————————————————–
    Понравилось? Нажимай и подписывайся:goo.gl/d87J6p
    Помочь проекту (не забывайте указывать имя или ник)
    Донат $$ www.donationalerts.ru/r/fedortv
    ———————————————————————————————————–
    ️КАК Сделать Аэрокатамаран
    1 Часть thclips.com/video/HS-h41vF_Sg/วีดีโอ.html
    2 Часть thclips.com/video/vPLiQy9WFTs/วีดีโอ.html
    3 Часть thclips.com/video/CN3D8h6Z5jA/วีดีโอ.html
    4 Часть thclips.com/video/UzzI14khtI8/วีดีโอ.html
    5 Часть thclips.com/video/jaySScZqMLU/วีดีโอ.html
    6 Часть thclips.com/video/AwWIifI5zwM/วีดีโอ.html
    7 Часть Испытание thclips.com/video/Kgn51pN4mtU/วีดีโอ.html
    8 Часть Как упоительны в России вечера Прогулка на катере
    thclips.com/video/qWfv6E4S9Vk/วีดีโอ.html
    ———————————————————————————————————–
    ️КАК СДЕЛАТЬ АЭРОСАНИ ГОЛИАФ Своими руками
    1 Часть thclips.com/video/OSjhQjYPTHo/วีดีโอ.html
    1 Часть thclips.com/video/4usnI-jc31w/วีดีโอ.html
    3 Часть thclips.com/video/LXR7dFRV040/วีดีโอ.html
    4 Часть thclips.com/video/yUXDLQpu3aA/วีดีโอ.html
    5 Часть thclips.com/video/-BmQDdhHXOg/วีดีโอ.html
    6 Часть thclips.com/video/smyiWUdFpp8/วีดีโอ.html
    7 Часть thclips.com/video/Nw5poE8866M/วีดีโอ.html
    8 Часть thclips.com/video/n8IndHkWi_Q/วีดีโอ.html
    9 Часть thclips.com/video/LtrLDZnwfPo/วีดีโอ.html
    10 Частьthclips.com/video/7a26ikQklYA/วีดีโอ.html
    Гонки БАГГИ VS АЭРОСАНИ ГОЛИАФ™ thclips.com/video/8t9qVLLDVOY/วีดีโอ.html
    ️Вид С Птичьего Полета Видеоклип Гараж 22 Аэросани thclips.com/video/tAK92Kc5BgM/วีดีโอ.html
    ———————————————————————————————————–
    Мой Instagram: feador_tv.
    avito www.avito.ru/user/58d4d58c778.
    «ГРУППА В КОНТАКТЕ» club16
    Я В Контакте для подписчиков: feadortv
    Интересная Группа в Одноклассниках | OK.RU: ok.ru/group/54985064644720
    —————————————————————————————————–
    #ПопалиВшторм
    #ВремяПервых
    #FEADORSIBERIA
    #помогитепридуматьизобретение
    #какпридуматьизобретение
    #чтоможноизобрестинового
    #чтоизобрестиполезного
    #вещикоторыенужноизобрести
    #изобретениякоторыеещенепридумали
    #какиеизобретенияможнопридумать
    #сделайсамютуб
    #сделайсамдлядома
    #сделайсамсвоимируками
    #ТворчествоСвободаЖизнь.
    #FEADORTV
    #ФЕАДОРТВ
    #ФЕДОР
    #ЗИМА
    #ЭКСТРИМ
    #КАКСДЕЛАТЬ
    #гараж22
    #гараж
  • แนวปฏิบัติและการใช้ชีวิต

Привет наш друг.Очень круто.Фёдор ваши аэросани потрясающие!

Прикормка во льду

Этот метод поможет, когда стандартные способы не дает использовать ерш. Мотыль или мормыш заливается водой в силиконовые формочки и замораживается. Для отрицательной плавучести туда же добавляется песок. Эти ледышки опускаются в лунку и, постепенно оттаивая и освобождая частички, приманивают рыбу.

Этот метод поможет, когда стандартные способы не дает использовать ерш. Мотыль или мормыш заливается водой в силиконовые формочки и замораживается. Для отрицательной плавучести туда же добавляется песок. Эти ледышки опускаются в лунку и, постепенно оттаивая и освобождая частички, приманивают рыбу.

Роль запахов в жизни щуки

Рыба нехищная при попытке отличить съедобное от несъедобного заранее обнюхивает
приманку. Единовременно с этим она пробует ее на вкус и проверяет губами мягкость и неимение опасных сторонних предметов в еде. Хищники же ведут себя больше круто и враждебно. У всех свои манеры, но рассматриваемая нами щука охотится так:

  • боковой линией «засекает» добычу;
  • визуально отслеживает ее;
  • делает бросок;
  • обедает.

Запах требуется только на стадии броска. В данный момент она пытается установить природу своей добычи и вероятность употребления ее в пищу. Причем вдалеке не неизменно полученная информация прерывает бросок хищницы.

Скажем, при попытке напасть на пищу например несъедобный предмет (тряпку, пакет) она может и не остановиться на начатом, почувствовав безвкусный запах. Стоит подметить, что отслеживается это в основном во время жора. В данный период щуки атакуют все, что движется.

Важно .При атаке запах имеет малое значение для щуки. Но вот при заблаговременном определении местоположения добычи он может сыграть крупную роль. Охотница способна почувствовать запах крови примерно за километр, что играет крупную роль в деле привлечения хищной рыбы.

Рецепт одинаков для всех видов ароматизаторов:

Особенности применения аттрактантов на щуку

Правильно использовать активатор клева при ловле хищной рыбы умеют не все. Поэтому рекомендуем вам учитывать следующее:

  • Подбирать аттрактанты необходимо ориентируясь на то, какой именно корм является в это время на конкретном озере или реке основной пищей хищника. К примеру, это может быть рыба, разные земноводные или какие-нибудь моллюски. Соответственно, вкус и запах такого вещества должен напоминать щуке о ее привычном рационе.
  • Хищницу не заинтересовать искусственными запахами. Выбирайте аттрактанты с натуральными ароматами – сельдь, креветка, рак и пр.

  • Спустя каждые полчаса нужно «обновлять» приманку, нанося свежую порцию вещества. Средняя продолжительность действия активатора клева – 20-30 минут. Это время меняется в зависимости от силы течения, состава воды, ее температуры, количества зацепов и др. факторов.
  • Смешивать на одной приманке разные активаторы клева нельзя. Может получиться так, что «синтезированный» запах вызовет у щуки неприязнь.
  • Активаторы в виде геля или пасты наносятся не точками, а бороздками или линиями вдоль всего тела приманки. Так, увеличивается вероятность того, что при атаке щука сумеет «вкусить» ароматизатор и почувствовать его.
  • Некоторые приманки лучше обрабатывать аттрактантами заранее. К примеру, силиконовые твистеры, виброхвосты, черви и т. п. Только хранить их затем следует в герметичной упаковке. При этом нельзя забывать, что «силикон» часто обработан заводской смазкой, которая не держит запахи. Подобные приманки нужно сначала почистить, обмыть и высушить. После чего можно наносить на них аттрактанты.
  • Рекомендуется для начала использовать самые малопривлекательные или менее концентрированные запахи. Постепенно нужно вводить более «сильные» ароматизаторы. Это приумножит ваш шанс на хороший клев.

Мы перечислили основные нюансы использования аттрактантов для ловли щуки. Осталось акцентировать ваше внимание лишь на еще одном моменте. Когда в водоеме плавает много мелкого мусора (взвеси, травы, мути и пр.), наблюдается цветение или гниение растительности, то аттрактанты никакого эффекта не дадут. Почему? Выделим несколько причин:

  1. Ароматизаторы легко перебиваются прочими запахами.
  2. В такой грязной воде уменьшается количество кислорода, и рыба не реагирует на них.
  3. Меняется поведение щуки. Она проводит время в укрытиях, а питается лишь тем, что плавает у нее практически перед носом.

  1. Берем 30-50 г вазелина, одну-две ложки или капсулы рыбьего жира (допустимо заменить их на жидкий ароматизатор).
  2. Тщательно смешиваем эти ингредиенты. Можно руками или вилочкой.
  3. Добавляем соль (чайную ложку). Опять все перемешиваем.
  4. Заправляем получившийся гель в шприц. Аттрактант на щуку готов!

Достоинства и недостатки добавок

На сегодняшний день для рыболовов-зимников всевозможные добавки представлены в достаточно большом ассортименте.

Так, можно встретить жидкости с ярко выраженными запахами, предназначенные для привлечения рыбы. Достаточно лишь вылить определенное количество этого раствора в лунку — и результат не заставит себя ждать. Вот только есть как сторонники, так и противники этого приема.

Для скептического отношения к такой разновидности приманки есть несколько аргументов:

  • Большинство добавок этой группы изготовлены на масляной основе, поэтому плохо растворяются в воде.
  • Жидкость попадает и задерживается на леске, переходит на наживку или насадку и в итоге оказывается на руках рыбака. Такой едкий запах трудно выводится в походных условиях.
  • Как уже было сказано выше, в зимний период аромат плохо распространяется в воде, оставляя лишь в небольшом пространстве перенасыщенное пятно, которое может отпугнуть рыбу.

Среди всего многообразия довольно большим спросом пользуются ароматизированные трубочки. В применении они весьма просты: достаточно лишь надеть 1-2 штуки на леску чуть выше крючка или мормышки.

Эффективность такого ароматизатора весьма высокая, что отмечено опытными рыболовами-зимниками. Кстати, их действие проявляется не только в первое время, но и после некоторого истощения запаха.

Помимо трубочек и жидкостей с усиленным запахом, в специализированных магазинах встречаются и стандартные смеси для подледной ловли. Выбирая прикорм, стоит обратить внимание на характеристики распространения аромата.

Если на упаковке указано, что данный состав предназначен для ловли плотвы в зимний период, а радиус распространения запаха довольно обширный, то лучше от него сразу отказаться.

Безусловно, промышленные прикормы заслуживают определенного доверия.

Однако при желании можно без особого труда приготовить такую смесь самостоятельно, главное – не забывать о мелкодисперсности. Для этого идеально использовать манную крупу, семена подсолнечника, панировочные сухари и прочие мелкие вещества. Конечно, следует знать, что для каждого водоема нужен свой определенный прикорм.

В недавнее время большой популярностью пользовались натуральные ароматизаторы: ванилин, корица, анис, толокно, сухое молоко и пр. Сейчас уже появились достойные искусственные заменители, но здесь дело сугубо личное, на свой вкус.


Жмых чаще всего используют подсолнечный, мелкого помола. Он обладает длительным сроком хранения за счет удаления из него быстро окисляющегося компонента (масла). Этот ингредиент весьма привлекателен для рыб, поскольку находящиеся в нем полезные вещества, в частности белок, содержатся в достаточном количестве. Заинтересовывают и всплывающие легкие частички этого ингредиента, которые уносятся течением.

Аттрактант для щуки

Это практически самый привередливый хищник, которого искусственными запахами приманить и заинтересовать сложно. Поэтому рыбалка на щуку должна производиться с помощью натуральных ароматизаторов. Поскольку хищная рыба в основном охотится, лучше всего она клюет на запах крови. Опытные рыболовы увеличивают естественный запах приманки, делая надрезы на рыбке.


У каждого вида хищной рыбы имеются свои предпочтения, поэтому используются и различные ароматизаторы.

Добавить комментарий